9 сентября 2020 Finanz.ru
Минфин России опубликовал проект поправок в Бюджетный кодекс, которые в осеннюю сессию предстоит утвердить Госдуме и который станут основой для финансовой политики государства на ближайшую 3-летку.
Согласно документу, российские власти намерены ограничить возможность использования денег Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита бюджета.
С 2017 года Минфин копил в ФНБ нефтегазовые доходы от цен выше 40 долларов за баррель, инвестируя их в корзину иностранных валют - 45% долларов, 45% евро и 10% фунтов стерлингов.
В 2020-м году, когда нефтяные котировки обрушились ниже планки отсечения бюджетного правила, валюту начали продавать на рынке поддерживая рубль и финансируя бюджет на вырученные деньги.
С 2021 года масштабы использования ФНБ в таких целях будут жестко ограничены суммой не более 1% ВВП в год, следует из проекта Минфина. Подобный лимит был и раньше, но в действующей редакции бюджетного правила он «включается», если ФНБ близок к исчерпанию, и размер его ликвидной части падает ниже 5% ВВП, указывает главный экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков.
Теперь же Минфин будет экономить фонд, не дожидаясь, пока деньги кончатся. На 1 сентября размер ФНБ оценивался в 11,7% ВВП, или 13,256 трлн рублей.
В денежном выражении расходы из ФНБ ограничат суммой в 1,1 триллиона рублей, или примерно 92 млрд рублей в месяц. Это примерно на треть меньше, чем Минфин берет из фонда сейчас. За апрель-август он продал на рынке валюты на 666 млрд рублей, то есть резервы тратились со средней скоростью 131 млрд рублей в месяц.
Оставляя ФНБ на «черный день», Минфин будет пытаться закрыть «дыру» за счет долга. Его размер в 2021 года достигнет 20% ВВП, сообщил на Московском финансовом форуме в среду глава ведомства Антон Силуанов. «Это не опасный уровень, но переходить за него было бы нецелесообразно», - добавил он.
Найдут ли покупатели на российские гособлигации в объемах, на которые рассчитывает правительство, остается вопросом. Головной болью для Минфина становится то, что к российскому госдолгу охладели иностранные инвесторы, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
В прошлом году нерезиденты вложили в ОФЗ 1,04 трлн рублей, обеспечив половину суммы, которую Минфин привлек на рынке.
В январе-марте этого года они купили бумаги еще на 315 млрд рублей, в апреле - сбросили на 293 млрд на фоне обвала нефти и рынков, а затем частично восстановили позиции (+166 млрд рублей).
Но с июня активность иностранцев на рынке практически остановилась: они не покупают бумаги и не практически участвуют в аукционах. «Усиление рисков, связанных с политическим протестами в Беларуси и ситуацией вокруг Алексея Навального, оказывают давление на российский долговой рынок, вынуждая инвесторов выходить из российских активов», - говорит Орлова.
Результаты не заставили себя ждать: летом Минфин дважды отменял аукционы, а по итогам июля августа привлек 400 млрд рублей - почти вдвое меньше, чем в мае-июне.
«Ухудшение настроения на долговом рынке будет играть в пользу усиления контроля над расходами и повысит риск того, что план по расходам на этот год окажется ниже плана Минфина», - предупреждает Орлова.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Согласно документу, российские власти намерены ограничить возможность использования денег Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита бюджета.
С 2017 года Минфин копил в ФНБ нефтегазовые доходы от цен выше 40 долларов за баррель, инвестируя их в корзину иностранных валют - 45% долларов, 45% евро и 10% фунтов стерлингов.
В 2020-м году, когда нефтяные котировки обрушились ниже планки отсечения бюджетного правила, валюту начали продавать на рынке поддерживая рубль и финансируя бюджет на вырученные деньги.
С 2021 года масштабы использования ФНБ в таких целях будут жестко ограничены суммой не более 1% ВВП в год, следует из проекта Минфина. Подобный лимит был и раньше, но в действующей редакции бюджетного правила он «включается», если ФНБ близок к исчерпанию, и размер его ликвидной части падает ниже 5% ВВП, указывает главный экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков.
Теперь же Минфин будет экономить фонд, не дожидаясь, пока деньги кончатся. На 1 сентября размер ФНБ оценивался в 11,7% ВВП, или 13,256 трлн рублей.
В денежном выражении расходы из ФНБ ограничат суммой в 1,1 триллиона рублей, или примерно 92 млрд рублей в месяц. Это примерно на треть меньше, чем Минфин берет из фонда сейчас. За апрель-август он продал на рынке валюты на 666 млрд рублей, то есть резервы тратились со средней скоростью 131 млрд рублей в месяц.
Оставляя ФНБ на «черный день», Минфин будет пытаться закрыть «дыру» за счет долга. Его размер в 2021 года достигнет 20% ВВП, сообщил на Московском финансовом форуме в среду глава ведомства Антон Силуанов. «Это не опасный уровень, но переходить за него было бы нецелесообразно», - добавил он.
Найдут ли покупатели на российские гособлигации в объемах, на которые рассчитывает правительство, остается вопросом. Головной болью для Минфина становится то, что к российскому госдолгу охладели иностранные инвесторы, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
В прошлом году нерезиденты вложили в ОФЗ 1,04 трлн рублей, обеспечив половину суммы, которую Минфин привлек на рынке.
В январе-марте этого года они купили бумаги еще на 315 млрд рублей, в апреле - сбросили на 293 млрд на фоне обвала нефти и рынков, а затем частично восстановили позиции (+166 млрд рублей).
Но с июня активность иностранцев на рынке практически остановилась: они не покупают бумаги и не практически участвуют в аукционах. «Усиление рисков, связанных с политическим протестами в Беларуси и ситуацией вокруг Алексея Навального, оказывают давление на российский долговой рынок, вынуждая инвесторов выходить из российских активов», - говорит Орлова.
Результаты не заставили себя ждать: летом Минфин дважды отменял аукционы, а по итогам июля августа привлек 400 млрд рублей - почти вдвое меньше, чем в мае-июне.
«Ухудшение настроения на долговом рынке будет играть в пользу усиления контроля над расходами и повысит риск того, что план по расходам на этот год окажется ниже плана Минфина», - предупреждает Орлова.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу