Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что осталось от бизнеса западных инвестбанков в России после пяти лет санкций » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что осталось от бизнеса западных инвестбанков в России после пяти лет санкций

12 августа 2020 smart-lab.ru
Доходы инвестбанков в России за пять лет санкций упали на 50% — до менее чем $180 млн. Несколько «дочек» крупных иностранных инвестбанков выбыли из топ-10 самых успешных организаторов сделок. Forbes разобрался, чем живут западные инвестиционные банки сегодня
На прошлой неделе российское подразделение американского инвестбанка Morgan Stanley в своем годовом отчете написало о планах свернуть банковскую деятельность в России в первом квартале 2020 года. Morgan Stanley также планирует отказаться от брокерской и депозитарной лицензий и перевести бизнес в новую компанию, которая будет оказывать консалтинговые услуги в области инвестиций и недвижимости.

После введения западных санкций в 2014 году Morgan Stanley старался переводить лучших сотрудников в Лондон или Нью-Йорк, оставив российские подразделения в режиме ожидания лучших времен и роста инвестиционной активности, рассказывает Forbes бывший советник экс-главы Morgan Stanley в России Райра Симоняна Владимир Тумаркин. «Но, видимо, подождав некоторое время, банк принял для себя решение «повесить замок на дверях», убедившись, что восстановление бизнеса случится еще очень нескоро», — резюмирует он.

Сократился бизнес и у других инвестбанков. По итогам 2014 года размер комиссионных вознаграждений за сделки клиентов стал худшим за 10 лет, составив $326 млн (данные Thomson Reuters). «Последние два-три года в России нет инвестиционного бизнеса. Иностранным банкам здесь практически нечего делать. Российское направление маргинализовалось в бизнесе практически всех инвестиционных банков», — констатировал в 2016 году в интервью РБК Райр Симонян.

По итогам 2018 года ситуация стала только хуже. Общий комиссионный доход инвестбанков составил всего $176,8 млн.

Если в 2014 году в топ-10 банков по суммарному размеру вознаграждения за сделки клиентов (согласно рэнкингу Thomson Reuters) вошли сразу несколько дочек иностранных инвестиционных банков (Credit Suisse, Deutsche Bank, JPMorgan, Morgan Stanley, UBS), то в 2018 году их ряды заметно поредели (в топ-10 оказались JPMorgan, Deutsche Bank и ING Bank).

Основных причин скромных результатов инвестбанков в последние годы две. Во-первых, осторожность западных банков после присоединения Крыма. «В банке значительно ужесточились процедуры согласований — все происходит на уровне штаб-квартиры, процент одобрения клиентов в районе 50%», — говорит инвестбанкир дочки иностранного банка, пожелавший не называть свое имя.

Во-вторых, почти полностью угасшая активность российских игроков с выпуском ценных бумаг. За весь 2018 год Мосбиржа не провела ни одного IPO, а число выпусков евробондов едва превысило 30.

Forbes проанализировал бизнес-показатели западных банков, которые были в десятке наиболее успешных инвестбанков в 2014 году, чтобы понять, как изменился этот рынок за годы санкций и снижения деловой активности.

Citi
2014 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 3

Доля на инвестбанковском рынке — 9,5%

Комиссии за год от сделок — $31 млн

2018 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 10

Доля на инвестбанковском рынке — 2,2%

Комиссии за год от сделок — $3,9

Международный банк, который в России активно занимается розничным и корпоративным бизнесом, потерял свои позиции на инвестбанковском рынке за годы санкций, но не ушел с него. Только в 2017 году банк был соорганизатором IPO компании «Обувь России» на Московской бирже, которая привлекла 5,9 млрд рублей, IPO En+, которая привлекла $1,5 млрд рублей в Лондоне, был назначен организатором IPO группы IBS, которая в итоге отказалась от размещения в 2018 году.

Deutsche Bank
2014 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 6

Доля на инвестбанковском рынке — 6,6%

Комиссии за год от сделок — $21,5 млн

2018 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 4

Доля на инвестбанковском рынке — 6,6%

Комиссии за год от сделок — $11,7

Deutsche Bank — один из немногих финансовых институтов, которому удалось сохранить долю на инвестбанковском рынке, однако доход от размещений облигаций и акций клиентов заметно сократился из-за сжатия рынка.

До введения санкций банк был участником нескольких крупных размещений. В 2008 году банк проводил SPO «Магнита» совместно с Morgan Stanley. Банк также был организатором IPO Номос-банка в 2011 году, в ходе которого помог ему привлечь $718 млн, в 2014 году банк стал соорганизатором IPO «Ленты».

Credit Suisse
2014 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 5

Доля на инвестбанковском рынке — 7,1%

Комиссии за год от сделок — $23 млн

2018 год

Выбыл из списка

Совокупные доходы банка от частного банкинга и инвестиционно-банковских услуг Credit Suisse упали в два раза — c 1,9 млрд рублей в 2014 году до 1 млрд рублей на начало 2018 года. Этому есть веское обоснование — в 2016 году швейцарский банк отказывается от бизнеса по обслуживанию состоятельных клиентов в России. Единственная доступная для них опция — инвестиционные консультации, но и по ним доходы просели — с 1 млрд рублей в 2014 году до 601 млн рублей к концу 2018 года. К тому же банк в 2018 году уволил главу отдела по операциям с российскими акциями. Следить за российским рынком банк будет из Лондона.

В свое время Credit Suisse провел ряд «звездных» сделок — он был одним из организаторов IPO «Русала» в 2010 году, соорганизатором приватизации 7,58% акций Сбербанка в 2012 году, в 2015 году проводил вместе с другими инвестбанками SPО «Ленты», организовывал выпуск евробондов Московского кредитного банка на $500 млн в 2018 году сразу после «кремлевского» доклада, размещал еврооблигаций Минфина на $2 млрд и $3,5 млрд.

JPMorgan
2014 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters— 7

Доля на инвестбанковском рынке — 6%

Комиссии за год от сделок — $19.5 млн

2018 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 3

Доля на инвестбанковском рынке — 6,8%

Комиссии за год от сделок — $12 млн

JPMorgan — традиционный инвестиционный банк, который не занимается кредитованием компаний и физлиц, но планирует в своей стратегии расширять работу с компаниями по другим направлениям — ведению счетов, депозитарному обслуживанию, торговому финансированию и т. д. Он, как и Deutsche Bank, не только сохранил позиции на рынке, но и смог немного нарастить свою долю, однако доходы от бизнеса по сопровождению сделок клиентов резко сократились. Десять лет назад банк занимал ведущую роль на рынке слияний и поглощений — он провел 11 сделок объемом $10,47 млрд. JPMorgan был одним из организаторов приватизации 7,58% Сбербанка в 2012 году, выступил соорганизатором SPO «Ленты» в 2015 году, а также выпуска евробондов «Газпрома» в 2019 году на $1,25 млрд.

Основу комиссионного дохода банка в конце 2018 года составили консультационные и информационные услуги — за них он получил почти 2 млрд рублей вознаграждения.

Morgan Stanley
2014 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 8

Доля на инвестбанковском рынке — 3.7%

Комиссии за год от сделок — $12.2 млн

2018 год

Выбыл из списка

В 2018 году основу комиссионного дохода банка составили брокерские услуги, за которые банк получил полмиллиарда рублей. Этот сегмент бизнеса вырос — в 2014 году банк заработал на нем всего 130 млн рублей.

Morgan Stanley участвовал во многих крупнейших сделках, включая IPO «Роснефти» в 2006 году на $10,7 млрд, был соорганизатором приватизации доли Сбербанка в 2012 году. Из последних сделок банк собирался участвовать в размещениях российского Burger King, был одним из андеррайтеров в ходе IPO HeadHunter на Nasdaq.

UBS
2014 год

Место в рэнкинге Thomson Reuters — 10

Доля на инвестбанковском рынке — 3.1%

Комиссии за год от сделок — $10.2 млн

2018 год

Выбыл из списка

UBS также представляет собой модель чистого инвестбанка c минимальным кредитным портфелем. Основная выручка банка в 2018 году пришлась на доходы от оказания консультационных услуг, которые составили по итогам года 1,4 млрд рублей (в два раза больше, чем в 2014 году).

До санкций банк проводил такие крупные сделки, как продажу 50% ТНК BP «Роснефти» в 2013 году, IPO «Мегафона», ММК и «Ленты», SPO «Сбербанка». В 2017 году банк покинула известный инвестбанкир Елена Титова, много лет работавшая вместе с Райром Симоняном. Вместо нее этот пост занял Федор Трегубенко, работавший ранее в Barclays. Банк продолжает выпускать аналитику российских эмитентов. Численность персонала банка с 2014 года сократилась со 113 до 75 человек. Стратегическим направлением для себя банк теперь считает предоставление клиентам «интегрированных услуг».