Уоррен Баффет. Человек, помешанный на контроле » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Уоррен Баффет. Человек, помешанный на контроле

30 августа 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр

Сегодня, 30 августа, исполняется 90 лет со дня рождения Уоррена Баффета, одного из выдающихся американских инвесторов, чья стратегия инвестиций стала примером для многих предпринимателей. О том, как Баффет стал тем, кем стал, Finam.ru рассказал американский публицист Роджер Ловенштейн, автор наиболее известной биографии инвестора "Warren Buffet. The making of American capitalist" ("Уоррен Баффет. Становление американского капиталиста").

- В вашей книге есть эпизод, когда американский инвестор Питер Линч, который посетил Уоррена Баффета в Омахе, назвал это "путешествием во времени". Баффет не пользовался компьютером, даже собирал газетные вырезки. Как ему удалось, при всей этой своей старомодности, стать очень современным инвестором?

- Ему комфортно так, как он привык. Когда он приезжает в Нью-Йорк он приходит в один и тот же ресторан, где заказывает одни и те же сэндвичи. Когда друзья говорят ему "Почему бы не попробовать что-то другое?", он всегда отвечает, что ему нравится это место, ему все время здесь нравится. Он до сих пор не поменял номер телефона своего офиса. Баффет вообще очень подозрительно относится к тому, когда кто-то говорит, что, мол, мы завтра "перетряхнём весь бизнес".

"И хотя отчасти он был шоуменом и пророком, он был вещью в себе. Когда Питер Линч - это волшебник паевых инвестиционных фондов - посетил Баффета в 1980-х, он был поражен спокойствием, царившим в его святая святых. Его архивы, аккуратно подобранные по алфавиту, в металлических шкафах выглядели так, как будто из другой эпохи, у него не было ни армии трейдеров, ни мониторов, как у Линча. У Баффета не было графиков с индексами, даже компьютера не было, только вырезки из газет с 1929 года и старинные биржевые тиккеры под стеклянным колпаком".

(из книги "Уоррен Баффет. Cтановление американского капиталиста")

- Вы многие годы писали об Уолл-стрит, финансовом рынке, что сподвигло вас написать книгу о Баффете?

- Он еще не был знаменитостью, когда я писал о нем. Cамое интересное, что когда я начал работать над книгой, люди меня спрашивали, о ком я пишу: "Ааа… Уоррен Баффет… понятно…, а я думал Джимми Баффет, певец". Я писал о Уолл-стрит для Wall Street Journal, у меня была своя колонка. Мне приходилось много говорить с игроками рынка, и они говорили мне, что-такие-то действия происходят потому, что так себе ведет ФРС или сложились такие-то 90-дневные тренды. Но все, что они говорили, не имело особого смысла. Когда я начал читать, что говорит Баффет, я увидел, что он гораздо умнее, чем те, с кем я общаюсь во время подготовки своих статей.

Он объяснял все простым языком и говорил, что на торговлю акциями надо смотреть так, будто вы идете по главной улице и хотите купить эту компанию или это ресторан. Вопросы, которые вы себе при этом задаете "Какова конкуренция?", "Растет ли рынок?"... И если вы делаете так, то это не будет иметь никакого отношения к тому, повышает или опускает ФРС процентную ставку, к войне на Ближнем Востоке или уменьшению нефтяных запасов.

"Когда Баффету было семь лет, он попал в больницу с тяжелым заболеванием. Доктора удалили у него аппендикс, но он был настолько плох, что доктора думали, что он умрет. И даже когда его отец принес ему его любимую лапшу, Уоррен отказывался есть. Но оставшись один, он попросил бумагу и карандаш и начал заполнять страницу цифрами. Он сказал больничной нянечке, что цифры - его будущий капитал: "У меня сейчас нет столько денег. Но когда-нибудь они у меня будут, а мой портрет будет в газетах".

Дома Уоррен стал составлять собственные графики движения акций. Наблюдая за их ростом и падением, он был одержим идей понять их путь. В возрасте 11 лет он совершил решительный шаг - купил три акции Сities Service (нефтедобывающая компания – прим. редакции), a также три акции для своей сестры Доррис по 39 долларов за акцию… Акции Cities упали до 27 долларов, они это пережили, но когда цена акций увеличилась до $40, Уоррен их продал, получив после комиссии 5 долларов прибыли на рынке. Сразу после того как он продал акции, их цена подскочила до $200. И это был первый урок, научивший его терпению".

(из книги "Уоррен Баффет. Cтановление американского капиталиста")

- Когда вы встретились с Баффетом, как вы убедили его, что хотите писать о нем книгу?

- Когда я подписал контракт c издательством, я послал ему письмо и сказал, что хочу писать книгу и попросил возможности встретиться с ним в его офисе, дома и в кругу друзей. Он ответил мне "Нет спасибо", что означало, что сотрудничать он не будет. Однако он не препятствовал мне общаться с его друзьями и партнерами. Конечно, у меня с ним были беседы, на полях различных конференций или во время его публичных выступлений.

Он очень обаятельный, очень быстрый в реакциях. Он не тратит много времени на принятие решений, при этом он чрезвычайно эффективен. Ты звонишь ему в офис, тебя соединяют, и вот через три секунды он на проводе. И кажется, что у него много времени. Если позвонить и задать вопрос, он тебе ответит, а потом вешает трубку. Он всегда говорит то, что имеет в виду. При этом, его никогда нельзя убедить купить акции, которые он покупать не хочет.

- Ему понравилась ваша книга?

- Когда я закончил книгу, я пришел на встречу с ним и решил подарить ему экземпляр. Он надписал на ней "Уоррен Баффет" и вернул мне ее обратно.

- Что в нем такого вдохновляющего, что заставляет многих американцев считать его своим героем?

- "Герой" слишком сильное слово. У него была долгая честная карьера на Уолл-стрит. Многие люди, которые занимались бизнесом на Уолл-стрит, создали свое состояние, используя инсайдерскую информацию, но он никогда этого не делал. Он зарабатывал как зарабатывает инвестор. Он показал, что можно быть успешным на рынке, без того чтобы тратить много. И когда он говорит: "Следите за своей репутацией, она дорого стоит", - это мудрые слова не только для Уолл-стрит. Когда он стал акционером Salomon Brothers и когда компания оказалась в центре серии скандалов, он сказал: "Я отвечу на ваши вопросы так, как человек, который никогда не встречался с адвокатом". Ему не нужны все эти специалисты в PR: если он захочет что-то сказать - он скажет.

"Баффет не обладал послужным списком как независимый трейдер. За ним не было ничего такого, что показывало бы, что он достоин доверия, он хотел не просто распоряжаться деньгами людей, он хотел абсолютного контроля над ними. Он не хотел никому подчиняться. К тому времени Баффет знал практически все акции и бонды, которые когда-либо существовали. Он проштудировал финансовые страницы справочников Moddy's. День за днем он создавал мысленный портрет Уолл-стрит. Он знал каждый кирпич, из которого сложен этот небоскреб, и не было никого, кому бы он доверял больше, чем себе".

(из книги "Уоррен Баффет. Cтановление американского капиталиста")

- Отец Баффета был конгрессменом, сам Баффет был знаком со многими политическими фигурами. Как вы думаете, почему он сам не стал выдвигаться в президенты?

- Когда его отец был конгрессменом в Вашингтоне, Уоррен Баффет сбежал домой в Омаху, хотя многие дети все бы отдали, чтобы жить в Вашингтоне. Баффет - это человек, помешанный на контроле. Над ним c 1950-х годов не было никакого начальства. В политике тебя атакует пресса, Конгресс, и даже если тебе кажется, что ты владеешь положением, ты даже собственным расписанием не владеешь. Он был советником президентов, глав Минфина, но я не думаю, что он когда-то хотел бы расстаться со своим уединенным положением. Ему нравится выступать на публике, встречаться с прессой, но на своих условиях и в форме, которой он хочет. Он счастлив тем, что живёт той жизнью, которая ему нравится. Он также привык к определенной откровенности, а если ты политик, то должен врать время от времени.

- Вы писали, что Баффет был сторонником "честного капитализма". Верит ли Баффет, что сегодняшний капитализм можно улучшить?

- Cтановление Баффета пришлось на времена Великой депрессии, он видел тяжелые времена и как трудна была жизнь для женщин, для афроамериканцев. Он всегда понимал, какую роль играл "Новый курс" во времена Великой депрессии. Его отец был консервативным республиканцем. Баффет стал демократом и верил в прогресс и в то, что правительство должно помогать людям. Конечно сегодня не лучший момент для демократии, но я думаю, он оптимист.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter