24 июня 2009 Архив
В своей статье Кристина Ромер, председатель Совета экономических консультантов Барака Обамы и специалист по Великой депрессии, призывает политиков принять во внимание ошибки, которые продлили Великую депрессию.
На недавнем заседании Конгресса я отметила появление определенных "лучей надежды", которые свидетельствуют о стабилизации экономики и, возможно, ее восстановлении далее в этом году. Меня спросили, означает ли это, что США не нужно тратить оставшуюся часть $787 млрд, выделенных в рамках Закона о восстановлении и реинвестировании для стимулирования экономики. Я ответила, что ожидаемое восстановление наступит не через один месяц, а расходы в рамках Закона о восстановлении будут продолжать расти. И только потом меня осенило, что нужно было рассказать историю 1937 года. Восстановление после Великой Депрессии часто называют медленным, потому что Америка вернулась к полной занятости только после начала Второй мировой войны. Но на самом деле восстановление в течение четырех лет после вступления Франклина Рузвельта на пост президента в 1933 г. было удивительно быстрым. Средний годовой рост реального ВВП превысил 9%. Безработица снизилась с 25% до 14%. Если забыть про Вторую мировую, в США никогда ранее не было такого стабильного и быстрого роста. Однако этот рост был приостановлен вторым серьезным спадом 1937-38 гг., когда безработица снова подскочила до 19% (см. график). Основная причина второй рецессии заключалась в неблагоприятном и по большей части непреднамеренном переходе на ограничительную фискальную и монетарную политики. Одним из источников роста в 1936 году стало то, что Конгресс отклонил вето президента Рузвельта и принял закон о крупных выплатах ветеранам Первой мировой войны. В 1937 г. фискальные стимулы истощились. Помимо этого, впервые за всю историю был взят налог на нужды социального обеспечения. Эти факторы сократили дефицит в целом на 2.5% от ВВП.
Также важную роль сыграл случайный переход к ограничительной монетарной политике. В 1936 г. ФРС начала беспокоиться о своих "стратегиях выхода". После нескольких лет относительно свободной монетарной политики объем накопленных американскими банками резервов стал превышать требования, установленные по закону. Лица, отвечающие за формирование монетарной политики, опасались, что эти избыточные резервы будут мешать ужесточению, если начнется инфляция, или если на Уолл Стрит снова начнут увлекаться спекулятивными операциями. В июле 1936 г. совет директоров ФРС заявил о том, что избыток резервов может "породить губительную кредитную экспансию", и принял решение "заблокировать" эти избыточные резервы "в качестве предупредительной меры". Затем ФРС удвоила резервные требования, приняв ряд последовательных мер. К сожалению, оказалось, что банки, которые еще не отошли после финансовой паники начала 30-х гг., захотели сохранить избыточные резервы в качестве подушки безопасности. Когда были приняты законы о сокращении избытков, они постарались компенсировать это сокращением кредитования. Если верить классическому учению о Великой депрессии Милтона Фридмана и Анны Шварц, произошедшее в результате монетарное сокращение стало основной причиной рецессии 1937-38 гг.
Случай 1937 г. очень показателен. Конечно, желание объявить о победе и вернуться к нормальной политике после экономического кризиса велико. Однако нужно с ним бороться до тех пор, пока экономика снова не вернется к полной занятости. В частности, последствия финансового кризиса заставляют финансовые институты, домохозяйства и компании пересмотреть свое поведение. Если правительство слишком рано прекратит свою поддержку, может последовать повторный экономический спад или паника. В связи с этим мы не только не должны преждевременно отказываться от расходов в рамках Закона о восстановлении, но нам следует тщательно продумать их продолжение. Согласно Бюджетному управлению Конгресса, в 2010 финансовом году в рамках Закона о восстановлении потребуются стимулирующие меры в размере около $400 млрд, но зато в 2011 г. - всего на $130 млрд. В случае успеха частный спрос вырастет достаточно для того, чтобы заполнить пробел. Однако если этого не произойдет, может потребоваться дальнейшая поддержка политики.
Возможно, главный урок заключается в том, что политики должны отыскать конструктивные способы борьбы с естественными проблемами, которые позволят сократить стимулирование. Например, во время кризиса баланс ФРС увеличился более чем в два раза и привлек к себе повышенное внимание. Лица, формирующие монетарную политику, четко дали понять, что считают целесообразным дальнейшее ослабление монетарной политики. Более того, кредитные программы ФРС в некоторой степени ограничивают себя сами: в условиях сокращения специализированных кредитов, сокращается и ее баланс. Однако, по-видимому, сейчас подходящее время для наделения ФРС дополнительными инструментами, которые будут способствовать сокращению ее баланса после восстановления экономики. Некоторые предложили наделить ФРС правом выпускать долговые обязательства, как другие центральные банки. Это повысит ее способность извлекать избыточную наличность из финансовой системы. Выдача таких дополнительных инструментов может внушить людям уверенность, что ФРС способна справиться с инфляционными давлениями, и для этого не придется преждевременно проводить фактическое ужесточение.
Сейчас самое время задуматься о долгосрочной финансовой ситуации в стране. Несмотря на крупный дефицит бюджета, полученный президентом Бараком Обамой в наследство, борьба с текущим кризисом требует его еще большего увеличения. Переход к жесткой экономии в ближайшем будущем, безусловно, задержит восстановление и вернет риск рецессии в рецессии, как в 1937 г. Но многие вполне обоснованно обеспокоены состоянием бюджета в долгосрочной перспективе. Именно поэтому президент выдвинул план по сокращению в два раза унаследованного им дефицита и постоянно говорит о необходимости сокращения долгосрочного дефицита, а также предлагает постепенное снижение соотношения долга к ВВП. В этом плане реформа в области здравоохранения - это отличная возможность. Основным источником долгосрочных дефицитов являются растущие расходы на здравоохранение. Объединив расширение социального обеспечения с реформами, которые существенно замедляют рост расходов на здравоохранение, можно резко улучить долгосрочную финансовую ситуацию без необходимости преждевременного ужесточения. Мне стыдно вспоминать о том, как я критиковала близорукость политических деятелей в конце 30-х гг. Теперь понятно, что им приходилось решать просто непосильные задачи. Сегодня политикам нужно усвоить уроки прошлого и конструктивно бороться с такими же трудностями, стараясь не загубить восстановление в зародыше.
Кристина Ромер
По материалам издания The Economist
На недавнем заседании Конгресса я отметила появление определенных "лучей надежды", которые свидетельствуют о стабилизации экономики и, возможно, ее восстановлении далее в этом году. Меня спросили, означает ли это, что США не нужно тратить оставшуюся часть $787 млрд, выделенных в рамках Закона о восстановлении и реинвестировании для стимулирования экономики. Я ответила, что ожидаемое восстановление наступит не через один месяц, а расходы в рамках Закона о восстановлении будут продолжать расти. И только потом меня осенило, что нужно было рассказать историю 1937 года. Восстановление после Великой Депрессии часто называют медленным, потому что Америка вернулась к полной занятости только после начала Второй мировой войны. Но на самом деле восстановление в течение четырех лет после вступления Франклина Рузвельта на пост президента в 1933 г. было удивительно быстрым. Средний годовой рост реального ВВП превысил 9%. Безработица снизилась с 25% до 14%. Если забыть про Вторую мировую, в США никогда ранее не было такого стабильного и быстрого роста. Однако этот рост был приостановлен вторым серьезным спадом 1937-38 гг., когда безработица снова подскочила до 19% (см. график). Основная причина второй рецессии заключалась в неблагоприятном и по большей части непреднамеренном переходе на ограничительную фискальную и монетарную политики. Одним из источников роста в 1936 году стало то, что Конгресс отклонил вето президента Рузвельта и принял закон о крупных выплатах ветеранам Первой мировой войны. В 1937 г. фискальные стимулы истощились. Помимо этого, впервые за всю историю был взят налог на нужды социального обеспечения. Эти факторы сократили дефицит в целом на 2.5% от ВВП.
Также важную роль сыграл случайный переход к ограничительной монетарной политике. В 1936 г. ФРС начала беспокоиться о своих "стратегиях выхода". После нескольких лет относительно свободной монетарной политики объем накопленных американскими банками резервов стал превышать требования, установленные по закону. Лица, отвечающие за формирование монетарной политики, опасались, что эти избыточные резервы будут мешать ужесточению, если начнется инфляция, или если на Уолл Стрит снова начнут увлекаться спекулятивными операциями. В июле 1936 г. совет директоров ФРС заявил о том, что избыток резервов может "породить губительную кредитную экспансию", и принял решение "заблокировать" эти избыточные резервы "в качестве предупредительной меры". Затем ФРС удвоила резервные требования, приняв ряд последовательных мер. К сожалению, оказалось, что банки, которые еще не отошли после финансовой паники начала 30-х гг., захотели сохранить избыточные резервы в качестве подушки безопасности. Когда были приняты законы о сокращении избытков, они постарались компенсировать это сокращением кредитования. Если верить классическому учению о Великой депрессии Милтона Фридмана и Анны Шварц, произошедшее в результате монетарное сокращение стало основной причиной рецессии 1937-38 гг.
Случай 1937 г. очень показателен. Конечно, желание объявить о победе и вернуться к нормальной политике после экономического кризиса велико. Однако нужно с ним бороться до тех пор, пока экономика снова не вернется к полной занятости. В частности, последствия финансового кризиса заставляют финансовые институты, домохозяйства и компании пересмотреть свое поведение. Если правительство слишком рано прекратит свою поддержку, может последовать повторный экономический спад или паника. В связи с этим мы не только не должны преждевременно отказываться от расходов в рамках Закона о восстановлении, но нам следует тщательно продумать их продолжение. Согласно Бюджетному управлению Конгресса, в 2010 финансовом году в рамках Закона о восстановлении потребуются стимулирующие меры в размере около $400 млрд, но зато в 2011 г. - всего на $130 млрд. В случае успеха частный спрос вырастет достаточно для того, чтобы заполнить пробел. Однако если этого не произойдет, может потребоваться дальнейшая поддержка политики.
Возможно, главный урок заключается в том, что политики должны отыскать конструктивные способы борьбы с естественными проблемами, которые позволят сократить стимулирование. Например, во время кризиса баланс ФРС увеличился более чем в два раза и привлек к себе повышенное внимание. Лица, формирующие монетарную политику, четко дали понять, что считают целесообразным дальнейшее ослабление монетарной политики. Более того, кредитные программы ФРС в некоторой степени ограничивают себя сами: в условиях сокращения специализированных кредитов, сокращается и ее баланс. Однако, по-видимому, сейчас подходящее время для наделения ФРС дополнительными инструментами, которые будут способствовать сокращению ее баланса после восстановления экономики. Некоторые предложили наделить ФРС правом выпускать долговые обязательства, как другие центральные банки. Это повысит ее способность извлекать избыточную наличность из финансовой системы. Выдача таких дополнительных инструментов может внушить людям уверенность, что ФРС способна справиться с инфляционными давлениями, и для этого не придется преждевременно проводить фактическое ужесточение.
Сейчас самое время задуматься о долгосрочной финансовой ситуации в стране. Несмотря на крупный дефицит бюджета, полученный президентом Бараком Обамой в наследство, борьба с текущим кризисом требует его еще большего увеличения. Переход к жесткой экономии в ближайшем будущем, безусловно, задержит восстановление и вернет риск рецессии в рецессии, как в 1937 г. Но многие вполне обоснованно обеспокоены состоянием бюджета в долгосрочной перспективе. Именно поэтому президент выдвинул план по сокращению в два раза унаследованного им дефицита и постоянно говорит о необходимости сокращения долгосрочного дефицита, а также предлагает постепенное снижение соотношения долга к ВВП. В этом плане реформа в области здравоохранения - это отличная возможность. Основным источником долгосрочных дефицитов являются растущие расходы на здравоохранение. Объединив расширение социального обеспечения с реформами, которые существенно замедляют рост расходов на здравоохранение, можно резко улучить долгосрочную финансовую ситуацию без необходимости преждевременного ужесточения. Мне стыдно вспоминать о том, как я критиковала близорукость политических деятелей в конце 30-х гг. Теперь понятно, что им приходилось решать просто непосильные задачи. Сегодня политикам нужно усвоить уроки прошлого и конструктивно бороться с такими же трудностями, стараясь не загубить восстановление в зародыше.
Кристина Ромер
По материалам издания The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба