Что ожидать от рынка нефти в 2021 » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Что ожидать от рынка нефти в 2021

18 декабря 2020 БКС Экспресс | Oil Галактионов Игорь
В 2020 году рынок нефти оказался перед тяжелейшим вызовом. Обрушение спроса из-за общемирового карантина, на пике достигавшее 20 млн баррелей в сутки (б/с), совпало с конфликтом среди участников сделки ОПЕК+, который привел к ценовой войне и неконтролируемому росту добычи. В результате мировые запасы нефти достигли рекордных уровней, а цены на нефть оказались ниже себестоимости многих добывающих предприятий.

Что ожидать от рынка нефти в 2021


Рассмотрим, какие факторы могут влиять на динамику нефтяных цен в следующем году.

ОПЕК+

В новый год участники рынка входят с оптимизмом. Члены альянса ОПЕК+ стабилизировали рыночный баланс путем сокращения собственной добычи, которое составило 9,7 млн б/с в мае-июле и было смягчено до 7,7 млн б/с с августа до конца 2020 г. В январе участники сделки ослабят сокращение еще на 0,5 млн б/с и в дальнейшем будут принимать решение о возможности новых смягчений в рамках ежемесячных встреч.

Сделка ОПЕК+ является важнейшим механизмом обеспечения стабильности на нефтяном рынке. Контролируемое ограничение добычи позволяет избежать избыточного объема предложения и поддержать комфортный для нефтепроизводителей уровень цен.

Крупнейшими производителями ОПЕК+ являются Саудовская Аравия и Россия, которые играют роль неформальных лидеров и задают основной тон в дискуссиях о политике альянса. Также относительно крупными нефтепроизводителями альянса являются ОАЭ, Кувейт, Ирак, Казахстан, Нигерия, Мексика, Ангола и Алжир.

В 2021 г. базовый прогноз предполагает сохранение сделки ОПЕК+. Члены альянса продолжат координировать действия по сокращению объемов производства, чтобы не допустить чрезмерного падения цен. Комфортный уровень цен различается для разных стран, но можно предположить, что альянс постарается не допустить ситуации, при которой цены могли бы надолго задержаться ниже $40–45 за баррель Brent.

В случае роста цен ОПЕК+ будет постепенно смягчать условия сделки и увеличивать добычу. Однако будет ли сформирован ценовой ориентир, ниже которого ОПЕК+ постарается удержать котировки, пока неясно. Вне периметра ОПЕК+ на рынке нефти действует крупный и агрессивный игрок — США. На протяжении 2017–2019 гг. сланцевые производители США активно наращивали добычу, частично компенсируя сокращение в ОПЕК+. Это создавало ситуацию, в которой участники сделки постепенно теряли долю рынка, что к концу 2019 г. стало всерьез тревожить некоторых членов сделки.

Сланцевые производители имеют более высокую себестоимость производства, поэтому дальнейшая экспансия будет возможна только при сравнительно высоких ценовых уровнях. По примерной оценке, можно ориентироваться на $50 за баррель нефти WTI, которая торгуется с небольшим дисконтом к Brent около $3–4.

Для многих нефтепроизводителей Персидского залива такая цена будет слишком низкой, чтобы экспортные доходы смогли покрыть расходную часть госбюджета. В то же время для России эти уровни могут быть комфортными. Поэтому по мере роста цен противоречия внутри альянса могут усилиться и пока сложно предсказать, какие решения будут приниматься и насколько строго будет соблюдаться дисциплина в исполнении достигнутых договоренностей.

Спрос на нефть и COVID-19

Другой оптимистичной предпосылкой является надежда на победу над эпидемией COVID-19 до конца I полугодия. В США, Канаде и Великобритании уже стартовала вакцинация, в ближайшие недели вероятно внедрение вакцины в других развитых странах. Если не произойдет новых негативных форс-мажоров, которыми могут быть неожиданные побочные эффекты вакцины или мутация вируса, то на протяжении первых двух кварталов мы можем увидеть устойчивое снижение ограничительных мер в мире и вместе с тем восстановление спроса на нефтепродукты.

По оценке МЭА, спрос на бензин и дизельное топливо в 2021 г. восстановится до 97–99% от уровней 2019 г. Спрос на авиатопливо будет оставаться слабым и не позволит мировому потреблению полностью вернуться к допандемийным уровням.

Тем не менее за счет усилий ОПЕК+ с одной стороны, и восстановления мирового спроса – с другой, на протяжении I полугодия рынок нефти может оставаться в дефиците. Это позволит сократить мировые запасы нефти и снизить давление на цены. Во II полугодии траектория спроса и предложения будет идентичной с небольшим смещением баланса в сторону дефицита.



Добыча нефти в США

В 2019 г. США стали крупнейшим нефтепроизводителем мира с добычей 12,2 млн б/с. По итогам 2020 г. Управление энергетической информации США (EIA) прогнозирует снижение до 11,3 млн б/с, и дальнейший спуск до 11,1 млн б/с в 2021 г.

Падение цен на нефть сильно подкосило и без того сложное финансовое положение американских сланцевых компаний, в результате чего наименее эффективные производственные мощности были законсервированы, а буровая активность упала к уровням 90-х годов. Осенью на фоне стабилизации цен отрасль начала постепенно оживать. В секторе участились сделки M&A и начало восстанавливаться новое бурение.

Буровая активность растет, но до сих пор остается ниже уровней, необходимых для обеспечения стабильной добычи. Для сланцевых месторождений характерна относительно быстрая выработка скважин. Для поддержания стабильного уровня производства необходимо постоянно бурить новые скважины.

По оценке аналитиков Rystad Energy, для поддержания текущих уровней необходимо 280–300 активных буровых установок, в то время как еженедельная статистика от нефтесервисной компании Baker Hughes показывает всего около 250 установок. Текущая добыча поддерживается за счет накопленных объемов пробуренных, но не завершенных скважин (DUC).

В 2021 г. буровая активность будет зависеть от динамики нефтяных цен. Возможность хеджировать будущие продажи по комфортным ценам может подстегнуть буровую активность и привести к пересмотру прогнозов по добыче. Однако сланцевики могут переориентироваться с роста производства на повышение эффективности, по крайней мере именно такие требования предъявляют к отрасли инвесторы. В таком случае динамика производства в США может быть близка к нейтральной и не окажет ощутимого давления на рыночный баланс.

В базовом прогнозе добыча в США не станет существенным негативным фактором для нефтяных цен, однако динамику ключевых показателей отрасли стоит держать в фокусе внимания.



Новый президент США и иранский вопрос

20 января 2021 г. новый президент США Джо Байден официально вступит в должность. Являясь представителем демократической партии, Байден горячо поддерживает развитие ESG экономики. Это означает, что политическая линия новой администрации вряд ли будет располагать к поддержке нефтегазового сектора США. Еще один довод в пользу того, что добыча в США вряд ли будет оказывать давление на рыночный баланс в 2021 г.

Однако, существуют и другие риски. Байден выступал сторонником ядерной сделки с Ираном при администрации президента Обамы. При президенте Байдене отношения США и Ирана могут улучшиться, следствием чего может стать смягчение или отмена санкций в отношении иранского нефтегазового экспорта.

В 2018–2019 гг. эти санкции привели к падению иранской добычи с 3,85 млн б/с до 2,1 млн б/с, что примерно составляет 1,8% всего мирового производства. Отмена ограничений вернет эти баррели на рынок, что приведет к смещению баланса и окажет давление на цены, если ОПЕК+ вовремя не отреагирует на ситуацию и не компенсирует рост иранского производства дополнительным сокращением.

Вероятность такого сценария пока сложно оценить. Для отмены антииранских санкций в США должна сложиться определенная комбинация политических факторов. На текущий момент этот риск вносит свою долю неопределенности в прогноз на 2021 г.



Прогнозы по ценам на нефть в 2021 г.

Ценовые прогнозы аналитических домов разнятся. Средняя цена по итогам 2021 г. может оказаться в пределах 47–50 за баррель Brent, при этом внутри года могут наблюдаться колебания в широком диапазоне $40–60 за баррель. Прогноз ассоциирован с высокой степенью неопределенности, главным образом связанной с динамикой заражений COVID-19. Рынки оптимистичны и уже сейчас закладывают в котировки победу над вирусом и восстановление спроса. Однако меры социального дистанцирования уже оказали влияние на поведенческие привычки людей.

Компании и наемные работники смогли пройти своеобразный тест-драйв удаленной работы и взвесить плюсы и минусы такого формата. Не исключено, что значительная доля потребления, формировавшаяся за счет автомобильного трафика по маршруту дом–работа–дом, будет потеряна на долгие годы.

2020 год серьезно изменил реальность для нефтяного рынка, в том числе ценовую. В следующем году отрасли предстоит адаптироваться к новым условиям. Консервация низкомаржинальных проектов, консолидация в сланцевой отрасли США, переориентация нефтяных мейджоров на проекты ESG, более тесная координация членов ОПЕК+ и рекордный уровень мировых запасов — вот те тренды, которые могут наблюдаться в будущем году.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter