Премьеры-2020. Самые заметные IPO года » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Премьеры-2020. Самые заметные IPO года

21 декабря 2020 ИХ "Финам" | Fix Price Поздеева Екатерина
В уходящем 2020 году произошли не только трагические для человечества и мировой экономики события, но были и светлые моменты для инвесторов и компаний.

Традиционно IPO – первичное предложение акций компании на рынке - становится потенциальным трамплином к росту цен на акции и капитализации для выходящих на него компаний и возможностью заработать для приобретающих акции во время IPO инвесторов. 22 декабря в 13:00 мск состоится "ФИНАМ Митап" для тех, кто интересуется темой IPO, кто давно "в теме" или, наоборот, только присматривается к новому для себя финансовому инструменту. А сегодня мы рассказываем, какие компании вышли, а какие планировали выйти на IPO в 2020 году.

Главные ракеты года

Ozon

Пожалуй, самым успешным российским IPO 2020 года стало IPO компании Ozon, одной из лидирующих платформ электронной коммерции в России. Дебют Ozon состоялся 24 ноября 2020 года на американской бирже Nasdaq, одновременно американские депозитарные акции Ozon стали торговаться и на Московской бирже. В первый день торгов Ozon открылся на 41% выше цены размещения. Всего компания продала 33 млн американских депозитарных акций по $30 за акцию, а благодаря опциону в общей сложности привлекла $1,25 млрд.

При этом портфель АФК "Система", держателя 33,1% акций Ozon, в целом показал сильные результаты, и менеджмент "Системы" рекомендовал удвоить сумму дивидендов по итогам 2020 года.

Airbnb

IPO американской компании Airbnb, онлайн-сервиса по аренде жилья, состоялось 9 декабря 2020 года на бирже Nasdaq. Компания привлекла $3,5 млрд без учета покупки дополнительных акций организаторами. В первый день после IPO акции Airbnb выросли на 142% до $165 за акцию.

При первоначальной оценке капитализации компании в $30 млрд, в ходе размещения она была поднята до $42 млрд, а на закрытии составила $86 млрд. Особенностью IPO стало предварительное определение цены размещения на аукционе. При аукционе новые инвесторы указывают цену и количество акций, которые готовы по ней приобрести. В результате акции достаются тем, кто готов заплатить больше.

При этом 15 декабря акции Airbnb упали на 5% до $124 за бумагу или на 25% ниже дневного максимума $165. По ожиданиям аналитиков, акции Airbnb могут ещё упасть.

Аналитик Gordon Haskett Роберт Моллинс повысил целевую цену за акцию с $77 до 103. Другие аналитики полагают, что среднегодовая целевая цена за акцию компании снизится ещё на 25% и составит $96.

IPO в России

"Совкомфлот". Первое с 2017 года полноценное IPO на российском рынке провёл "Совкомфлот" - крупнейшая судоходная группа компаний в России, специализирующая на морской транспортировке нефти и газа. IPO "Совкомфлота" состоялось 7 октября 2020 года на Московской бирже. Объём размещения - 655 млн обыкновенных акций по цене 105 рублей за акцию. Привлечённая сумма - $500 млн.

По мнению экспертов, акции "Совкомфлота" являются весьма привлекательными для покупки в долгосрочной перспективе.

В пользу компании говорит и её дивидендная политика. "Совкомфлот" намерен направлять акционерам не менее 50% чистой прибыли ежегодно.

"Самолет". IPO одного из крупнейших российских девелоперов, группы "Самолет", состоялось 29 октября 2020 года на Московской бирже. Компания разместила 3 078 968 акций или 5,1% уставного капитала по цене 950 рублей за акцию и привлекла 2,9 млрд рублей.

"Самолет" был основан в 2012 году, с момента основания компания сдала в эксплуатацию более 1,73 млн кв. м недвижимости, работая преимущественно в Московском регионе.

Компания приняла новую дивидендную политику, согласно которой при любой долговой нагрузке сумма дивидендов составит не менее 5 млрд рублей. Вероятна также выплата дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли предыдущего финансового периода, начиная с 2021 года.

IPO в мире

DoorDash. IPO компании DoorDash, лидера доставки еды в США, состоялось 9 декабря 2020 года на американских биржах NYSE и Nasdaq. Предварительное определение цены размещения так же, как и в случае с Airbnb, было проведено в ходе аукциона. В результате IPO сервис доставки привлёк $3,4 млрд, продав 33 млн акций. При этом капитализация компании с $25,4 млрд выросла до $38 млрд.

DoorDash использует труд фрилансеров и контрактёров и взаимодействует с клиентами через мобильную платформу.

Из-за пандемии увеличился спрос на онлайн-доставку еды, а доля DoorDash на рынке доставки еды выросла с 17% до 50% за 2 года и 7 месяцев. DoorDash доставляет еду 18 млн клиентов в 4 тыс городах в США, Канаде и Австралии. При этом глава DoorDash, Тони Щу, видит будущее компании как универсального логистического оператора для малого бизнеса.

Главный провал года

Отмена IPO китайской финтех-компании Ant Group. Ant Group - дочерняя компания китайского холдинга Alibaba. Основным активом компании является сервис Alipay - крупнейшая в Китае платформа мобильных платежей с долей рынка 50%.

Компания планировала выйти на IPO 5 ноября 2020 года на Шанхайской и Гонконгской биржах, однако обещавшее стать крупнейшим в истории IPO на $37 млрд, было приостановлено китайскими регуляторами 3 ноября.

Это решение связано с состоявшейся 2 ноября встречей, на которую Народный банк Китая, Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности, Комиссия по ценным бумагам и Государственное валютное управление КНР вызвали для беседы основателя Alibaba Джека Ма, председателя совета директоров Ant Group Цзин Сяньдуна и ее президента Ху Сяомина. Второй причиной стали изменения в регулировании финтех-сектора в КНР.

В первом публичном заявлении после приостановки IPO Ant Group, исполнительный председатель компании Эрик Цзин заявил, что Ant Group провела тщательную проверку своей деятельности и будет полностью соответствовать приоритетам национального развития в течение следующих пяти лет. Он также пообещал, что компания станет более прозрачной и предсказуемой для общественности.

Несостоявшиеся IPO

В России планировались, но не состоялись:

IPO авиакомпании "Победа"

На данный момент 100% акций "Победы" принадлежит "Аэрофлоту", в 2020 году руководство компании планировало выйти на IPO и разместить до 25% акций "Победы", однако IPO было отменено. Вероятно, причиной стали ограничения на авиаперевозки, связанные с пандемией.

IPO cети продуктовых супермаркетов "Вкусвилл"

Из-за пандемии сети супермаркетов "Вкусвилл", продающих продукты для здорового питания, пришлось закрыть 60 магазинов и отложить IPO. Компания планировала разместить 25% акций на американской бирже Nasdaq.

IPO сервиса "Яндекс.Такси"

По словам представителей "Яндекса", IPO "Яндекс.Такси" приостановлено, в том числе, из-за пандемии коронавируса. Благодаря пандемии сервисы внутри "Яндекса" стали более взаимно интегрированными, а сама IT-платформа – более цельной.

IPO сети супермаркетов фиксированных цен Fix Price

Параметров для будущего размещения акций сети супермаркетов Fix Price пока нет, однако есть вероятность, что компания всё же выйдет на IPO в 2021 году на Лондонской бирже, возможно, акции компании будут торговаться также на Московской бирже.

IPO лесопромышленного холдинга Segezha Group

АФК "Система" контролируют 98,4% "Сегежи". В этом году уже прошло IPO Ozon, держателем 33,1% акций которого также является "Система". Руководство компании заявило, что следующим на IPO, вероятно, выйдет "Сегежа". Главными критериями для проведения IPO председатель правления "АФК Система" Владимир Чирахов называет увеличение масштабов бизнеса и экономическую ситуацию на рынке.

IPO нефтехимического холдинга "Сибур"

Крупнейший нефтехимический холдинг РФ "Сибур" все еще думает о проведении IPO. На данный момент решения по этому вопросу нет, несмотря на то, что новый нефтехимический комплекс "Запсибнефтехим" вышел на полную мощность - более 2 млн тонн продукции в год. В компании посчитали 2020 год неподходящим для IPO из-за пандемии коронавируса.

IPO онлайн-кинотеатра Ivi

Крупнейший российский онлайн-кинотеатр с долей рынка в 23% планирует выйти на IPO в 2021 году. Компания уже начала подготовку к листингу и подала заявку в Комиссию по ценным бумагам и биржам CША. Вероятно, IPO пройдет на американской бирже Nasdaq. При этом дата и параметры размещения пока неизвестны.

IPO EМС

Одна из крупнейших сетей частных клиник в России "Европейский медицинский центр" тоже готовится к IPO, но ждёт удачной рыночной конъюнктуры.

Другие крупные сделки

В этом году некоторые российские компании провели SPO (вторичное публичное размещение акций) и ABB (дополнительное размещение акций с краткосрочным сбором заявок инвесторов).

"Яндекс" привлёк более $1 млрд на SPO.

Mail.ru Group привлекла $200 млн на SPO.

На SPO Headhunter банк Golden Sacks продал около 12%.

"Аэрофлот" привлёк 80 млрд рублей на SPO.

"Петропавловск" выпустил 7,4 миллиона новых акций на $1 млн в результате конвертации облигаций сроком погашения в 2024 году.

В ходе двух ABB АФК "Система" и РКИФ продали свои доли, сделав "Детский мир" первой российской компанией с 100% акций в свободном обращении.

Крупнейший акционер "Полиметалл", IST Group, продал долю 4% в ходе ABB. Также сократила свою долю до 3,82% PPF Group, продав 12,5 млн акций "Полиметалла" в ходе ABB.

Rigi Trust (трастовый фонд, связанный с семьей Олега Тинькова), продал 10,7 млн ГДР TCS Group (около 5,3% уставного капитала) по цене $30,5 за бумагу на SPC. После размещения семья Тинькова продолжит владеть 35,1% TCS Group. Вырученные на SPO деньги Тиньков планирует потратить на лечение и благотворительность.

Что ждать дальше?

Аналитики Golden Sacks называют 2020 год "Годом SPAC" и прогнозируют, что в 2021-2022 использование этого метода привлечения капиталов будет только расти.

SPAC (special purpose acquisition company) - специализированные компании по слияниям и поглощениям, которые не имеют никаких активов, кроме денежной ликвидности, и не ведут операционной деятельности. Это денежные пулы, которые котируются на бирже. Использование SPAC cчитается хорошим вариантом для частных компаний, которые хотят стать публичными. Когда SPAC покупает какую-то компанию, та получает её место на бирже. В условиях пандемии и непредсказуемости инвесторов, этот вариант считается более выгодным для компаний, чем выход на IPO.

В этом году SPAC в рамках проведённых 206 IPO привлекли $70 млрд, по данным Dealogic, в пять раз больше, чем в 2019 году.

Хотите научиться зарабатывать на IPO в России и за рубежом? Приглашаем вас на "ФИНАМ Митап", где рассказываем про эффективные стратегии и тактики участия в IPO. Онлайн-дискуссия по IPO состоится 22 декабря в 13:00, принять участие можно бесплатно, зарегистрировавшись на Finam.ru.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter