Не верь, не бойся, бойкотируй - Трамп против Goodyear » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Не верь, не бойся, бойкотируй - Трамп против Goodyear

21 августа 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Узнав о том, что производитель шин - компания Goodyear - якобы запрещает атрибутику в его поддержку, президент США Дональд Трамп призвал к бойкоту продукции компании. Это привело к снижению ее акций. Бойкот продукции - своей или чужой - нередкое явление во многих странах мира, и может привести к определенным финансовым потерям. Призывы к бойкоту товаров или брендов звучат и в России, однако большинство из них так и не становятся реальностью.

Президент США Дональд Трамп призвал своих сторонников к бойкоту продукции компании Goodyear, известного производителя шин. Причина в том, что в компании сотрудникам якобы запрещают носить на работе красные фирменные кепки "Make America Great Again" (“Вернем Америке величие!”)

Накануне в социальных сетях появилось изображение слайда внутрикорпоративной презентации Goodyear, где говорилось, что компания будет проявлять "нулевую толерантность" по отношению к "политическим лозунгам или материалам".

Среди "недопустимых" перечислялись лозунги "Вернем Америке величие!", а также "Все жизни значимы". Последний используется в противовес лозунгу движения "Жизни чернокожих значимы". Последний относится к категории "допустимых" также, как и призывы к поддержке сексуальных меньшинств. В самой компании заявили, что изображение ей не принадлежит, но подтвердили, что призывают сотрудников воздерживаться от выражения политических симпатий на рабочем месте.

В своем Twitter президент США призвал не покупать шины компании Goodyear, а приобрести "шины лучшего качества за гораздо меньшую сумму". В случившимся он обвинил "радикальных демократов".

Заявления Трампа оказали влияние на стоимость акций одного из крупнейших мировых производителей шин. Акции компании Goodyear Tire & Rubber Co. в среду упали на 3,1%. В то же время, поднялась стоимость акций конкурентов Goodyear компании Cooper Tire & Rubber Co. Ее акции прибавили 1,2%, бумаги еще одного производителя - Bridgestone Corp - подорожали на 1,2%.

Хороша картошка к бойкоту

Призыв к бойкоту товаров собственного производства лидером страны редкое явление. Наиболее распространённая форма бойкота - призыв официальных лиц или знаменитостей бойкотировать товары из "недружественного" государства. Так, например, произошло в 1980 году во время Олимпийских игр в Москве.

В то время как на официальном уровне США отказались от участия в Олимпиаде из-за войны в Афганистане, часть ресторанов отказывались подавать русскую черную икру, один из главных продуктов советского экспорта в США. "Если мы не едем на Олимпийские игры, мы наверно не должны есть их икру", - делился своим мнением с The Washington Post владелец одного из ресторанов в американской столице. При этом издание отмечало в то время, что массового бойкота черной икры не было.

В 2003 году, во время кампании США в Ираке, к бойкоту иностранных товаров фактически подтолкнули высказывания высокопоставленных лиц. Недовольный антивоенной позицией правительства Франции, глава Минобороны США Дональд Рамсфельд заявил о том, что "французскую картошку" (french fries) надо переименовать в "картошку свободы" (freedom fries).

Слова Рамсфельда упали на благодатную почву. Ряд консервативных общественных деятелей призвал сторонников президента Джорджа Буша–младшего бойкотировать французские товары. Бойкот, в частности, поддержал обозреватель телеканала Fox Билл о'Рейли.

Как позже отмечали авторы журнала Review of Economics and Statistics, заявления о бойкоте французских товаров действительно повлияли на покупателей. Авторы исследования выяснили, что продажи французских товаров или же товаров, которые "звучали" по-французски, существенно сократились. Только в одну неделю после заявлений о бойкоте выручка американских магазинов снизилась на $43 млн.

Товары из США также нередко становились предметом бойкота в самых разных странах на волне антиамериканских настроений. Чаще всего они были кратковременными и реагировали на конкретный повод.

В июне 2018 года в знак солидарности с премьером Джастином Трудо, которого президент США назвал "слабым" и "нечестным", канадцы организовали компанию #BoycottUSProducts. Бойкот коснулся таких товаров, как бурбон и калифорнийское вино.

В этом же году к бойкоту электроники американского производства в ответ на американские санкции призвал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: "У них есть IPhone, с другой стороны, есть Samsung и наши собственные телефонные бренды”. Однако все эти заявления не привели к массовому отказу граждан от американской техники. Эрдоган пошел традиционным путем - изданием указа о повышении пошлин на ряд американских товаров.

