Пока европейские страны, а также большая часть остальных государств мира подсчитывают убытки и сталкиваются с протестами потерявших доходы граждан, американцы могут с удовольствием констатировать удовлетворительное состояние своей экономики. В начале марта ФРС опубликовала данные, из которых следует, что чистая стоимость активов домашних хозяйств (разница между активами и обязательствами) возросла за 2020 г. на 10%.
Американские семьи разбогатели в пандемию
По данным ФРС, на конец IV квартала 2020 г. эта цифра составила 130,2 трлн долл. — самое высокое значение за всю историю отслеживания этого показателя. Рост с начала года составил 10%, только за IV квартал стоимость чистых активов домашних хозяйств увеличилась на 5,6%. Долги домохозяйств за год увеличились на 4%. По сравнению с ростом корпоративных долгов на 9,1% и увеличением федерального госдолга на рекордные 24% — это сравнительно скромная сумма (ВВП США сократился в 2020 г. на 2,92%).
Рис. 1. ВВП, рост корпоративных и частных долгов, активы домохозяйств
За счёт резкого увеличения федерального госдолга (за счёт печатного станка ФРС) были достигнуты такие результаты.
Выделенные президентом Дональдом Трампом на поддержку экономики и населения дополнительные 3 трлн долл. (не считая «обычных» мер количественного смягчения), оказали своё воздействие.
Долги домохозяйств увеличились за 2020 г. не так значительно, как можно было ожидать, в большей степени потому, что федеральное правительство предоставило помощь в виде прямых выплат домохозяйствам и увеличенных пособий по безработице.
Рост общего долга домашних хозяйств США (значительная часть — ипотечные кредиты) в 2020 г. составил 4%, с учётом пандемии, локдаунов и вызванного ими роста безработицы. Это не так много по сравнению с 2019 г., когда он увеличился на 3,2%. Потребительские кредиты закончили год без изменений, поскольку некоторые домохозяйства использовали стимулирующие чеки и пособия по безработице для выплаты долгов. Сами потребительские расходы домохозяйств остались на уровне 2019 г.
На расходы домашних хозяйств приходится более двух третей валового внутреннего продукта США, падение ВВП в 2020 г. оказалось меньше прогнозируемого.
Статистика ФРС не приводит различие в динамике долгов и активов домохозяйств из разных социальных страт и не комментирует утверждения экспертов о росте имущественного расслоения.
Экономисты указывают, что разрыв между богатыми и бедными увеличивается из-за огромного воздействия пандемии «на низкооплачиваемых рабочих, женщин и меньшинства».
Фондовый рынок — источник благосостояния
Улучшение благосостояния домашних хозяйств в США в 2020 г. произошло за счёт роста фондового рынка и роста цен на рынке недвижимости. Финансовые активы, особенно корпоративные акции и паевые инвестиционные фонды, благодаря мерам финансового стимулирования со стороны ФРС, неуклонно росли (после резкого падения в конце I квартала 2020 г.).
Рис. 2. Фондовые индексы США
Фондовый индекс S&P 500 вырос на 12% в IV квартале и более чем на 16% за весь год. Глубина падения в марте 2020 г. составила 30,75%, рост за оставшиеся девять месяцев года достиг 67,88%.
Индекс Dow Jones упал сильнее — на 34,85% , потому что индустриальные предприятия сильнее пострадали из-за локдауна, в меньшей степени были способны перевести сотрудников на удалёнку и в большей степени зависели от того, как быстро будет восстанавливаться экономика. Dow Jones с конца марта по 31 декабря 2020 г. вырос на такую же величину, как и S&P 500, — на 66,62%. Годовой рост из-за более глубокого падения в марте составил 7,25%.
Индекс технологических компаний NASDAQ и упал в марте меньше — на 23,54%, и вырос за последующие девять месяцев сильнее — на 87,86%, завершив год на отметке 12 888,28, что на 43,64% выше, чем в начале 2020 г. Это неудивительно: в условиях карантина именно онлайн-магазины, онлайн-кинотеатры, онлайн-сервисы ощутили рост спроса на свои услуги и получили возможность увеличить свои доходы.
На ралли конца года повлияла информация о близком начале массовой вакцинации, с которой связывали окончательную победу над пандемией и возврат к нормальной экономической деятельности.
Рост фондовых индексов имел значение не для всех американцев, а только для среднего класса и выше. Большинство его представителей формируют накопления, инвестируя их на фондовом рынке или доверяя управление ими инвестиционным фондам, которые сами вкладываются в ценные бумаги. Потребительское поведение этих людей во многом определяется состоянием их сбережений. Если сбережения сократились — они начнут больше экономить. Если сбережения растут — нет необходимости ограничивать себя.
Для значительной части домохозяйств, у которых нет таких финансовых активов (для большинства малообеспеченных американцев), возможность пережить тяжёлые времена пандемии была обеспечена прямыми выплатами.
Изменения на рынке недвижимости
Ещё одним фактором роста стоимости чистых активов домохозяйств стал рост цен на недвижимость. Механизм этого роста такой же, как и на фондовом рынке. Деньги, влитые Федеральной резервной системой в экономику США, устремились в финансовые активы и на рынок недвижимости. По информации The Wall Street Journal, в результате средняя цена на вторичное жилье выросла за 2020 г. на 13% и достигла 310 тыс. долл.
Как и со стоимостью активов домохозяйств это «средняя температура по больнице». В наибольшем выигрыше оказались владельцы недвижимости во Флориде, где отмечался бум заявок на покупку жилья. Обители респектабельных пригородов мегаполисов Восточного Побережья и Новой Англии за время карантина по-новому оценили преимущества климата южного штата. Дополнительный импульс желанию некоторых обеспеченных американцев перебраться в более тихие места придали впечатления от беспорядков и опасения в отношении радикальных активистов BLM и «Антифа». Там, откуда наметился «белый исход», цены упали или не выросли. По рынку рост превалировал над снижением цен.
Президенты меняются — рост продолжается
Смена власти в Белом доме не изменила наметившейся тенденции. В январе 2021 г. Министерство торговли США зафиксировало второй по величине за всю историю наблюдений рост семейного дохода (сумм, полученных американцами от заработной платы, инвестиций и государственных программ). За январь 2021 г. рост составил 10%, при этом с февраля 2020 г. семейный доход вырос на 13%.
Это стало результатом стартовавшей в конце декабря программы федеральной помощи пострадавшим от пандемии, включавшей в себя пакет стимулирующих мер на 900 млрд долл. Её принятие тормозилось распрями между демократами и администрацией Трампа, но накануне Рождества был достигнут компромисс — программу утвердили.
Пакет включал единовременные выплаты наличными в размере 600 долл. и специальное еженедельное пособие по безработице в размере 300 долл., которое правительство начало направлять домашним хозяйствам.
Одновременно началось восстановление экономики за счёт частичного ослабления карантинных мер. Администрация нового президента Джо Байдена в ряде случаев негативно оценила подобные шаги штатов и муниципалитетов, но республиканцы, которые стоят у власти, действуют не только из экономических соображений, но и следуя логике межпартийной борьбы.
Администрация Байдена отменила многие решения Дональда Трампа, в результате чего импорт из Китая в США за январь-февраль 2021 г. возрос на 80%, что также поспособствовало экономическому оживлению.
Успехи кампании по вакцинации и предвкушение экономического восстановления после снятия большинства карантинных ограничений к началу лета породили ожидания дальнейшего роста активности в реальном секторе и секторе услуг. Новый пакет стимулирующих мер общим объёмом в 1,9 трлн долл., принятый Конгрессом 10 марта, дал надежду на то, что рост на финансовых рынках не закончится.
В части помощи домохозяйствам этот пакет включает в себя ещё один раунд стимулирующих чеков на сумму 1400 долл. для большинства американцев и продлевает выплату расширенного пособия по безработице до сентября. Он также включает положения, направленные на поддержку семей с низкими доходами, в том числе расширенный налоговый кредит на детей, помощь в аренде и дополнительное финансирование продовольственных талонов. Поскольку потребление домохозяйств составляет более 75% американского ВВП, эксперты ожидают положительного влияния этих мер на макроэкономику.
В результате январский прогноз роста ВВП США на 4,87% в 2021 г. был повышен до 5,95%, по прогнозам ОЭСР — до 6,5%. Это почти китайский уровень роста, превзойдённый экономикой США за последние 50 лет однажды — в 1983 г., когда рост составил 7,9%.
Всё это, по мнению экспертов, должно привести к более быстрому восстановлению рынка труда. Во время предыдущего кризиса, с 2008 по 2010 г., работодатели сократили 8,7 млн работников, и потребовалось более шести лет, чтобы компенсировать это новыми рабочими местами.
Сейчас ожидается более быстрое восстановление занятости. В феврале было зафиксировано появление 379 тыс. рабочих мест, в основном в сфере отдыха и гостеприимства. Ожидается, что до конца года в экономике США будет появляться ежемесячно в среднем 514 тыс. вакансий.
Единственное облачко на экономическом горизонте — ожидание повышения инфляции. Экономисты прогнозируют её увеличение до 2,8–3% к концу года. Это вынудит ФРС поднять ставки. По информации The Wall Street Journal, 85% опрошенных журналом экономистов не ожидают, что ФРС повысит процентные ставки раньше середины 2022 г.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Американские семьи разбогатели в пандемию
По данным ФРС, на конец IV квартала 2020 г. эта цифра составила 130,2 трлн долл. — самое высокое значение за всю историю отслеживания этого показателя. Рост с начала года составил 10%, только за IV квартал стоимость чистых активов домашних хозяйств увеличилась на 5,6%. Долги домохозяйств за год увеличились на 4%. По сравнению с ростом корпоративных долгов на 9,1% и увеличением федерального госдолга на рекордные 24% — это сравнительно скромная сумма (ВВП США сократился в 2020 г. на 2,92%).
Рис. 1. ВВП, рост корпоративных и частных долгов, активы домохозяйств
За счёт резкого увеличения федерального госдолга (за счёт печатного станка ФРС) были достигнуты такие результаты.
Выделенные президентом Дональдом Трампом на поддержку экономики и населения дополнительные 3 трлн долл. (не считая «обычных» мер количественного смягчения), оказали своё воздействие.
Долги домохозяйств увеличились за 2020 г. не так значительно, как можно было ожидать, в большей степени потому, что федеральное правительство предоставило помощь в виде прямых выплат домохозяйствам и увеличенных пособий по безработице.
Рост общего долга домашних хозяйств США (значительная часть — ипотечные кредиты) в 2020 г. составил 4%, с учётом пандемии, локдаунов и вызванного ими роста безработицы. Это не так много по сравнению с 2019 г., когда он увеличился на 3,2%. Потребительские кредиты закончили год без изменений, поскольку некоторые домохозяйства использовали стимулирующие чеки и пособия по безработице для выплаты долгов. Сами потребительские расходы домохозяйств остались на уровне 2019 г.
На расходы домашних хозяйств приходится более двух третей валового внутреннего продукта США, падение ВВП в 2020 г. оказалось меньше прогнозируемого.
Статистика ФРС не приводит различие в динамике долгов и активов домохозяйств из разных социальных страт и не комментирует утверждения экспертов о росте имущественного расслоения.
Экономисты указывают, что разрыв между богатыми и бедными увеличивается из-за огромного воздействия пандемии «на низкооплачиваемых рабочих, женщин и меньшинства».
Фондовый рынок — источник благосостояния
Улучшение благосостояния домашних хозяйств в США в 2020 г. произошло за счёт роста фондового рынка и роста цен на рынке недвижимости. Финансовые активы, особенно корпоративные акции и паевые инвестиционные фонды, благодаря мерам финансового стимулирования со стороны ФРС, неуклонно росли (после резкого падения в конце I квартала 2020 г.).
Рис. 2. Фондовые индексы США
Фондовый индекс S&P 500 вырос на 12% в IV квартале и более чем на 16% за весь год. Глубина падения в марте 2020 г. составила 30,75%, рост за оставшиеся девять месяцев года достиг 67,88%.
Индекс Dow Jones упал сильнее — на 34,85% , потому что индустриальные предприятия сильнее пострадали из-за локдауна, в меньшей степени были способны перевести сотрудников на удалёнку и в большей степени зависели от того, как быстро будет восстанавливаться экономика. Dow Jones с конца марта по 31 декабря 2020 г. вырос на такую же величину, как и S&P 500, — на 66,62%. Годовой рост из-за более глубокого падения в марте составил 7,25%.
Индекс технологических компаний NASDAQ и упал в марте меньше — на 23,54%, и вырос за последующие девять месяцев сильнее — на 87,86%, завершив год на отметке 12 888,28, что на 43,64% выше, чем в начале 2020 г. Это неудивительно: в условиях карантина именно онлайн-магазины, онлайн-кинотеатры, онлайн-сервисы ощутили рост спроса на свои услуги и получили возможность увеличить свои доходы.
На ралли конца года повлияла информация о близком начале массовой вакцинации, с которой связывали окончательную победу над пандемией и возврат к нормальной экономической деятельности.
Рост фондовых индексов имел значение не для всех американцев, а только для среднего класса и выше. Большинство его представителей формируют накопления, инвестируя их на фондовом рынке или доверяя управление ими инвестиционным фондам, которые сами вкладываются в ценные бумаги. Потребительское поведение этих людей во многом определяется состоянием их сбережений. Если сбережения сократились — они начнут больше экономить. Если сбережения растут — нет необходимости ограничивать себя.
Для значительной части домохозяйств, у которых нет таких финансовых активов (для большинства малообеспеченных американцев), возможность пережить тяжёлые времена пандемии была обеспечена прямыми выплатами.
Изменения на рынке недвижимости
Ещё одним фактором роста стоимости чистых активов домохозяйств стал рост цен на недвижимость. Механизм этого роста такой же, как и на фондовом рынке. Деньги, влитые Федеральной резервной системой в экономику США, устремились в финансовые активы и на рынок недвижимости. По информации The Wall Street Journal, в результате средняя цена на вторичное жилье выросла за 2020 г. на 13% и достигла 310 тыс. долл.
Как и со стоимостью активов домохозяйств это «средняя температура по больнице». В наибольшем выигрыше оказались владельцы недвижимости во Флориде, где отмечался бум заявок на покупку жилья. Обители респектабельных пригородов мегаполисов Восточного Побережья и Новой Англии за время карантина по-новому оценили преимущества климата южного штата. Дополнительный импульс желанию некоторых обеспеченных американцев перебраться в более тихие места придали впечатления от беспорядков и опасения в отношении радикальных активистов BLM и «Антифа». Там, откуда наметился «белый исход», цены упали или не выросли. По рынку рост превалировал над снижением цен.
Президенты меняются — рост продолжается
Смена власти в Белом доме не изменила наметившейся тенденции. В январе 2021 г. Министерство торговли США зафиксировало второй по величине за всю историю наблюдений рост семейного дохода (сумм, полученных американцами от заработной платы, инвестиций и государственных программ). За январь 2021 г. рост составил 10%, при этом с февраля 2020 г. семейный доход вырос на 13%.
Это стало результатом стартовавшей в конце декабря программы федеральной помощи пострадавшим от пандемии, включавшей в себя пакет стимулирующих мер на 900 млрд долл. Её принятие тормозилось распрями между демократами и администрацией Трампа, но накануне Рождества был достигнут компромисс — программу утвердили.
Пакет включал единовременные выплаты наличными в размере 600 долл. и специальное еженедельное пособие по безработице в размере 300 долл., которое правительство начало направлять домашним хозяйствам.
Одновременно началось восстановление экономики за счёт частичного ослабления карантинных мер. Администрация нового президента Джо Байдена в ряде случаев негативно оценила подобные шаги штатов и муниципалитетов, но республиканцы, которые стоят у власти, действуют не только из экономических соображений, но и следуя логике межпартийной борьбы.
Администрация Байдена отменила многие решения Дональда Трампа, в результате чего импорт из Китая в США за январь-февраль 2021 г. возрос на 80%, что также поспособствовало экономическому оживлению.
Успехи кампании по вакцинации и предвкушение экономического восстановления после снятия большинства карантинных ограничений к началу лета породили ожидания дальнейшего роста активности в реальном секторе и секторе услуг. Новый пакет стимулирующих мер общим объёмом в 1,9 трлн долл., принятый Конгрессом 10 марта, дал надежду на то, что рост на финансовых рынках не закончится.
В части помощи домохозяйствам этот пакет включает в себя ещё один раунд стимулирующих чеков на сумму 1400 долл. для большинства американцев и продлевает выплату расширенного пособия по безработице до сентября. Он также включает положения, направленные на поддержку семей с низкими доходами, в том числе расширенный налоговый кредит на детей, помощь в аренде и дополнительное финансирование продовольственных талонов. Поскольку потребление домохозяйств составляет более 75% американского ВВП, эксперты ожидают положительного влияния этих мер на макроэкономику.
В результате январский прогноз роста ВВП США на 4,87% в 2021 г. был повышен до 5,95%, по прогнозам ОЭСР — до 6,5%. Это почти китайский уровень роста, превзойдённый экономикой США за последние 50 лет однажды — в 1983 г., когда рост составил 7,9%.
Всё это, по мнению экспертов, должно привести к более быстрому восстановлению рынка труда. Во время предыдущего кризиса, с 2008 по 2010 г., работодатели сократили 8,7 млн работников, и потребовалось более шести лет, чтобы компенсировать это новыми рабочими местами.
Сейчас ожидается более быстрое восстановление занятости. В феврале было зафиксировано появление 379 тыс. рабочих мест, в основном в сфере отдыха и гостеприимства. Ожидается, что до конца года в экономике США будет появляться ежемесячно в среднем 514 тыс. вакансий.
Единственное облачко на экономическом горизонте — ожидание повышения инфляции. Экономисты прогнозируют её увеличение до 2,8–3% к концу года. Это вынудит ФРС поднять ставки. По информации The Wall Street Journal, 85% опрошенных журналом экономистов не ожидают, что ФРС повысит процентные ставки раньше середины 2022 г.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу