Всемирный банк дал ориентиры России на 2021 год: усиление конкуренции, цифровизация экономики и экспорт в Китай » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Всемирный банк дал ориентиры России на 2021 год: усиление конкуренции, цифровизация экономики и экспорт в Китай

17 декабря 2020 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Всемирный банк (ВБ) улучшил прогноз падения ВВП России в 2020 году до 4% с 5%, ожидавшихся в сентябре, говорится в последнем докладе Всемирного банка об экономике России.

Оценка ВБ по темпам падения российской экономики в 2020 г. (-4%) близка к официальным российским прогнозам (Минэкономразвития -3,9%, ЦБ РФ -4-5%) и совпадает с текущей оценкой аналитиков ГК "ФИНАМ".

ВБ отмечает, что в наиболее провальном 2Q20 (когда на фоне локдаунов и падения мирового спроса на нефть спад ВВП составил 8% YoY), благодаря экспорту показатели оказались чуть лучше ожиданий. Затем, в 3Q вследствие смягчения ограничений и стимулирующих фискальных, денежно-кредитных и регуляторных мер появились признаки оживления экономической активности и некоторое восстановление промпроизводства и сферы услуг (по данным Росстата, в 3Q спад замедлился до -3,4% YoY).

Однако в 4Q на фоне роста уровня заболеваемости Covid-19 и повторного введения ряда ограничений на передвижение ожидается сокращение экономической активности. Вместе с тем, благодаря применению более мягких ограничительных мер (дистанционное обучение, режим самоизоляции для уязвимых групп населения, обязательное ношение масок в общественных местах и социальное дистанцирование) в отличие от введения полномасштабного локдауна, как это было весной, негативное влияние на экономику будет менее значительным. Ухудшились балансы предприятий наиболее пострадавших секторов – гостиничный бизнес, туризм, ж/д и авиаперевозки.

По мнению ВБ, в 2021 г. экономика сможет отыграть лишь небольшую часть потерь, понесенных в 2020 году. Ожидаемый рост в базовом сценарии составит 2,6%. Это ниже большинства прогнозов, как официальных, так и рыночных. Так, наиболее оптимистичный базовый прогноз Минэкономразвития предполагает в 2021 г. рост на 3,3% и возвращение экономики к докризисному уровню уже в 3Q21. Базовый прогноз ЦБ – рост на 3-4% в 2021 г., но к докризисному уровню экономика вернется лишь в 2022 г. Прогноз МВФ – рост на 2,8%, Счетной палаты – на 2,2%. Наш прогноз предполагает рост ВВП в будущем году на 2,8-3%, а консенсус-прогноз Bloomberg – на 3%.

Экономические сценарии прогноза ВБ на 2021 г. (базовый и пессимистический, при котором рост ВВП составит всего 0,6%) зависят от продолжительности и степени тяжести пандемии, включая темпы разработки и распространения безопасной и эффективной вакцины.

В базовом сценарии ВБ, ежедневное число новых случаев заражения стабилизируется в первой половине 2021 года, а массовая вакцинация, в случае успеха, заложит основу для устойчивого восстановления экономики во 2П21 и его продолжения в 2022 г. Основным драйвером роста экономики будет рост потребления под влиянием смягчения денежно-кредитной политики и повышения уровня доверия, при этом ожидаемые ВБ темпы восстановительного роста потребления домашних хозяйств и инвестиций в основной капитал ниже прогнозов Минэкономразвития и ЦБ. Внешние условия, по мнению ВБ, также должны улучшиться в 2021-22 г. по мере повышения цен на нефть и постепенной отмены ограничений ОПЕК+. Базовый прогноз предполагает, что цены на нефть вырастут до 44 долларов США за баррель в 2021 году и 50 долларов США за баррель в 2022 году по сравнению с прогнозной ценой 2020 года, равной 41 долларам США за баррель. Однако пандемия окажет длительное воздействие на потребление нефти, которое, как ожидается, к концу 2021 года останется на 5% ниже "доковидного" тренда.

По мнению ВБ, в 2021-22 гг. бюджетная консолидация (сокращение доли бюджетных расходов в ВВП) будет тормозить экономический рост в России. При чем она ожидается более глубокой, чем в других странах EMDE, а также в странах со средним уровнем доходов. Одна из рекомендаций обзора – Россия может использовать имеющее "бюджетное пространство" (относительно низкий уровень госдолга и значительные фискальные буферы) для более постепенной консолидации в 2021-2022 годах. Если развертывание массовой вакцинации окажется менее эффективным, чем ожидалось, правительство может рассмотреть возможность более постепенного перехода к бюджетной консолидации и дальнейшего расширения мер поддержки экономики: адресная поддержка жизнеспособных предприятий и отраслей, включая МСП; повышение пособий по безработице; увеличение объема адресной социальной поддержки бедных.

ВБ справедливо обращает внимание, что если ближайшие экономические перспективы России зависят от результатов борьбы с пандемией, то в долгосрочной перспективе главным условием развития экономики будет ускорение темпов потенциального роста. А они в России были низкими еще до пандемии. Один из способов повышения потенциала экономики – развитие конкуренции (как внутренней, так и для иностранного капитала), сдерживаемое значительной долей прямого контроля государства над экономикой. Другой – цифровая трансформация экономики, где Россия добилась большого прогресса, однако среди 46 стран, вошедших в базу данных ОЭСР "Индекс ограничений в торговле услугами", она стоит на шестом месте по степени жесткости ограничений в сфере цифровых услуг. Устранение барьеров, по мнению ВБ, позволит России как увеличить объем экспорта цифровых услуг, так и повысить долю услуг с высокой добавленной стоимостью. Те факторы (высокая доля работников на госпредприятиях, низкая доля услуг в экспорте), которые смягчили удар пандемии по российской экономике в 2020 г., в долгосрочной перспективе препятствуют ускорению потенциального роста.

Из интересных тезисов доклада можно отметить выводы о структуре российского экспорта. Неэнергетический экспорт оказался устойчив к пандемическому шоку за счет экспорта с/х продукции и драгметаллов, а сдержать спад нефтегазового экспорта помогло увеличение экспорта в Китай, экономика которого уже начала выходить из кризиса. Если стоимость экспорта в ЕС, крупнейшего торгового партнера России, рухнула за 9М20 на 29,2%, то по экспорту в Китай падение было более умеренным (-14,3%).

В целом, роль Китая во внешнеторговом обороте России в последнее 10-летие устойчиво растет при снижении доли Европы (которая пока еще существенно выше). В 2020 г. этот процесс ускорился. В январе-сентябре 2020 года, несмотря на падение нефтяных цен, доля Китая во внешнеторговом обороте России достигла исторического максимума и составила 18,4% по сравнению с 16,4% за тот же период прошлого года. При этом, если до сих пор рост экспорта РФ в Китай обеспечивался, в основном, за счет нефти, то по источникам, цитируемым ВБ, потенциальный объем российского экспорта в Китай, не связанного с нефтью и газом, превышает фактические торговые потоки более чем в 2 раза. По мнению ВБ, это говорит о том, что у России есть огромный, еще не использованный потенциал экспорта в Китай не только нефти и газа, но и продукции других отраслей промышленности.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter