Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Фатализм и фетишизм - кто кого? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Фатализм и фетишизм - кто кого?

Каким будет рост развивающихся стран после финансового кризиса?
24 июня 2009 Архив
Каким будет рост развивающихся стран после финансового кризиса?


Сорок лет назад Сингапур, который сегодня является самым оживленным портом в мире, был забытым Богом захолустьем, в котором заправляли британские войска. В 1961 г. промышленность Южной Кореи отставала от коммунистического Севера, и страна зависела от помощи Америки. В 1978 г. экспорт Китая составлял менее 5% от ВВП страны. С тех пор этим странам и многим их соседям удалось скинуть с себя оковы нищеты с помощью торговли. В свете этого успеха легко забыть, что некоторые экономисты когда-то были фаталистически настроены в отношении экспорта. По их мнению, бедные страны ничего бы не выиграли, выйдя на мировой рынок. При попытке расширить свой экспорт они стали бы мешать друг другу, снижая цены на собственные товары. Финансовый кризис на протяжении последних девяти вновь наводит некоторых экономистов на мысли о фатализме экспорта. Даже после восстановления мировой экономики развивающимся странам будет сложно следовать политике стимулирования роста с помощью экспорта, которая так хорошо послужила таким странам, как Южная Корея. Следуя этой стратегии, которую иногда называют "фетишизмом экспорта", страны распространяют продажи за границу, удерживая свои валюты на низких уровнях. Некоторые хранят прибыль в валютных резервах вместо того, чтобы тратить их на импорт. Данная стратегия - это одна из причин, по которой мировой профицит баланса текущего счета превысил $700 млрд в 2008 г., по данным МВФ. В прошлом эти профициты компенсировались дефицитом США. Однако сейчас Америка пересматривает свою позицию. Этот дисбаланс, вызванный тем, что иностранцы продавали свои товары Америке в обмен на ее активы, является одной из возможных причин финансового кризиса в стране.

Если нарушится подобный уклад мировой торговли, какой будет реакция развивающихся стран? В своей новой работе, Дэни Родрик из Гарвардского университета предлагает инновационное решение. Он утверждает, что развивающимся странам нужно и дальше продвигать экспортируемые товары, но не сам экспорт. В чем разница? Экспортируемый товар - это товар, который можно продавать в других странах, но не обязательно. Рекомендуемая г-ном Родриком политика может помочь странам получить больше выгоды от этих товаров, продавая их внутри страны. Страны растут за счет перевода рабочей силы и инвестиций из традиционных видов деятельности со слабой производительностью в новые отрасли, где возможна экономия от увеличения масштабов или внедрение новых техник. Эти новые отрасли обычно связаны с производством экспортируемых товаров, таких как текстильные изделия из хлопка или игрушки. Однако какими бы ни были фетиши, в самом факте экспорта, как таковом, нет ничего особенного, - утверждает г-н Родрик. Например, компаниям совсем не обязательно расширять торговлю за границу, чтобы почувствовать жесткую международной конкуренции. Если их товары могут быть проданы в другие страны, тогда иностранные соперники могут конкурировать с ними, "не выходя из дома".

По мере развития промышленности и диверсификации стран их экспорт тоже растет, что иногда приводит к возникновению профицита торгового баланса. Как правило, эти три вещи тесно связаны. Однако, по мнению г-на Родрика, в статистической "гонке" промышленности, экспорта и чистого экспорта на первый план выходит рост экспортируемых промышленных товаров в виде доли от ВВП. Но как продвигать экспортируемые товары, не продвигая сам экспорт? С этим помогут справиться дешевые валюты. Они действуют как субсидии на экспорт и в то же время как налоги на импорт. Они стимулируют производство пользующихся спросом товаров, но снижают их потребление, - именно поэтому производители ищут покупателей в других странах. Политикам требуется другой набор инструментов, - уверен г-н Родрик. Они должны отказаться от своих валютных политик в пользу промышленных, напрямую субсидируя новые многообещающие отрасли. Эта поддержка расширит производство экспортируемых товаров сверх того, что требуется рынком. Однако субсидирование не снизит их потребление. Действительно, политикам следует позволить валютному курсу страны укрепляться естественным образом, сокращая профицит торгового баланса. Более сильная валюта оттолкнет нескольких иностранных клиентов. Но в целом дела у компаний будут идти лучше, чем в условиях политики невмешательства.
Возвращение к культу груза

Г-н Родрик предлагает решение этой необычной проблеме: политики могут восстановить стратегии роста, до уровней, предшествовавших кризису, не возродив сопровождавшие их тогда торговые дисбалансы. Однако так ли все гладко, как кажется? Начнем с теории. Г-н Родрик утверждает, что экспорт не играет какой-то особой роли. Возможно, он прав. Но статистические испытания ставят точку в этом вопросе, особенно если учесть сложности, связанные с использованием разных переменных. Модель г-на Родрика также предполагает наличие одного экспортируемого товара. Согласно его концепции, страны будут продавать на внутреннем рынке тот же товар, который ранее продавали иностранцам. При более тщательном рассмотрении может оказаться, что вкусы жителей страны и иностранцев расходятся. Например, Китай стал одним из крупнейших производителей мобильных телефонов третьего поколения задолго до того, как телефония 3G стала доступна в самой стране. Компании в бедных странах могут многому научиться, обслуживая богатых клиентов за границей.


А как же практика? Общеизвестно, что субсидии часто становятся причиной ошибок и манипуляций. Даже до начала кризиса г-н Родрик был склонен реабилитировать промышленную политику в глазах многих экономистов, которые сомневались в способности правительства выбирать победителей, но непоколебимо верили в свое умение оказывать предпочтение корпоративным друзьям. В этих кругах дешевая валюта часто считается самой позорной формой промышленной политики, потому что она приносит выгоду экспортерам в целом, не давая ничего отдельным секторам промышленности или компаниям. Возможно, этот изобретательный экономист готовится к будущему, которое намного дальше, чем кажется. Безусловно, американские политики переживают по поводу дефицита торгового баланса своей страны. Но в гораздо большей степени они обеспокоены безработицей. Большая часть их усилий, направленных на оживление спроса, будет способствовать увеличению дефицита, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Американское правительство все еще с большим желанием продает свои ценные бумаги, что бы оно ни говорило в публичных выступлениях, а центральные банки Китая и других крупных развивающихся странах все так же с радостью их покупают. Похоже, фетишизм экспорта еще долгое время будет оставаться лидирующей идеологией.


По материалам издания The Economist