10 ноября 2020 Финам Братерский Александр
Президент России Владимир Путин пока не поздравил избранного президента Байдена. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков рассказал журналистам, что в Кремле хотят дождаться "официального объявления", учитывая, что действующий президент Дональд Трамп объявил о возможности оспаривания выборов в суде.
Между тем в лагере Байдена уже делают прогнозы на первые 100 дней. В числе главных приоритетов нового лидера США будет борьба с коронавирусом. Избранный президент обещает запустить федеральную программу тестирования на Covid-19 для всех, кто возвращается к рабочим местам, а также обеспечить предприятия оборудованием для защиты сотрудников. Кроме этого, Байден уже отмечал, что он вернется к соблюдению Парижского соглашения по климату, которое США покинули в 2017 году. Байден также пообещал возвращение США к членству во Всемирной организации здравоохранения.
Есть также предположения, что Байден вернется и к другим международным договорам, заключенным во время правления президента Барака Обамы. Один из главных пунктов в списке - соглашение с Ираном, которое было достигнуто ядерной пятеркой стран, включая Россию. Соглашение, заключенное в 2015 году, поставило иранскую ядерную программу под контроль МАГАТЭ в ответ на снятие международных санкций с этой страны. Трамп, придя к власти, заявил, что сделка противоречит интересам США и потребовал изменить ее, включив туда и баллистическую программу Тегерана. Тегеран отказался менять соглашение, и вскоре США вышли из него.
Эксперты считали, что разрыв сделки, прежде всего, "политическая мера, направленная против Ирана, а не основанное на фактических данных техническое возражение против самого соглашения или его осуществления", отмечалось в ежегоднике СИПРИ-2019 "Вооружения, разоружение и международная безопасность", изданном совместно с ИМЭМО РАН.
Как заявил СМИ бывший советник Байдена Амос Гоштейн, работавший при администрации Обамы в департаменте энергетики, вопрос возвращения к сделке "находится в числе высоких приоритетов" Байдена. Стоит отметить, что к возвращению к ядерному соглашению Байдена призвал и президент Ирана Хасан Роухани.
Однако для того, чтобы вернутся к первоначальному соглашению, Ирану придется вновь перестать обогащать уран. Тегеран вновь начал это процесс, после того как США покинули соглашение. Для Тегерана вопрос возвращения к соглашению важен, так как это возможность улучшить экономическую ситуацию в стране. Крупные европейские компании не стали инвестировать в Иран, опасаясь американских санкций. Возвращение сделки на руку и Москве, одному главных партнеров Тегерана.
Впрочем, даже если США и вернутся к сделке и санкции с Ирана снимут, Тегерану все равно придется сложно. С момента распада соглашения ситуация в мире изменилась. Пандемия и обвал нефтяных цен не будут способствовать быстрому восстановлению иранской экономики.
Сложнее, чем Трампу, Байдену придется и в отношениях с Израилем. Палестинские лидеры просят его вернуть посольство США обратно в Тель-Авив, однако это наследие Трампа Байден трогать не будет. Подобный жест существенно ухудшит поддержку Байдена еврейскими общинами в США.
Чего ждет Москва
В России от Байдена ждут продления договора по Страгическим наступательным вооружениям. Действие этого договора, сдерживающего гонку вооружений, истекает в феврале 2021 года. Что же касается другого договора о Ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), из которого США также вышли при Трампе, к нему США уже вряд ли вернутся.
При этом осторожный Байден вряд ли будет заинтересован в гонке вооружений. Избранный президент хочет наладить испорченные при Трампе отношения с НАТО, а в альянсе не слишком жаждут размещения новых ракет США в Европе.
Санкционный режим при Байдене в отношении Москвы может стать жёстче, отмечает в беседе с Finam.ru программный директор РСМД Иван Тимофеев, тем более санкции уже приобрели институционный характер. Речь о принятом в августе 2017 года законе "О противодействии противникам Америки посредством санкций". Он лишает президента США возможности смягчать или отменять санкции без одобрения Конгресса.
В то же время руководитель отдела макроэкономического анализа ГК "ФИНАМ" Ольга Беленькая отмечает, что Байден, выстраивая новые отношения с Москвой, "возможно, не захочет начинать их с жестких санкций, если для этого не появится новых поводов". В ближайшее время можно будет понять, как будет действовать Байден на этом направлении. Это произойдёт в середине декабря, когда национальная разведка США представит президенту США доклад о том, были ли попытки вмешательства в выборы США со стороны иностранных государств. Доклад будет представлен Трампу как действующему президенту, однако с содержанием ознакомят и Байдена. В случае если о вмешательстве сказано не будет, у Байдена могут оказаться лучшие возможности для переговоров с Москвой, чем у его предшественника.
Известно, что Байден называл Россию врагом, а КНР только соперником, однако практическая политика - это не предвыборная риторика. В команду Байдена, по данным Politico, уже прочат несколько фигур, знающих российское направление. На пост главы Пентагона претендует Мишель Флурной, которая в 2009–2012 гг. работала заместителем министра обороны США по политическим вопросам. Флурной известна своей жёсткой позицией в отношении Москвы и как сторонница увеличения поставок вооружения на Украину. Определенный баланс ей может составить другой предполагаемый назначенец команды Байдена, бывший посол США в России Уильям Бернс. "Дипломат до мозга костей, трудоголик, весьма осторожен в общении с прессой, автор соглашения Обамы с Ираном, прекрасный знаток Ближнего Востока и России", - такую характеристику Бернсу дает собеседник Finam.ru, знающий его по работе в Москве.
Карьерный дипломат, прекрасно знающий русский язык, Бернс известен как прагматик. "…в качестве посла я настаивал на реалистичной оценке перспектив сотрудничества с путинской Россией, считая его расширение маловероятным, и отстаивал прагматический подход к нашей стратегии", - писал он в своей книге "Невидимая сила", опубликованной в России. Возможно, это прагматический подход в случае, если его будет исповедовать Байден, будет лучше, чем непредсказуемость, которую в Москве видели от Дональда Трампа. Этой точки зрения придерживается и бывший высокопоставленный сотрудник администрации Билла Клинтона Стивен Пайфер. По словам эксперта, в случае если Кремль проявит "умеренность", он может ожидать от следующего президента США "готовность к серьезному диалогу". В статье, опубликованной в The Moscow Times, он полагает, что политика Байдена будет отличаться большей "предсказуемостью".
Что же касается напарницы Байдена, вице-президента Камалы Харрис, то от нее трудно будет пока ожидать какой-то серьёзной внешнеполитической роли, а тем более в отношениях с Москвой. Говоря о России, она ограничилась общими, хотя и достаточно негативными словами, напомнив о российском "вмешательстве".
Внешнеполитического опыта у Харрис нет и дела она имела не с российскими политиками, а с преступными группами, когда служила прокурором Калифорнии. Cреди членов банд были, как она пишет в своей автобиографической книге, и эмигранты из России. Не самый лучший опыт для знакомства с российской проблематикой, но, как говорили герои известной бандитской саги, "не мы такие, жизнь такая".
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
