Россия столкнулась с факторами инфляции издержек » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Россия столкнулась с факторами инфляции издержек

15 марта 2021 ИХ "Финам" Коренев Алексей
Аналитик "ФИНАМа" принял участие в круглом столе, организованном "Финансовой газетой". Приводим реферат его выступления.

Ситуация с ростом цен на продукты питания в 2020-м году и начале 2021-го действительно носит весьма тревожный характер. При чем, в той или иной степени взлет потребительской и, в первую очередь, продуктовой инфляции наблюдается по всему миру.

Агентство Bloomberg считает, что основной причиной данных процессов явился резко возросший спрос со стороны Китая, разрыв и удлинение контрагентских цепочек вследствие влияния пандемии коронавируса и последовавших карантинных ограничений, неблагоприятные погодные условия и еще ряд факторов, так или иначе негативно сказавшихся на цепочках поставок. Хотя, рост цен на продукты вполне ожидаемо оказался крайне неравномерным. Так, в январе в России цены на продовольствие показателем год к году выросли на 8,2%, в то время, как в соседнем Евросоюзе всего на 1,1%. И мы в этом плане не единственные. Bloomberg включил нашу страну в число так называемых "горячих точек" - т.е. достаточно крупных государств, где затраты домохозяйств на приобретение продуктов питания доминируют, и которые в наибольшей степени уязвимы с точки зрения продовольственной инфляции.

Среди нас в этом скорбном списке оказались также Бразилия (стоимость риса за прошлый год там взлетела на 76%, а молока и говядины – на 20%), Нигерия, где семьи тратят на питание также, как и мы, более половины дохода, Турция, отметившаяся ростом цен на продукты питания в январе YoY на 18% (а это крупнейший в мире потребитель хлеба на душу населения), и Индия - крупнейший в мире экспортер риса и второй по величине после Соединенных Штатов производитель пшеницы.

Впрочем, наше Минэкономразвития поспешило заявить, что это всё спекуляции, и ничего подобного не происходит. Верится, однако, больше Блумбергу, чем нашему МЭРу, тем более, что данные первого опираются на вполне объективные исследования Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН и аналитиков Oxford Economics.

Собственно, для того, чтобы убедиться, что это не умышленные спекуляции и манипулирование данными, не обязательно изучать многостраничные документы уважаемых во всем мире организаций – достаточно просто зайти в любой российский магазин. Плодоовощная продукция подорожала в январе относительно декабря на 4,8%, а по некоторым видам овощей и фруктов рост цен составил и вовсе 13-15%. Причем, речь не идет об экзотике, вроде бананов или манго. Наибольший рост ценников оказался в таких категориях, как томаты, морковь, виноград, картофель и т.д. То есть, вроде бы, наши "исконные" продукты. Так почему же получается, что Россия заметно обгоняет по продуктовой инфляции ведущие экономики мира, причем именно в тех сегментах, где мы не должны были бы оказаться в лидерах?

Основная причина и продуктовой инфляции, и роста индекса потребительских цен в целом в нашей стране лежит в плоскости существенно выросших издержек производителей. Причем, по всей цепочке "от поля до прилавка". Мы столкнулись не с инфляцией потребительской, вызываемой обычно опережающим спросом со стороны домохозяйств, а с инфляцией издержек. Которая, в свою очередь, спровоцирована крайне высокой зависимостью России от импортных поставок. Идет ли речь о конечном продукте, субстанциях, кормах, улучшителях, добавках или производственном оборудовании. Помимо критического в некоторых отраслях износа этого самого оборудования, значительная часть его (в пищевой промышленности около 70%, а в некоторых её сегментах – почти до 100%) приходится на оборудование импортное. Приобретаемое, обслуживаемое, обновляемое и ремонтируемое за валюту. А как мы помним, только за прошлый год рубль потерял относительно доллара порядка 20%, а к евро подешевел на 30%. Сказывается и рост цен на топливо, удорожание логистики, выросшие расходы ритейлеров и т.д.

Впрочем, в Минэкономразвития заявили, что "вместе с Росстатом и Федеральной налоговой службой ведется мониторинг цен на продукты, что позволяет своевременно отслеживать, и колебание мировых цен, и их влияние на стоимость продовольствия в России". Но сам по себе мониторинг никак не гарантирует защиты от скачков цен. Более того, действия, связанные с длительной заморозкой цен, введением квот и увеличением пошлин на отдельные группы товаров, не только способны вызвать локальный дефицит на соответствующую продукцию, но и существенно усложняют жизнь производителям и экспортерам, а зачастую только провоцируют дальнейший рост стоимости основных продуктов.

Куда важней, на мой взгляд, была бы точечная помощь и сельхозпроизводителям, и пищевой промышленности, и логистике, и ритейлу в части возмещения хотя бы части возросших издержек путем прямого субсидирования. Деньги для этого в "кубышке" имеются. Пока же вопрос решается в основном прямыми и неформальными договоренностями между региональными производителями, ритейлом и региональными же властями о добровольной фиксации цен на некоторое время. Понятно, что бизнес при этом снижает свою маржу, но отрадно, что мы видим желание активно и эффективно действовать, исходящее не сверху, а именно снизу, где понимание сути и причин наблюдаемых проблем явно лучше, чем в министерских кабинетах.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter