15 апреля 2021 Тинькофф Банк Болдов Михаил
«Транснефть» (MCX: TRNFP) управляет крупнейшей в мире магистральной нефтепроводной системой протяженностью свыше 50 тысяч километров, выступает монополистом в России по объемам транспортировки нефти и контролирует одного из крупнейших по объемам грузооборота портовых операторов — НМТП.
30 марта компания выпустила финансовую отчетность по итогам 2020 года. Год оказался одним из самых сложных в истории холдинга, что отразилось на операционных и финансовых результатах бизнеса.
Ситуация в отрасли
Основной доход компании приносит транспортировка нефти в дальнее зарубежье. Объемы транспортировки снизились во 2—3 квартале 2020 года на фоне кризиса в нефтегазовой отрасли и нового ограничительного соглашения между странами ОПЕК+.
Несмотря на то что кризис в углеводородной отрасли начался еще в марте прошлого года, наибольшее падение объемов транспортировки пришлось на 3 квартал, потому что новые ограничительные меры вступили в силу только с 1 мая 2020 года.
Динамика экспорта нефти «Транснефтью» в дальнее зарубежье, млн тонн
Объемы транспортировки нефти через «Транснефть» остаются на исторически низком уровне, несмотря на смягчение требований к нефтедобыче.
По итогам 1 квартала 2021 года экспорт нефти в страны дальнего зарубежья через транспортную систему компании на самых минимумах за последние годы, хотя цены и спрос на нефтяном рынке высоки на фоне холодной зимы.
В марте 2021 года России разрешили увеличить добычу на 130 тысяч БНЭ в сутки. А на апрельском заседании ОПЕК+ решили дополнительно увеличить объемы добычи с мая 2021 года для всех стран, входящих в картель. Потенциальные объемы нефтяного экспорта для «Транснефти» должны вырасти со 2 квартала, но они все еще будут ниже докризисных уровней.
Предлагаю оценить, как падение объемов транспортировки отразилось на финансовых показателях «Транснефти», и обсудить возможные перспективы бизнеса в текущем году.
Финансовые показатели
Выручка «Транснефти» снизилась на 10% год к году — до 962,4 млрд рублей. Доходы компании оказались практически на уровне докризисного 2018 года, то есть падение оказалось не таким уж и сильным, как можно было бы ожидать с учетом всех внешних факторов и кризиса в нефтяной отрасли.
Доход компании связан с углеводородной отраслью:
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по России и за рубеж через собственную трубопроводную систему — 79,3% от выручки.
Самостоятельная продажа углеводородов, в основном в КНР. Нефть и нефтепродукты для перепродажи закупаются у госкомпании «Роснефть» — 15,2%.
Портовые услуги через подконтрольного оператора НМТП — 4,7%.
Падение спроса на углеводороды и ограничения ОПЕК+ привели к падению доходов во всех основных сегментах бизнеса.
Операционные расходы упали вслед за выручкой на 10% год к году — до 519,2 млрд рублей. Из-за кризиса нефтяные котировки упали, что повлекло за собой падение себестоимости реализованной нефти на 22%. При этом расходы на оплату труда работников выросли со 133,5 млрд до 144 млрд рублей.
Операционная прибыль упала на 19% год к году — до 225,7 млрд рублей.
«Транснефть» получила убыток в 1,6 млрд рублей — против прибыли в 16,1 млрд рублей год к году — от участия в зависимых и совместно контролируемых компаниях. Компании принадлежит 57% в паевом инвестиционном фонде «Газпромбанк — финансовый», который получил убыток 11,9 млрд рублей.
Чистые финансовые расходы «Транснефти» сократились с 34,5 млрд до 18,4 млрд рублей год к году благодаря переоценке курсовых разниц на фоне девальвации рубля и сокращению процентных расходов по кредитам и займам.
Чистая прибыль компании снизилась на 33% год к году — до 132,7 млрд рублей. Это минимальное значение за последние годы.
Динамика финансовых показателей, млрд рублей
Долги
Несмотря на падение выручки и кризис в нефтяной отрасли, компания сократила общий долг на 8% год к году — до 589,5 млрд рублей, а чистый долг — на 5%, до 526,7 млрд рублей. Основная причина — сокращение объема долгосрочных кредитов и займов на 11%.
В последние годы компания сохраняет низкий уровень долговой нагрузки. Значение коэффициента «чистый долг / EBITDA» на 31 декабря 2020 года составило всего 1,19, что говорит о финансовой устойчивости бизнеса.
Динамика долговых показателей, млрд рублей
Дивиденды
На фондовом рынке торгуются только привилегированные акции «Транснефти», для которых в уставе компании прописаны специальные условия дивидендных выплат. Общий размер дивидендов на привилегированные акции составляет 10% от чистой прибыли по итогам отчетного года, при этом выплаты на одну привилегированную акцию не должны быть меньше, чем выплаты на одну обыкновенную. Отмечу, что все обыкновенные акции принадлежат государству.
Дивидендная политика в качестве ориентира для выплат дает 25% от чистой прибыли по МСФО, сюда включены корректировки с учетом разовых и неденежных статей.
Реальность последних лет такова, что менеджмент направляет не менее 50% от скорректированной прибыли на выплату дивидендов.
В марте этого года в ходе телефонной конференции вице-президент компании Максим Гришанин заявил, что холдинг может выплатить около 50% от чистой прибыли, или около 9250 Р на одну привилегированную акцию.
Размер дивидендов на одну привилегированную акцию
Что в итоге
Финансовые показатели «Транснефти» упали относительно 2019 года на фоне нефтяного кризиса и сокращения объемов экспорта углеводородов. Но краха не произошло, а долг компании сократился.
Судя по всему, кризисный период для нефтегазовой отрасли уже позади, а начиная со второй половины 2020 года в мире наблюдается восстановление спроса и цен на углеводороды. Ключевой вопрос в том, сумеет ли компания восстановить операционные и финансовые показатели до докризисных уровней и как быстро это произойдет.
Выручка «Транснефти», кроме всего прочего, зависит и от тарифной политики, которая регулируется государством и зависит от ожидаемого уровня инфляции. С 1 января 2021 года тарифы на транспортировку нефти по трубам «Транснефти» выросли на 3,6%, но это ниже текущего уровня официальной инфляции, которая выросла по итогам 1 квартала 2021 года до 5,8%.
Менеджмент компании весьма осторожен в своих прогнозах и ожидает снижения объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов на 1% — до 475 млн тонн — в 2021 году на фоне сильных результатов 1 квартала 2020 года, когда еще не действовали новые ограничительные меры ОПЕК+. Скорее всего, в этом году выручка компании окажется больше за счет роста тарифов на транспортировку, но не сумеет достичь рекордных результатов 2019 года.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
30 марта компания выпустила финансовую отчетность по итогам 2020 года. Год оказался одним из самых сложных в истории холдинга, что отразилось на операционных и финансовых результатах бизнеса.
Ситуация в отрасли
Основной доход компании приносит транспортировка нефти в дальнее зарубежье. Объемы транспортировки снизились во 2—3 квартале 2020 года на фоне кризиса в нефтегазовой отрасли и нового ограничительного соглашения между странами ОПЕК+.
Несмотря на то что кризис в углеводородной отрасли начался еще в марте прошлого года, наибольшее падение объемов транспортировки пришлось на 3 квартал, потому что новые ограничительные меры вступили в силу только с 1 мая 2020 года.
Динамика экспорта нефти «Транснефтью» в дальнее зарубежье, млн тонн
Объемы транспортировки нефти через «Транснефть» остаются на исторически низком уровне, несмотря на смягчение требований к нефтедобыче.
По итогам 1 квартала 2021 года экспорт нефти в страны дальнего зарубежья через транспортную систему компании на самых минимумах за последние годы, хотя цены и спрос на нефтяном рынке высоки на фоне холодной зимы.
В марте 2021 года России разрешили увеличить добычу на 130 тысяч БНЭ в сутки. А на апрельском заседании ОПЕК+ решили дополнительно увеличить объемы добычи с мая 2021 года для всех стран, входящих в картель. Потенциальные объемы нефтяного экспорта для «Транснефти» должны вырасти со 2 квартала, но они все еще будут ниже докризисных уровней.
Предлагаю оценить, как падение объемов транспортировки отразилось на финансовых показателях «Транснефти», и обсудить возможные перспективы бизнеса в текущем году.
Финансовые показатели
Выручка «Транснефти» снизилась на 10% год к году — до 962,4 млрд рублей. Доходы компании оказались практически на уровне докризисного 2018 года, то есть падение оказалось не таким уж и сильным, как можно было бы ожидать с учетом всех внешних факторов и кризиса в нефтяной отрасли.
Доход компании связан с углеводородной отраслью:
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по России и за рубеж через собственную трубопроводную систему — 79,3% от выручки.
Самостоятельная продажа углеводородов, в основном в КНР. Нефть и нефтепродукты для перепродажи закупаются у госкомпании «Роснефть» — 15,2%.
Портовые услуги через подконтрольного оператора НМТП — 4,7%.
Падение спроса на углеводороды и ограничения ОПЕК+ привели к падению доходов во всех основных сегментах бизнеса.
Операционные расходы упали вслед за выручкой на 10% год к году — до 519,2 млрд рублей. Из-за кризиса нефтяные котировки упали, что повлекло за собой падение себестоимости реализованной нефти на 22%. При этом расходы на оплату труда работников выросли со 133,5 млрд до 144 млрд рублей.
Операционная прибыль упала на 19% год к году — до 225,7 млрд рублей.
«Транснефть» получила убыток в 1,6 млрд рублей — против прибыли в 16,1 млрд рублей год к году — от участия в зависимых и совместно контролируемых компаниях. Компании принадлежит 57% в паевом инвестиционном фонде «Газпромбанк — финансовый», который получил убыток 11,9 млрд рублей.
Чистые финансовые расходы «Транснефти» сократились с 34,5 млрд до 18,4 млрд рублей год к году благодаря переоценке курсовых разниц на фоне девальвации рубля и сокращению процентных расходов по кредитам и займам.
Чистая прибыль компании снизилась на 33% год к году — до 132,7 млрд рублей. Это минимальное значение за последние годы.
Динамика финансовых показателей, млрд рублей
Долги
Несмотря на падение выручки и кризис в нефтяной отрасли, компания сократила общий долг на 8% год к году — до 589,5 млрд рублей, а чистый долг — на 5%, до 526,7 млрд рублей. Основная причина — сокращение объема долгосрочных кредитов и займов на 11%.
В последние годы компания сохраняет низкий уровень долговой нагрузки. Значение коэффициента «чистый долг / EBITDA» на 31 декабря 2020 года составило всего 1,19, что говорит о финансовой устойчивости бизнеса.
Динамика долговых показателей, млрд рублей
Дивиденды
На фондовом рынке торгуются только привилегированные акции «Транснефти», для которых в уставе компании прописаны специальные условия дивидендных выплат. Общий размер дивидендов на привилегированные акции составляет 10% от чистой прибыли по итогам отчетного года, при этом выплаты на одну привилегированную акцию не должны быть меньше, чем выплаты на одну обыкновенную. Отмечу, что все обыкновенные акции принадлежат государству.
Дивидендная политика в качестве ориентира для выплат дает 25% от чистой прибыли по МСФО, сюда включены корректировки с учетом разовых и неденежных статей.
Реальность последних лет такова, что менеджмент направляет не менее 50% от скорректированной прибыли на выплату дивидендов.
В марте этого года в ходе телефонной конференции вице-президент компании Максим Гришанин заявил, что холдинг может выплатить около 50% от чистой прибыли, или около 9250 Р на одну привилегированную акцию.
Размер дивидендов на одну привилегированную акцию
Что в итоге
Финансовые показатели «Транснефти» упали относительно 2019 года на фоне нефтяного кризиса и сокращения объемов экспорта углеводородов. Но краха не произошло, а долг компании сократился.
Судя по всему, кризисный период для нефтегазовой отрасли уже позади, а начиная со второй половины 2020 года в мире наблюдается восстановление спроса и цен на углеводороды. Ключевой вопрос в том, сумеет ли компания восстановить операционные и финансовые показатели до докризисных уровней и как быстро это произойдет.
Выручка «Транснефти», кроме всего прочего, зависит и от тарифной политики, которая регулируется государством и зависит от ожидаемого уровня инфляции. С 1 января 2021 года тарифы на транспортировку нефти по трубам «Транснефти» выросли на 3,6%, но это ниже текущего уровня официальной инфляции, которая выросла по итогам 1 квартала 2021 года до 5,8%.
Менеджмент компании весьма осторожен в своих прогнозах и ожидает снижения объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов на 1% — до 475 млн тонн — в 2021 году на фоне сильных результатов 1 квартала 2020 года, когда еще не действовали новые ограничительные меры ОПЕК+. Скорее всего, в этом году выручка компании окажется больше за счет роста тарифов на транспортировку, но не сумеет достичь рекордных результатов 2019 года.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу