Доллар на максимумах, LIBOR на минимумах » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Доллар на максимумах, LIBOR на минимумах

3 февраля 2021 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
Индекс доллара, нефть Brent и сырьевой индекс Bloomberg Commodity (BCOM) – все они сейчас находятся на максимальных уровнях с начала этого года. Среди криптовалют на новых максимумах торгуется Эфириум. Уровень долларовой ликвидности на денежных рынках остается очень высоким, оказывая понижательное давление на 3-месячные ставки LIBOR и доходности краткосрочных UST (и те и другие сейчас близки к нулю). В начале этой недели Минфин США сообщил, что, по его оценкам, в 1к21 объем размещения казначейских облигаций среди частных инвесторов будет на 853 млрд долл. ниже предыдущей оценки, озвученной в ноябре. Объем денежных средств на счетах Минфина к концу марта при этом должен снизиться до 0,8 трлн долл. против 1,7 трлн долл. на текущий момент (дополнительная информация, касающаяся ежеквартальных операций рефинансирования Минфина, будет опубликована сегодня в 8:30 по Нью-Йорку). В конечном счете, если ставки денежного рынка опустятся ниже нуля, Федрезерв может оказаться в ситуации, когда ему придется вводить контроль кривой доходности – но не для того чтобы предотвратить рост ставок, а, как бы странно это ни звучало, чтобы заставить короткие ставки денежного рынка расти.

Между тем в связи со значительным всплеском рыночной волатильности и беспрецедентным шорт-сквизом на рынке акций, который мы наблюдали на прошлой неделе, министр финансов США Джанет Йеллен провела встречи с представителями Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), ФРС и Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC). 18 февраля слушания по данному вопросу состоятся в комитете по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса США. Биржа COMEX уже повысила минимальные маржинальные требования по сделкам с серебром.

Маржинальный долг в США достиг очень высоких уровней, и ужесточение требований к обеспечению представляется эффективным способом остудить «иррациональный оптимизм» инвесторов. В то же время надо понимать, что ультрамягкая денежно-кредитная политика ФРС сама провоцирует накопление чрезмерной долговой нагрузки и формирование пузырей на рынках финансовых активов. Темпы роста денежной массы в США (агрегат M2) на данный момент составляют 25%, что является самым высоким показателем за последние 150 лет, а темпы роста агрегата M1 достигли 70%!

Ускорение роста M2 по большей части отражает увеличение свободных резервов банковского сектора, достигших 3,3 трлн долл., что в свою очередь является прямым следствием покупки активов Федрезервом (на сумму 120 млрд долл. в месяц). Резкое повышение темпов роста M1 обусловлено, как считается, сочетанием таких факторов, как изменения в порядке регистрации сделок с ценными бумагами (Regulation D), перевод средств домохозяйств из наличных денег в банковские депозиты, с которых осуществляется плата за аренду или будет погашаться ипотека в случае истечения отсрочки по кредитам, а также вероятность того, что состоятельные американцы обналичивают прирост капитала на активы, к которым может быть применен повышенный налог на богатство, предложенный администрацией Байдена (см. What’s behind the recent surge in the M1 money supply).

Председатель ФРС Джером Пауэлл недавно заявил об отсутствии повода для опасений относительно потенциальных рисков для финансовой стабильности или перегрева финансовых рынков, однако факт в том, что политика ФРС действительно способствовала поддержанию финансового цикла постоянных бумов и спадов. В определенном смысле Федрезерв также загнал себя в ловушку, оказавшись в ситуации, не позволяющей ему начать ужесточение монетарной политики, будь то через сворачивание программы количественного смягчения или путем повышения ставки по федеральным фондам. Уровень безработицы в США остается высоким, и вызванная пандемией коронавируса рецессия еще не преодолена. Но есть факторы, вселяющие надежду. В частности, уровень заболеваемости в США опустился до 3-месячного минимума. Есть позитивные новости об эффективности вакцины, разработанной фармацевтической компанией AstraZeneca вместе со специалистами Оксфорда (в Великобритании вакцину получили уже 9,6 млн человек). В еврозоне дела обстоят хуже: собственная программа вакцинации в континентальной Европе продвигается медленно, при этом власти ЕС подвергаются критике в связи с необоснованными нападками на Великобританию и нарушением статьи 16 протокола по Северной Ирландии.