В свою очередь, в Китае граждане проявили больший патриотизм на фоне торговой войны двух стран. Согласно опросу, проведенному в июне 2019 года международной коммуникационной фирмой Brunswick Group, 56% китайских респондентов заявили, что сознательно не покупают американские товары, "чтобы выразить поддержку Китаю".

Китайские товары также нередко становились предметами потребительского бойкота в странах ЕС. Это происходило из-за того, что часть из них производилась в трудовых лагерях, где содержались мусульмане-уйгуры, которые подвергались репрессиям властей КНР. Более 1 миллиона человек были отправлены властями в лагеря "перевоспитания", где они принудительно работали на фабриках.

Весной торговые сети, в том числе, Ikea и H&M столкнулись с массовым общественным давлением со стороны правозащитных организаций. Они направили в налоговые органы Великобритании письмо, где говорится о том, что ряд компаний продают продукцию, изготовленную из хлопка, произведенного в китайском регионе Синьцзян. Отчасти, усилия привели к успеху: несколько китайских компаний, использующих труд "воспитанников" лагерей, попали в санкционные списки, однако к массовому запрету на китайские товары это не привело.

Иногда бойкот может достичь успеха, даже если начинают его обычные потребители. В 2005 году несколько девочек-подростков начали публичную кампанию против производителя одежды Abercrombie & Fitch. Причиной стали провокационные надписи на футболках, унижающих достоинство лиц женского пола. Одна из надписей на майке гласила: "Кому нужны мозги, когда есть это?". Социальные сети в то время еще не были так развиты, однако о девушках написало несколько крупных газет США. Благодаря компании в СМИ, фирма пошла на то, чтобы прекратить изготовление футболок.

Сегодня, как отмечают эксперты рынка, бизнес достаточно внимательно относится к возможной негативной реакции на продукцию. Предприниматели учитывают требования общественных активистов и экологов. Согласно исследованию британских потребителей, проведенному в 2019 году маркетинговой компанией Kantar UK, 77% респондентов рассказали, что они начали бойкотировать покупку определенных брендов, которые не соблюдали экологические нормы.

Российский бойкот: окорочка пролетели

В марте 2003 года, после начала кампании в Ираке, депутаты Госдумы обращались к правительству с призывом к "широкому бойкоту американских товаров". Одной из предложенных мер было прекращение импорта "американских окорочков".

"Американские окорочка" или, в просторечии, "ножки Буша" в то время были одной из самых массовых статей американского экспорта в Россию. На официальном уровне бойкотировать американских кур не стали из-за прагматических соображений. В то время заменить дешевые "ножки Буша" было нечем.

Заявления о необходимости бойкота товаров, произведенных в США в ответ на недружественные американские действия, делались и позже. Однако они выдвигались маргинальными политиками, которые не пользовались популярностью в обществе.

Общественные порывы к бойкоту также не получали большого распространения. Так, например, произошло с призывами бойкотировать заправки компании "ЛУКОЙЛ" после резонансного ДТП в феврале 2010 года с участием тогдашнего вице-президента Анатолия Баркова.

Он был пассажиром Mercedes, который столкнулся на Ленинском проспекте с автомобилем Citroën, где находились врачи Ольги Александрина и Вера Сидельникова. Обе женщины погибли. Следствие не установило вины водителя машины Баркова, однако возмущенные представители общественности призвали к бойкоту заправок "ЛУКОЙЛа". Правда, поддержки призыв не получил. Сам Барков в интервью "КоммерсантЪ" рассказывал, что на компании это не отразилось: "…реализация бензина не упала, добыча нефти не снизилась".

Впрочем, отдельные локальные успехи у бойкота по-русски все же были. После того как на концерте в Одессе в 2013 году солист американской группы Bloodhound Gang Джаред Хасселхофф крайне неуважительно поступил с российским флагом, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил, что группе необходимо устроить "пожизненный бойкот".

Пожизненного бойкота не случилось, однако сразу несколько ведущих российских радиостанций убрали песни группы из эфира. Вскоре музыкант принес извинения, признался журналистам в любви к России и даже пообещал, что назовет марку домашнего вина "Bloodhound Gang. Вино из Анапы". Возможно, это единственный случай, когда бойкот принесет хоть какие-то плоды.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter