Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«На этой неделе эстафету, похоже, перехватило серебро» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«На этой неделе эстафету, похоже, перехватило серебро»

1 февраля 2021 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
В 1841 году свет увидела книга Чарльза Маккея «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы», в которую он, в частности, включил и описания самых известных в истории финансовых пузырей.

Было бы ошибкой говорить, что каждый финансовый пузырь в точности повторяет предыдущие. Но тем не менее у них всегда есть много общих черт – таких как избыток дешевых денег, повышенная волатильность цен на активы и твердая уверенность – прежде всего розничных – инвесторов в том, что они знают, куда движется рынок.

И не важно, идет ли речь о тюльпанах, азиатской недвижимости, ипотечных деривативах или акциях GameStop, шорт-сквиз которых с использованием интернет-форумов и торговых платформ мы наблюдали на прошлой неделе. На прошлой же неделе Международный валютный фонд и Народный банк Китая в лице своего председателя И Гана заявили о наличии ценовых пузырей на финансовых рынках и о связанном с этим риске коррекции.

На этой неделе эстафету, похоже, перехватило серебро, которое в данный момент торгуется на 8-летнем максимуме. В прошлую пятницу крупнейший в мире «серебряный» ETF-фонд, iShares Silver Trust, зафиксировал приток инвестиций в размере 1 млрд долл. Хорошо известно более современное описание «безумства толпы», предложенное в 1996 г. бывшим главой ФРС Аланом Гринспеном, который охарактеризовал тогдашнее поведение инвесторов как «иррациональный оптимизм». Но интересно, что пузырь, о котором говорил Гринспен, лопнул лишь в 2000 г., когда произошел обвал доткомов. Это показывает нам, что иррациональное поведение инвесторов может сохраняться очень долго, лишь углубляя разрыв между очевидно слабым фундаментальным состоянием реальной экономики и тем, что происходит на финансовых рынках.

На прошлой неделе цена акций компании GameStop выросла на $400, а ее рыночная капитализация за две недели взлетела с $2 млрд до $24 млрд. Акции AMC Entertainment, также оказавшиеся в ситуации шорт-сквиза, подорожали на 278%. Индекс волатильности VIX, державшийся на довольно низких уровнях, резко вырос, а объем торгов акциями и опционными контрактами в прошлую среду достиг рекордного максимума. К концу недели большинство ведущих индексов акций снизились.

В прошлую среду на пресс-конференции FOMC председатель ФРС Джером Пауэлл не стал вдаваться в детали возникший ситуации, однако отметил, что риски для финансовой стабильности в целом остаются умеренными. Хорошо бы он оказался прав. Однако ФРС и Минфин США, скорее всего, примут меры. Для обеспечения финансовой стабильности Пауэлл, скорее всего, предпочтет использовать макропруденциальные инструменты, нежели ужесточение денежно-кредитной политики. Участники финансовых рынков знают это, и до тех пор пока поток ликвидности не иссякнет, инвесторы будут подталкивать котировки активов вверх.

Шорт-сквиз способен приводить к сильнейшему дисбалансу на рынке в сочетании с чрезвычайной нагрузкой на торговую систему. В случае маржин-колла инвесторы зачастую вынуждены закрывать прибыльные позиции в других инструментах, создавая повышенную волатильность. Подобные явления часто происходят на поздней стадии формирования пузыря и через некоторое время завершаются массовым выходом из рисковых активов. В это время ключевую роль начинают играть кредитные и денежные рынки.

Однако главной причиной раздувания пузырей на финансовых рынках является ультрамягкая монетарная политика и связанный с этим избыток ликвидности. Многочисленные исследования показывают, что к финансовым кризисам приводят чрезмерно высокие уровни кредитования и долговой нагрузки. Когда пузырь лопается, реальная экономика несет большие потери, погружаясь в длительную рецессию. В настоящий момент, когда перспективы восстановления экономики остаются неопределенными, падение кредитных или фондовых рынков было бы наихудшим сценарием.

Долларовой ликвидности на денежном рынке достаточно, ставки LIBOR находятся на низком уровне, крупнейшие американские банки не испытывают дефицита капитала или ликвидности. 10-летние казначейские облигации США почти не показывают изменений в доходности, но некоторые инвесторы могут считать их весьма слабым инструментом хеджирования. В Китае ставки репо, подскочившие на прошлой неделе, к настоящему моменту развернулись вниз, а центробанк страны сегодня утром значительно увеличил вливания ликвидности на денежный рынок, развеяв опасения азиатских рынков акций относительно возможной смены регулятором вектора монетарной политики.

Как бы то ни было, мировые рынки акций достигли рекордно высоких уровней, а стоимость заимствований – даже для мусорных облигаций – упала до минимумов в результате политики Федрезерва, который выкупает огромные объемы активов на свой баланс. Это же является причиной роста цен на жилье в крупных американских городах, перегрева биткоина и резкого взлета активности в сегментах IPO и SPAC-компаний. Объемы привлечения средств через облигации и акции в мире в настоящий момент находятся на максимуме за последние двадцать лет.

Тем временем предложенный президентом Байденом пакет мер фискальной поддержки экономики США на сумму $1,9 трлн по-прежнему находится на обсуждении лидеров республиканской части Конгресса. Согласно индикатору Fiscal Impact Measure, который рассчитывается Центром Хатчинса, реализация мер, утвержденных к декабрю минувшего года (включая и декабрьский пакет на сумму $900 млрд), способна ускорить рост ВВП США в 1к21 на 7,3 п.п. Без дополнительных мер эффект от фискальной политики станет отрицательным. Однако в условиях большого дефицита бюджета и растущего уровня долга в процентном отношении к ВВП поддерживать необходимые темпы фискальной рефляции становится сложно.

Джон Плендер в статье, опубликованной в сегодняшнем номере Financial Times, ссылается на доклад Всемирного банка, который демонстрирует, что замедление роста производительности труда, вызванное негативными шоками, оказывает более длительное и значительное влияние на закредитованные экономики, более чувствительные к изменению стоимости заимствований. Как отмечают авторы документа, финансовый кризис усиливает неопределенность, снижает уверенность экономических агентов, ограничивает доступ к источникам финансирования и уменьшает прибыльность корпоративного сектора.

В совокупности все это ведет к снижению инвестиционной активности. Исторические данные показывают, что в среднем в течение трех лет, следующих за периодом накопления долга, связанного с финансовым кризисом, прирост производительности труда оказывается на 2 пп ниже, чем в периоды, не связанные с кризисом. За год после начала финансового кризиса объем выпуска в экономике обычно сокращается примерно на 2%. По наблюдению Всемирного банка, в 1990–2018 годы количество финансовых кризисов выросло почти в два раза по сравнению с 1960–1989 годами, а рост производительности труда в развитых экономиках на столько же замедлился.

Существенным моментом является то, что в случае избыточной эксплуатации заемного капитала снижается его способность генерировать прибыль, то есть отдача с каждого привлеченного доллара. Попытка стимулировать экономику, и без того обремененную слишком большим объемом долга, за счет привлечения еще большего долга не гарантирует устойчивый рост ВВП.