Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Рост российской экономики в 2021 году может достичь примерно 3,5% » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Рост российской экономики в 2021 году может достичь примерно 3,5%

30 марта 2021 Институт "Центр развития" ВШЭ Кондрашов Николай
Потребление выросло на 5% за два месяца

Экономическая активность в феврале 2021 года выросла на 1,9% к январю, а всего пройдено 90% восстановления к докризисным уровням. За месяц все базовые сектора заметно подросли. Потребление населения увеличилось после стагнации во втором полугодии прошлого года: рост в феврале составил 2,6% (после 2,4% в январе), и это важнейший индикатор уменьшения влияния пандемии на экономику. Промышленный рост тоже поддержал экономику, но ограничения в части нефтедобычи и быстрое восстановление обрабатывающих производств в середине прошлого года задают относительно сдержанные перспективы дальнейшего расширения этого вида деятельности. Быстрое снижение безработицы, напротив, притормозило: ситуацию поможет прояснить статистика за март. Рост цен на нефть с начала года и спад второй волны эпидемии могут обусловить более высокий восстановительный рост ВВП в 2021 году относительно февральского консенсус-прогноза ВШЭ – до 3,5%.

Предварительные данные Росстата говорят о заметном повышении экономической активности в феврале 2021 г. Оцениваемый нами индекс базовых видов экономической деятельности за месяц вырос на 1,9% (рис. 1). Такой же прирост (на 2,0%) наблюдался в декабре, однако тогда он был обусловлен разовым взлетом обрабатывающих производств на 7% и поэтому сменился сопоставимой коррекцией в январе (-2,1%). Рост активности в феврале выглядит гораздо увереннее: положительную динамику показали все без исключения базовые сектора, в том числе потребительские, что с учетом специфики кризиса 2020 г. имеет решающее значение. Темп прироста индекса базовых отраслей к соответствующему месяцу прошлого года составил в феврале 1,3% против -1,5% в январе и 0,5% в декабре. В целом экономическая активность в феврале на 0,3% превысила уровень 1 квартала 2020 г. (когда кризис уже начинал проявляться), но осталась на 1,0% ниже уровня 4 квартала 2019 г., который действительно можно считать докризисным.

Рис. 1. Динамика индикаторов экономической активности (100 = 2019 г., сезонность устранена), в %

Рост российской экономики в 2021 году может достичь примерно 3,5%


Источник: CEIC Data (Росстат), Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ

Таблица 1. Месячная динамика основных индикаторов экономической активности (прирост к предыдущему месяцу, сезонность устранена), в %



Источник: CEIC Data (Росстат), расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Потребление населения второй месяц подряд показало сильный рост – на 2,6% в феврале 2021 г. после 2,4% в январе (рис. 2), – который говорит об уменьшения влияния пандемии на потребительскую активность на фоне ослабления второй волны. Ранее в течение пяти месяцев с августа по декабрь 2020 г. потребление слабо менялось, а в целом за период сократилось на 0,4%. Как и в январе, рост в феврале был не только сильным, но и сбалансированным: розничный товарооборот возрос на 2,3% (против 2,4% в январе), платные услуги увеличились на 4,1% (против 2,3% в январе).

Рис. 2. Динамика розничного товарооборота и платных услуг населению (100 = 2019 г., сезонность устранена), в %



Источник: CEIC Data (Росстат), расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Вероятно, такая позитивная динамика была обусловлена сочетанием роста склонности населения к потреблению на фоне улучшения эпидемиологической обстановки и увеличением доходов, тесно связанных с тем же потребительским поведением. Гипотеза о том, что наращивание потребления было вызвано выплатой абнормально высоких зарплат в декабре 2020 г. (см. ниже), логична, но вряд ли стоит переоценивать значение этого фактора: рост потребления в феврале не только продолжился, но и ускорился, что, скорее всего, все-таки связано с эпидемиологической обстановкой – особенно если учесть опережающий рост спроса на услуги.

Рис. 3. Динамика промышленного производства (100 = 2019 г., сезонность устранена), в %



Источник: CEIC Data (Росстат), расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Промышленность в феврале 2021 г. выросла на 1,7% на фоне общего увеличения спроса в российской и мировой экономике (рис. 3). Рост наблюдался как в добывающем и обрабатывающем секторах (0,8 и 1,2% соответственно), так и в прочих секторах в целом. Динамика добывающей промышленности по-прежнему сдерживалась соглашением ОПЕК+, хотя в феврале Россия не смогла воспользоваться небольшим увеличением квоты – среднесуточная нефтедобыча даже немного снизилась. Вероятно, в марте будет наблюдаться умеренный рост нефтедобычи (с 10,1 до 10,3 млн барр./сут.), учитывающий также и дополнительное увеличение квоты в марте. Обрабатывающая промышленность, если не брать в расчет разовый скачок в декабре (+7,1%, с коррекцией в последующем месяце), с лета 2020 г. демонстрирует умеренно положительную динамику. Этот сектор уже в июле почти восстановился до докризисных уровней и потому не выступает активным драйвером роста экономики в последние полгода.

Грузооборот в феврале 2021 г. вырос на 4,2%, но с низкой базы – в январе наблюдалось падение на 2,4% (рис. 4). В целом за два месяца объемы перевозок были на уровне IV квартала, поэтому сейчас сложно судить о наличии позитивной тенденции. В течение 2021 г. грузооборот так или иначе будет в большой степени сдерживаться ограничениями нефтедобычи, хотя ожидаемое продолжение восстановительного роста российской и мировой экономики, конечно, будет поддерживать этот вид деятельности через другие каналы. Строительство, не показавшее во 2 квартале прошлого года заметного падения и даже превысившее в сентябреоктябре докризисные уровни, в феврале выросло на 0,8%, а в целом продолжает демонстрировать волатильную динамику.

Рис. 4. Динамика строительства, грузооборота и оптовой торговли (100 = 2019 г., сезонность устранена), в %



Источник: CEIC Data (Росстат), расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

На фоне в целом очень позитивной экономической динамики в феврале 2021 г. (и несколько менее позитивной с учетом нескольких предшествующих месяцев) настораживает резко затормозившееся снижение безработицы: в феврале, как и в январе, она составила 5,7%, хотя с сентября прошлого года устойчиво снижалась по 0,2 п.п. в месяц (рис. 5). Возможно, это отчасти объясняется округлением значений в исходных цифрах , но вероятно и действительное изменение динамики или простое проявление волатильности. При этом доступная за январь статистика по реальным зарплатам в организациях говорит о том, что после мощного и труднообъяснимого взлета выплат в декабре прошлого года (на 8,7% к ноябрю) ожидаемо произошла коррекция (-7,0% к декабрю). В целом сохраняется положительный тренд.

Рис. 5. Динамика безработицы и средней зарплаты (сезонность устранена), в %



Источник: CEIC Data (Росстат), расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

По итогам февраля 2021 г. уровень экономической активности по большей части восстановился после кризисного падения . Если за докризисный период взять 4 квартал 2019 г., а за условное "дно" – 2 квартал 2020 г., то в феврале текущего года прогресс в восстановлении индекса базовых видов экономической активности составил 90% против 79% в 4 квартале прошлого года (табл. 2).

Таблица 2. Основные индикаторы экономической активности: острая фаза кризиса и восстановление



* В сельском хозяйстве, промышленности, кроме добывающей и обрабатывающей, а также в строительстве эффект от кризиса оказался незначительным в сравнении с другими факторами (прежде всего погодными), определявшими динамику этих секторов, поэтому было бы некорректно рассматривать их динамику после 2 кв. 2020 г. как восстановление после кризисного падения.

** Прирост безработицы и склонности населения к потреблению к 4 кв. 2019 г. – не в процентах, а в процентных пунктах.

Источник: CEIC Data (Росстат), расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Самый значительный успех был достигнут в розничном товарообороте (109%, или превышение докризисных уровней на 9%), правда, отчасти это было связано с возникшим по эпидемиологическим причинам перекосом потребления в сторону покупки товаров: спрос на услуги восстановился лишь на 80%, хотя это заметно лучше 60% в 4 квартале. Обрабатывающая промышленность и грузооборот примерно вышли на докризисные уровни (101 и 98% соответственно). Строительство в течение 2020 г. не демонстрировало сильного падения. По большому счету проблемы с восстановлением возникли только в добывающей промышленности (15%) – на фоне большого избытка продукции на этом рынке и соответствующих ограничений нефтедобычи. Стоит также отметить, что реальные зарплаты уже в январе заметно превышали докризисные уровни, в то время как безработица прошла лишь четверть пути к нормализации. Позитивная статистика за февраль подкрепляет надежду на заметный рост экономики в 2021-м и последующих годах. Согласно консенсус-прогнозу, составленному Институтом "Центр развития" НИУ ВШЭ в первой половине февраля на основе опроса независимых профессиональных прогнозистов, при росте среднегодовых нефтяных цен в 2021-2023 гг. с 52 до 56 долл./барр. прирост ВВП составит 2,8% в 2021 г., 2,4% в 2022 г. и 2,1% в 2023 г. – с последующей стабилизацией примерно на уровне 2,0%. (Это средние значения: некоторые эксперты ожидали рост в 3,8% в 2021 г. и далее – 3,0-3,5%.) С учетом заметного превышения нефтяных цен в феврале-марте над прогнозными и тенденции к ослаблению эпидемиологических ограничений, рост российской экономики в 2021 году может достичь примерно 3,5% с последующим замедлением до 2,0% к 2023 году. Впрочем, медленный темп вакцинации в стране будет оказывать сдерживающее воздействие.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу