Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Тройка» подменила структурные продукты » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Тройка» подменила структурные продукты

Компания продала частным инвесторам облигации, доходность которых привязана к динамике индекса РТС. Раньше в такой форме структурные продукты в России не выпускались
18 июня 2009
Компания продала частным инвесторам облигации, доходность которых привязана к динамике индекса РТС. Раньше в такой форме структурные продукты в России не выпускались.

Вчера «Тройка Диалог» сообщила о закрытии книги заявок на дебютный выпуск рублевых облигаций, представляющих собой разновидность так называемых структурных продуктов с гарантией защиты капитала. В последние годы эта форма инвестиций получила широкое распространение на Западе и начала обретать популярность в России, однако в разгар кризиса она подвергалась жесткой критике за непрозрачность, чрезмерную дороговизну и дополнительные риски, которые несет для всего рынка.

В общей сложности компания зарегистрировала в ФСФР десять выпусков облигаций, доходность которых будет зависеть от динамики индекса РТС, рассказал «Ф.» управляющий директор Павел Соколов. Пять из них рублевые, объемом по 500 млн рублей, пять – валютные по $20 млн. Документы составлены так, чтобы можно было варьировать условия выплат по облигациям, фиксируя их уже на этапе продажи бумаг.

Дебютный выпуск размещен со следующими параметрами: фактически на полтора года, с фиксированной ставкой купона в 0,01% годовых, с коэффициентом участия в росте индекса в 45%. Другими словами, при погашении облигаций инвестору будет выплачен доход, составляющий 45% от прироста индекса РТС за полуторагодичный период. Если же биржевой индикатор к тому моменту снизится, то владелец бумаг получит только их номинальную стоимость вместе с символической выплатой в 0,01% годовых.

«Ф.» подробно рассказывал о том, как выглядят структурные продукты снаружи и изнутри. На первый взгляд они кажутся настоящей панацеей от всех фондовых неурядиц. Если покупатель такого продукта верно угадывает движение базового актива (биржевого индекса, акции, товара и т.д.) в течение определенного периода, то он получает заранее оговоренный доход. А если ошибается, то, по крайней мере, ничего (либо почти ничего) не теряет – ему гарантируется возврат основной суммы инвестиций.

Эффект достигается за счет того, что продавец структурного продукта вкладывает львиную долю полученного от инвесторов капитала в облигации самых надежных эмитентов либо размещает в госбанке. Она приносит небольшой, но заранее известный доход, который должен покрыть потенциальные убытки от размещения оставшейся, небольшой части средств. А та идет на покупку биржевых опционов, соответствующих базовому активу продукта.

Таким образом, любой структурный продукт - это торговая стратегия, преподносимая инвесторам в красивой обертке мнимой безубыточности. Стратегия небезупречная, хотя и, безусловно, имеющая право на существование. Нужно понимать, что в действительности только сам инвестор, а вовсе не продавец структурного продукта несет риск того, что рынок пойдет против него и «съест» все деньги, вложенные в опционы. И лишь формально проценты по облигациям или депозитам перекроют эти потери: к моменту возврата капитала инфляция все равно его обесценит.

Продавцы структурных продуктов никогда не раскрывают подробности распределения средств. Инвестор не является собственником облигаций (либо депозитов) и опционов, приобретаемых на его деньги. Дополнительно к рыночным рискам он получает нерыночный – риск того, что продавец структурного продукта не сможет расплатиться.

Несмотря на то, что «защитную» стратегию любой инвестор может повторить самостоятельно, не переплачивая за красивую, но дорогую и непрозрачную обертку, во всем мире находится много желающих покупать готовые решения. Россия – не исключение. До кризиса инвесткомпании и банки продавали их клиентам в форме индексируемых депозитов, стратегий доверительного управления. Еще одним вариантом служил выпуск через офшорные «дочки» особых ценных бумаг – нот с защитой капитала. После изменений в российском законодательстве они стали доступны лишь квалифицированным инвесторам.

По словам Павла Соколова, структурные продукты в форме рублевых облигаций адресованы, прежде всего, частным лицам. Из первого выпуска удалось продать бумаги на 176,6 млн рублей. Как следует из пресс-релиза, на это ушло три недели. Заявки собирала сама «Тройка Диалог», они поступили от 326 инвесторов из разных регионов. «Мы расцениваем результаты как успешные и планируем дальнейшие размещения и предложение клиентам новых инвестиционных стратегий», - говорит Павел Соколов. Ведь, например, в минувшем мае чистый результат привлечения средств во все российские ПИФы составил минус 356 млн рублей, отмечает директор управления «Персональные инвестиции и финансы» «Тройки Диалог» Андрей Звездочкин.

Проводить доразмещение дебютных бумаг компания не будет, а решения о сроках и условиях продажи остальных девяти выпусков зависят от рыночной конъюнктуры. При этом в «Тройке» обещают поддерживать вторичный рынок таких облигаций, выставляя внебиржевые котировки на их покупку и продажу. Однако в документах эта обязанность не зафиксирована. К обращению на бирже облигации допускать не планируется.

Эмитентом бумаг выступает специально созданная «дочка» - «Тройка Инвест». Все ее обязательства перед инвесторами продублированы аналогичными обязательствами со стороны самой «Тройки Диалог». Такая схема упрощает процедуру раскрытия информации и регистрации документов, пояснили в компании.

Олег Мальцев