Марк Нестманн: Мы теперь все (гипер) кейнсианцы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Марк Нестманн: Мы теперь все (гипер) кейнсианцы

29 января 2021 goldenfront.ru Рубино Джон

В 1971 году президент Ричард Никсон (Richard Nixon) якобы сказал репортеру ABC News, что он «теперь кейнсианец в экономике».

Заявление Никсона было признанием того, что он согласен с идеями, выдвинутыми Джоном Мейнардом Кейнсом (John Maynard Keynes). В своей книге 1936 года «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс рекомендовал увеличение государственных расходов и снижение налогов, чтобы стимулировать спрос и помочь вывести мировую экономику из Великой депрессии. Он считал, что деловые циклы - периоды роста, сменяемые спадами - были неизбежным следствием капитализма и что дефицитное финансирование во время экономических спадов было необходимо для восстановления.

Поддержка Никсоном кейнсианской экономической теории стала шоком. В то время многие считали его сторонником взглядов экономистов-рыночников, считавших, что правительства не должны вмешиваться в экономические циклы. Они считали, что кейнсианская экономика опасно близка к социализму или даже коммунизму.

Через несколько месяцев после того, как Никсон произнес свои знаменитые слова, он приказал министру финансов Конналли (Connally) прекратить обменивать доллары США в собственности иностранных центральных банков на золото. Кейнс, несомненно, одобрил бы действия Никсона, потому что считал золотой стандарт «варварским пережитком». Поскольку золотой стандарт ограничивал способность правительств занимать деньги, Кейнс считал, что его следует отменить.

Тем не менее, Кейнс никогда не предлагал правительствам проводить неограниченное дефицитное финансирование. В период экономического подъема он и его последователи предлагали правительствам накапливать излишки для оплаты интервенций в период спада.

Но сегодня правительства не тревожат себя такой ерундой как сбалансированные бюджеты, не говоря уже о профицитах во времена процветания. Например, экономика США росла с середины 2009 до начала 2020 года, когда разразилась рецессия COVID-19. Но государственный долг за это время вырос более чем вдвое: с $10.6 трлн в 2009 г до $22.8 трлн в конце 2019 финансового года.

Затем возник COVID-19. К концу 2020 финансового года государственный долг увеличился еще на $4.2 трлн до $26.9 трлн, в первую очередь из-за реакции правительства на пандемию. Обе партии брали взаймы с энтузиазмом: Конгресс принял пакет помощи от COVID в размере $2.2 трлн 31 марта почти единогласным голосованием в Палате представителей и 96-0 в Сенате.

Хотя мы все уже вероятно были кейнсианцами в 1971 году, когда Никсон положил конец золотому стандарту, сейчас мы гипер-кейнсианцы. При таком высоком федеральном долге мы действительно на неизведанной территории. И, что примечательно, мейнстримных экономистов это не волнует. Типичный пример: лауреат Нобелевской премии Эстер Дюфло (Esther Duflo), которая говорит: «Это не то, о чем широкая публика должна беспокоиться в настоящее время».

Понятно, почему они не тревожатся. Чудовищный рост долгов не привел к катастрофическим последствиям, которых опасаются экономические консерваторы, по крайней мере, пока. Например, у нас еще не было безудержной инфляции, хотя инфляция на самом деле значительно выше, чем показывает официальная статистика. Такая же ситуация и в Японии, где отношение долга к ВВП сейчас превышает 250% - безусловно, самый высокий уровень в мире.

С другой стороны, долговое буйство, в которое погрузились Соединенные Штаты, Япония и другие страны, серьезно подорвало стоимость их валют по отношению к золоту. С момента прекращения действия золотого стандарта в 1971 году стоимость доллара США и британского фунта упала против золота более чем на 98%. Японская иена упала чуть меньше – на 93%. Даже могущественный швейцарский франк с 1971 года потерял более 90% своей стоимости по сравнению с золотом.

Еще одно последствие всемирной любви к растущему долгу - «финансовые репрессии» центральных банков в виде нулевых или даже отрицательных процентных ставок. Даже если инфляция возобновится, центральные банки возможно не смогут повысить процентные ставки, поскольку это приведет к еще большему обесцениванию валют.

Бесплатный обед – это прекрасно для всех, если никому никогда не приходится платить по счетам. Если вы согласны с академическими экономистами, утверждающими, что дефициты не имеют значения, то продолжайте владеть своими долларами по нулевым процентным ставкам и ждите экономического бума после COVID. Но если вы не согласны, то покупайте золото.

http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter