30 июня 2009 Архив
Финальное коммюнике, принятое по окончанию саммита Б8, состоявшегося после четырех месяцев стабилизации на большинстве финансовых рынков, по всей видимости, официально обозначило окончание финансового кризиса. Если это действительно так, какие уроки можно извлечь и на какие выводы можно ориентироваться, определяя дальнейшую экономическую и финансовую политику? История кризиса, изложенная в следующих нескольких абзацах, скорее всего, будет отличаться от стандартной трактовки, принятой большинством обозревателей и экономистов, и все же в свете последних событий, она имеет право на существование. Грубые ошибки, которые осенью прошлого года привели к финансовому кризису, не имеют никакого отношения к предположительно инфляционной монетарной политике Алана Гринспена, или финансовой расточительности Гордона Брауна, или отсутствию практического рыночного опыта Мервина Кинга, или меркантильному подходу к валютам и экспорту Ху Цзиньтао. Эти и многие другие факторы способствовали росту уязвимости мировой экономики, но ни один из них не смог бы привести к ее настоящему краху, произошедшему прошлой осенью. Этим мы обязаны непреднамеренным ошибкам Генри Полсона, бывшего Министра финансов США и бывшему председателю правления Goldman Sachs, который пребывает в блаженном забвении с тех пор, как он спокойно покинул свой пост в начале этого года.
Для того чтобы понять, как локальная финансовая проблема одного сегмента ипотечного рынка США могла превратиться в практический крах мировой финансовой системы, необходимо вспомнить поразительное злоупотребление г-ном Полсоном стандартами учета в текущих ценах с целью принудительного отчуждения прав собственности у акционеров Fannie Mae, а затем банкротства Lehman Brothers. В довершение всего, он был неспособен осознать системные последствия своих действий. Тем, кто сомневается в значимости отдельной личности в экономической истории, следует вспомнить о том, что худшим днем финансового кризиса прошлой осени, рассчитанным с учетом увеличения рисковых спредов по межбанковским кредитам, стало 23 сентября. в этот день г-н Полсон предстал перед Финансовым комитетом Сената, чтобы объяснить, на что он намерен потратить запрошенную у Конгресса сумму в $700 млрд. Именно в этот момент все поняли, что самый могущественный в мире экономист, фактически, не ведает, что творит.
Итак, мы разобрались с тем, что личность и финансовая политика имеют решающее значение. Неудивительно, что ситуация начала улучшаться практически сразу же после того, как на посту министра финансов г-на Полсона сменил Тимоти Гайтнер. Падение цен на акции на Уолл Стрит, приведшее к банкротству Lehman Brothers в сентябре прошлого года, закончилось как раз на следующий день после того, как президент Обама, отвечая на нападки по поводу личной неподкупности г-на Гайтнера, оказал ему решительную поддержку. Спустя неделю суицидные нормы учета в текущих ценах были ликвидированы. И тот факт, что финансовый кризис, по крайней мере, в Америке и Великобритании, фактически закончился на той неделе, отнюдь не совпадение. С тех пор правительство США неожиданно для себя стало получать десятки миллиардов долларов в счет погашения долгов предположительно неплатежеспособных банков. Без какого бы то ни было принуждения национализировать почти каждый банк и оказаться без средств для рефинансирования токсичных активов - как то предсказывали запаниковавшие экономисты-лауреаты Нобелевской премии - министерство финансов США находится в замешательстве, не зная, что делать с сотнями миллиардов долларов, предусмотренными в бюджете для поддержания банковской системы, которая больше не нуждается в государственной поддержке.
Такова история кризиса. Какое значение все это имеет для экономической политики предстоящих месяцев? Во-первых, займы правительств США и Великобритании - будь то у граждан собственной страны, либо у Китая - не стоят в списке основных причин кризиса. Это совсем не значит, что чрезмерные государственные расходы не наносят вред долгосрочному росту производительности и не отражаются на уровне жизни в Великобритании, Америке и большей части Европы. Однако необходимость проведения более жесткой фискальной политики совсем не говорит о том, что именно отсутствие решительных мер стало причиной начавшегося в прошлом году кризиса. Фактически, именно финансовый кризис привел к возникновению громадных бюджетных дефицитов, а не наоборот. Следовательно, перед тем как в следующие годы проводить снижение государственных расходов правительствам важно дождаться того момента, когда национальная экономика вернется к адекватным темпам роста.
То же самое можно сказать и о монетарной политике. Начавшийся в прошлом году кризис совсем не является следствием монетарной политики Алана Гринспена после экономического спада 2001 года. Ничто из случившегося не должно препятствовать ФРС и другим Центробанкам во всем мире поддерживать процентные ставки на рекордно низких уровнях до тех пор, пока не восстановится экономический рост и уровень безработицы не достигнет удовлетворительных уровней. На самом деле, лучшее, что могут сейчас сделать Центробанки, это сохранять процентные ставки на чрезвычайно низких уровнях значительно дольше, чем того ожидают участники рынка. В результате они смогут создать условия, при которых правительства будут способны ужесточить фискальную политику, не подвергая при этом опасности экономический рост. Если Центробанки решат поднять процентные ставки одновременно с тем, как правительства начнут увеличивать налоги или снижать государственные расходы, дело закончится экономическим самоубийством и приведет к обратным результатам с финансовой точки зрения - об этом свидетельствует 15-летний опыт Японии.
И, наконец, к вопросу о регулировании. Возможно, самым очевидным уроком настоящего кризиса, если, конечно, монетарные власти захотят это признать, является то, что регулирование должно иметь более четкие цели, а также быть более разумным, нежели более обширным. Вместо того чтобы проникать в другие сферы экономики, например, в дела хеджевых фондов, которые не имеют никакого отношения к финансовому кризису, регулятивные органы должны удостовериться в том, что у системообразующих банков достаточно капитала и безрисковых государственных облигаций или резервов центробанков для того, чтобы справиться с оттоком ликвидности. Помимо этого, регулирующие органы должны предотвратить любое повторение фиаско в таких сферах, как учет в текущих ценах, требования к достаточности капитала с учетом риска и степень использования моделей частных рейтинговых агентств. Все эти ошибки ставят под сомнение идеологию рыночных фундаменталистов, согласно которой рынок всегда прав.
Если бы рынки всегда были правы, регулирование бы не требовалось, а такое явление как финансовый кризис вообще никогда бы не возникло. В действительности, рынок прав в большинстве случаев, однако иногда он совершает роковые ошибки. Задача правительств и Центробанков состоит в том, чтобы оценивать и отслеживать ситуацию, решая, когда в работу рынка не стоит вмешиваться, а когда следует проводить здравое и целенаправленное регулирование. Хорошим началом послужит объективный анализ ошибок прошедших 12 месяцев.
Анатоль Калетский
По материалам The Times Online
Для того чтобы понять, как локальная финансовая проблема одного сегмента ипотечного рынка США могла превратиться в практический крах мировой финансовой системы, необходимо вспомнить поразительное злоупотребление г-ном Полсоном стандартами учета в текущих ценах с целью принудительного отчуждения прав собственности у акционеров Fannie Mae, а затем банкротства Lehman Brothers. В довершение всего, он был неспособен осознать системные последствия своих действий. Тем, кто сомневается в значимости отдельной личности в экономической истории, следует вспомнить о том, что худшим днем финансового кризиса прошлой осени, рассчитанным с учетом увеличения рисковых спредов по межбанковским кредитам, стало 23 сентября. в этот день г-н Полсон предстал перед Финансовым комитетом Сената, чтобы объяснить, на что он намерен потратить запрошенную у Конгресса сумму в $700 млрд. Именно в этот момент все поняли, что самый могущественный в мире экономист, фактически, не ведает, что творит.
Итак, мы разобрались с тем, что личность и финансовая политика имеют решающее значение. Неудивительно, что ситуация начала улучшаться практически сразу же после того, как на посту министра финансов г-на Полсона сменил Тимоти Гайтнер. Падение цен на акции на Уолл Стрит, приведшее к банкротству Lehman Brothers в сентябре прошлого года, закончилось как раз на следующий день после того, как президент Обама, отвечая на нападки по поводу личной неподкупности г-на Гайтнера, оказал ему решительную поддержку. Спустя неделю суицидные нормы учета в текущих ценах были ликвидированы. И тот факт, что финансовый кризис, по крайней мере, в Америке и Великобритании, фактически закончился на той неделе, отнюдь не совпадение. С тех пор правительство США неожиданно для себя стало получать десятки миллиардов долларов в счет погашения долгов предположительно неплатежеспособных банков. Без какого бы то ни было принуждения национализировать почти каждый банк и оказаться без средств для рефинансирования токсичных активов - как то предсказывали запаниковавшие экономисты-лауреаты Нобелевской премии - министерство финансов США находится в замешательстве, не зная, что делать с сотнями миллиардов долларов, предусмотренными в бюджете для поддержания банковской системы, которая больше не нуждается в государственной поддержке.
Такова история кризиса. Какое значение все это имеет для экономической политики предстоящих месяцев? Во-первых, займы правительств США и Великобритании - будь то у граждан собственной страны, либо у Китая - не стоят в списке основных причин кризиса. Это совсем не значит, что чрезмерные государственные расходы не наносят вред долгосрочному росту производительности и не отражаются на уровне жизни в Великобритании, Америке и большей части Европы. Однако необходимость проведения более жесткой фискальной политики совсем не говорит о том, что именно отсутствие решительных мер стало причиной начавшегося в прошлом году кризиса. Фактически, именно финансовый кризис привел к возникновению громадных бюджетных дефицитов, а не наоборот. Следовательно, перед тем как в следующие годы проводить снижение государственных расходов правительствам важно дождаться того момента, когда национальная экономика вернется к адекватным темпам роста.
То же самое можно сказать и о монетарной политике. Начавшийся в прошлом году кризис совсем не является следствием монетарной политики Алана Гринспена после экономического спада 2001 года. Ничто из случившегося не должно препятствовать ФРС и другим Центробанкам во всем мире поддерживать процентные ставки на рекордно низких уровнях до тех пор, пока не восстановится экономический рост и уровень безработицы не достигнет удовлетворительных уровней. На самом деле, лучшее, что могут сейчас сделать Центробанки, это сохранять процентные ставки на чрезвычайно низких уровнях значительно дольше, чем того ожидают участники рынка. В результате они смогут создать условия, при которых правительства будут способны ужесточить фискальную политику, не подвергая при этом опасности экономический рост. Если Центробанки решат поднять процентные ставки одновременно с тем, как правительства начнут увеличивать налоги или снижать государственные расходы, дело закончится экономическим самоубийством и приведет к обратным результатам с финансовой точки зрения - об этом свидетельствует 15-летний опыт Японии.
И, наконец, к вопросу о регулировании. Возможно, самым очевидным уроком настоящего кризиса, если, конечно, монетарные власти захотят это признать, является то, что регулирование должно иметь более четкие цели, а также быть более разумным, нежели более обширным. Вместо того чтобы проникать в другие сферы экономики, например, в дела хеджевых фондов, которые не имеют никакого отношения к финансовому кризису, регулятивные органы должны удостовериться в том, что у системообразующих банков достаточно капитала и безрисковых государственных облигаций или резервов центробанков для того, чтобы справиться с оттоком ликвидности. Помимо этого, регулирующие органы должны предотвратить любое повторение фиаско в таких сферах, как учет в текущих ценах, требования к достаточности капитала с учетом риска и степень использования моделей частных рейтинговых агентств. Все эти ошибки ставят под сомнение идеологию рыночных фундаменталистов, согласно которой рынок всегда прав.
Если бы рынки всегда были правы, регулирование бы не требовалось, а такое явление как финансовый кризис вообще никогда бы не возникло. В действительности, рынок прав в большинстве случаев, однако иногда он совершает роковые ошибки. Задача правительств и Центробанков состоит в том, чтобы оценивать и отслеживать ситуацию, решая, когда в работу рынка не стоит вмешиваться, а когда следует проводить здравое и целенаправленное регулирование. Хорошим началом послужит объективный анализ ошибок прошедших 12 месяцев.
Анатоль Калетский
По материалам The Times Online
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба