Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Политика количественного ослабления: где выход? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Политика количественного ослабления: где выход?

С начала марта рисковые активы сумели несколько вырасти. Индекс S&P повысился на 35%, кредитные и своповые спрэды значительно сузились
23 июня 2009 Архив
С начала марта рисковые активы сумели несколько вырасти. Индекс S&P повысился на 35%, кредитные и своповые спрэды значительно сузились. Важным фактором, способствующим этому росту, стала чрезмерная ликвидность, которой Центробанки накачивали систему посредством снижения процентных ставок и применения мер количественного ослабления. Благодаря росту денежной массы и цен на активы Центробанкам удалось замедлить темпы снижения экономической активности. Таким образом, мы вышли на этап, когда масштабные действия со стороны властей получают поддержку, а значит, есть уверенность в том, что мировая экономика вступит в фазу оживления в течение следующих 1-2 кварталов. Принимая во внимание тот факт, что основную роль в процессе восстановления играют поддерживаемые практически на нулевом уровне процентные ставки и меры количественного ослабления, важно рассмотреть следующие два вопроса: (i) как долго Центробанки намерены оказывать поддержку экономике; и, (ii) когда Центробанки решат вернуться к прежним уровням процентных ставок и отменить меры количественного ослабления, какие тактики они при этом выберут?


Очевидно, форма любого восстановления и прогноз по инфляции станут ключевым фактором в определении Центробанками стратегий выхода из политики низких процентных ставок и количественного ослабления. Стремительная атака мировых монетарных властей, вероятно, приведет к тому, что во второй половине 2009 года отрицательные темпы роста мировой экономики сменятся положительными, а риски инфляции появятся чуть позже. Однако инвесторам следует воздержаться от учета в ценах стремительного возвращения к восходящему тренду. Стремительный скачок вверх второй производной роста (определенной здесь как изменение в темпах роста) предполагает, что мы приближаемся к нижней границе роста. Тем не менее, прогноз по росту в течение 2010 года и далее остается слабым, так как вторая производная стремительно движется к нулю. В следующие несколько лет экономическая ситуация будет выражаться комбинацией темпов роста ниже среднего уровня и медленно растущей инфляции. При этом неопределенность в отношении темпов и силы восстановления мировой экономики будет на довольно высоком уровне. Слабый характер восстановления, вероятно, станет сдерживающим фактором для Центробанков и любого их желания агрессивно повышать процентные ставки. Монетарная политика, скорее всего, останется экспансионистской в течение значительного периода времени. А последующая нейтрализация низких процентных ставок и мер количественного ослабления будет носить постепенный и поэтапный характер.


Когда начнется повышение процентных ставок и ликвидация количественного ослабления? Не так давно ФРС, Банк Канады, Банк Швеции, Резервный банк Новой Зеландии и Банк Англии подтвердили, что намерены поддерживать процентные ставки на текущих уровнях в течение значительного периода времени. Экономические аналитики придерживаются такого же мнения. Первое повышение процентных ставок среди Центробанков Группы 10-ти произойдет приблизительно во 2-м квартале 2010 года или позже, за исключением Банка Англии, Швейцарского национального банка и Резервного банка Австралии (которые, скорее всего, повысят ставки в 1 квартале 2010 года). Что касается крупных стран с развивающимися рынками, повышение ставок произойдет приблизительно в то же время: первой станет Индия - в 1 квартале 2010 года, затем Россия - во 2 квартале 2010 года, Бразилия - в 3 квартале 2010 года. Китай будет удерживать ставку в обозримом будущем. Что касается активных мер количественного ослабления, основной объем покупок Центробанкам только предстоит провести. Причем по-прежнему сохраняется вероятность того, что масштабы этих программ будут увеличены. Купленные активы, скорее всего, останутся в распоряжении Центробанков, по меньшей мере, до тех пор, пока ставки будут находиться вблизи нулевого уровня, а в отдельных случаях, и намного дольше.


Повышение ставок и отказ от количественного ослабления, вероятно, будут проводиться одновременно. Скорее всего, эти два мероприятия монетарных властей будут проводиться в одно время. Почему? Самым важным аспектом в повышении ставок и нейтрализации количественного ослабления, вероятно, станет аспект сигнализирования или коммуникации. Повышение процентных ставок без стратегии отказа от политики количественного ослабления приведет к замешательству, так как меры количественного ослабления изначально были предназначены для увеличения и дополнения эффекта от снижения процентных ставок. Таким образом, наиболее естественной стала бы следующая последовательность: сначала отказ от политики количественного ослабления, а затем повышение процентных ставок. Однако проблема такого подхода заключается в том, что он ведет к стремительному росту среднесрочной и долгосрочной доходности, когда Центробанки начнут продавать активы, удерживая при этом ставки на близком к нулю уровне. Таким образом, в странах, где крайне важны долгосрочные процентные ставки, Центробанки (ФРС и ЕЦБ) будут одновременно проводить отказ от количественного ослабления и повышение процентных ставок. Однако в Великобритании кредитование более тесно связано с ближним концом кривой доходности. А значит, более приемлемым для Банка Англии сценарием станет ликвидация количественного ослабления до повышения процентных ставок.


Учитывая сдвиги на денежном рынке, снижения ставок в этот экономический цикл не принесли значимого эффекта. Активная покупка жилищных активов и государственных облигаций в рамках политики количественного ослабления позволила Центробанкам непосредственно влиять на самые важные элементы передаточного механизма монетарной политики - долгосрочные процентные ставки и спрэды, от которых в значительной степени зависит конечная стоимость кредитования. В общем и целом эти покупки оказали положительное влияние на изменение ставок и спрэдов, в результате чего активные меры количественного ослабления стали самым эффективным инструментом в этом цикле нетрадиционной монетарной политики. Тем не менее, в отношении долгосрочных ценных бумаг и рисковых активов рынки и Центробанки разделили контроль над ценообразованием, в результате чего власть Центробанков над государственным облигациями и спрэдами теперь далека от совершенства. Таким образом, возвращение на рынок активов, купленных в рамках количественного ослабления, сопряжено с рисками, ввиду того, что отказ от наиболее эффективной меры монетарной политики будет происходить в ситуации несовершенного контроля. Одновременное повышение процентных ставок и ликвидация количественного ослабления позволила бы банкам нейтрализовать часть этих рисков.


По материалам Morgan Stanley