Что касается перспектив экономики США, в настоящий момент все внимание инвесторов сосредоточено на фискальном пакете Байдена на сумму 1,9 трлн долл. Вчерашнее голосование в Сенате, завершившееся с результатом 50/49 голосов, запустило процесс согласования бюджета. Однако фактическое принятие программы, скорее всего, состоится не раньше конца этого месяца или даже в начале марта. По оценкам Бюджетного управления Конгресса (CBO), в следующие пять лет реальные темпы роста ВВП США составят в среднем 2,6%, тогда как потенциальные темпы роста ВВП США оно оценивает на уровне 1,9%.

CBO прогнозирует, что до 2023 г. инфляция не поднимется выше 2% (некоторые инвесторы сочтут этот прогноз оптимистичным), а докризисный уровень занятости не восстановится до 2024 г. Также CBO ожидает, что до середины 2024 г. ставка по федеральным фондам будет держаться вблизи нуля. По оценкам Standard and Poors, благодаря пакету поддержки экономики в размере 1,9 трлн долл. размер ВВП США вернется к докризисному уровню уже во втором квартале этого года. Однако, по мнению авторов документа, ускорение будет временным, и к 2023 г. темпы роста ВВП вновь снизятся до трендовых. Brookings Institution в своем анализе фискального пакета использует фискальные мультипликаторы в диапазоне от 0,50 до 2,50 и предполагает, что максимальный положительный эффект с точки зрения темпов роста ВВП будет достигнут в 4к21. Авторы доклада отмечают, что рост инфляции и стоимости заимствований может ограничить мультипликативный эффект фискальных мер.

Агентство Standard and Poor’s в только что опубликованном материале Sizing Sovereign Debt and The Great Fiscal Unwind прогнозирует, что госдолг стран большой семерки к концу текущего года увеличится в среднем до 128,7% ВВП против 106,3% в 2019 г. и 101,3% в 2008 г. Аналогичная тенденция наблюдается в развивающихся странах: по оценке Standard and Poor's, госдолг 60 крупнейших развивающихся стран достигнет в среднем 65,8% ВВП (на 15,5 пп и 30 пп выше уровней 2019 г. и 2008 г.). При этом, как полагает агентство, две трети развитых и развивающихся стран смогут либо стабилизировать долг относительно ВВП, либо развернуть тенденцию в сторону снижения к 2023 г. (значение коэффициента долг/ВВП для России оценивается как весьма низкое – 23%).

Между тем для стабилизации долга относительно ВВП необходима фискальная консолидация в диапазоне 5–10 пп ВВП (наибольшая консолидация потребуется в США, Великобритании, Японии и Канаде, а среди развивающихся стран – в ЮАР, Бразилии, Саудовской Аравии и Гонконге). Что касается США, а также, возможно, других крупных экономик, если не учитывать долговые обязательства на балансе центробанка, то картина получается иной. Согласно расчетам Центра приоритетов бюджетной политики, госдолг США за исключением финансовых активов (то есть денежных средств на счетах Минфина в размере 1,6 трлн долл. и долга Федрезерва в объеме 7,4 трлн долл.) относительно ВВП в настоящий момент составляет чуть более 60%, а к 2030 г. вырастет лишь до 80%.

Прогнозы Standard and Poor's исходят из трех основных допущений. Прежде всего, ведущие центробанки, как предполагается, будут сохранять процентные ставки на околонулевом уровне до достижения устойчивого восстановления экономики, в связи с чем средние расходы на привлечение финансирования продолжат снижаться вплоть до 2023 г. Во-вторых, с 2022 г. или даже раньше начнется реализация отложенного спроса, что будет способствовать росту ВВП, причем будут ускоряться компоненты роста с наибольшим налогооблагаемым потенциалом. Наконец, начиная с 2022 г. правительства будут постепенно сворачивать введенные в 2020 г. программы фискального стимулирования. Как пишет Standard and Poor’s, одним из следствий отрицательных процентных ставок является подорожание активов, что в политическом плане упрощает принятие решений о введении налога на богатство. Помимо этого, по мнению агентства, такие страны, как Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания и Япония, вполне могут выдержать длительное повышение стоимости фондирования.

https://t.me/omyinvestments (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter