15 апреля 2021 Bloomberg
Но сможет ли нынешнее цифровое искусство просуществовать так же долго, как Мона Лиза?
За последнее десятилетие мир искусства видел немало чудаков. На фоне популярности статусных активов в мире низких ставок, которые стимулируют спрос на безопасные убежища, только закрытый мир сверхбогатых и такой известный бренд, как Леонардо да Винчи, могли превратить ставку в $1000 за картину «Спаситель мира» на аукционе в 2005 году в $450 млн.
И теперь эти перегибы распространились на мир цифрового искусства. Из-за ажиотажа вокруг криптовалют ситуация с раскрученными коллекционными предметами, которые известны как невзаимозаменяемые токены, напоминает золотую лихорадку: по данным NonFungible.com, за первые три месяца 2021 года было перепродано NFT на сумму более $2 млрд. Скучающие богатые миллениалы тратят деньги в интернете, не зная меры.
Наряду с раздутыми сделками, такими как рекордная продажа NFT художника Бипла за $69 млн, данное пространство характеризуется множеством скамов, мошеннических схем, коммерческих споров и беззастенчивым вливанием корпоративных денег со стороны таких компаний, как McDonald’s Corp. и Нью-Йоркская фондовая биржа.
По словам сторонников NFT, от обычного изображения JPEG эти предметы коллекционирования отличает прозрачность владения и подлинность. Яркие мемы и эпические многолетние онлайн-коллажи можно с легкостью воспроизвести, однако, теоретически, цифровую подпись NFT — часто указывающую на ссылку, а не на само изображение — скопировать нельзя. Вот что заставляет пульс коллекционеров биться чаще.
Код Да Винчи
Можно назвать этот принцип Кодом Да Винчи криптовалютного мира. Теперь это уже клише: каждый поклонник NFT, от дуэта Disclosure до покупателя первого твита Джека Дорси, должен сослаться на Мону Лизу.
Подобно тому, как сокровище Лувра печатается на огромном количестве открыток и плакатов, не снижая ценности оригинала, так и владельцы NFT считают, что их цифровой автограф всегда будет иметь ценность.
«Мона Лиза интересна потому, что физическое произведение имеет историю, — заявил покупатель цифрового коллажа Бипла Everydays: the First 5,000 Days.
Парадокс использования в качестве примера подлинности работ Старого Мастера как цифрового эталона не пройдет мимо поклонников искусствоведа Джона Бергера, в чьем документальном сериале 1970-х годов «Искусство видеть» утверждалось, что ценность изобразительного искусства в эпоху мгновенной фотографии стала полностью зависеть от подлинности.
И все же Бергер раскритиковал аспекты этой «фальшивой религиозности». Он отметил затянувшийся спор по поводу двух картин Да Винчи, изображающих Мадонну в скалах, одна из которых находится в Национальной галерее в Лондоне, другая — в Парижском Лувре. Причем каждая сторона была убеждена, что оригинал у нее.
Вопрос подлинности
Взять, например, картину «Спаситель мира», которая в течение многих лет считалась утерянной, но после повторного открытия в 2005 году эксперты подтвердили ее подлинность, хотя и не единогласно. Даже сегодня сомнения снова вызывают много шума; согласно новому документальному репортажу, это не позволило Лувру публично одобрить недавнюю выставку картины. The New York Times объясняет эти разногласия давлением со стороны саудовских владельцев работы по поводу экспозиции рядом с Моной Лизой.
Это имеет большое значение, поскольку чем больше доказательств авторства мастера, тем ценнее картина. Повесить картину, созданную учениками Да Винчи, на королевской яхте или в центре нового культурного центра на Ближнем Востоке — не одно и то же.
Подлинность — это битва, требующая времени и денег. Тем не менее, поклонники NFT рассматривают произведения искусства, подобные полотнам Да Винчи, как неизменный, вечный бренд, который прекрасно воспроизводится на блокчейне. В конце концов, этот якобы неизменный журнал транзакций продвигается как способ избежать ссор из-за авторства. Но это не решение. NFT часто обозначает не изображение, а ссылку или файл метаданных, который все же зависит от изображения, отдельно существующего где-то на сервере. Ссылки портятся, а одни цифровые изображения подменяются другими. Возможно, громкие обещания NFT не просуществуют и 50 лет, не говоря уже о 500.
Хрупкость современного искусства — не новость. Сохранение видеозаписей 1980-х и 1990-х годов — задача архивистов. Возможно, токены NFT станут стимулом к созданию более эффективных цифровых ЗУ, даже если Бипл не согласен, что физическое искусство ценнее.
«Я действительно хочу, чтобы все было законно, и учитываю рекомендации по печати», — заявил он.
Его работа теперь висит в специально построенном виртуальном музее, возможно, как символ будущего.
Упоминание Моны Лизы на самом деле не объясняет, что именно получают покупатели NFT. При этом также не учитываются беспорядочные исторические события, которые привели к тому, что портрет Да Винчи стал мировым эталоном искусства. Она стала по-настоящему известной только в 1911 году, когда была украдена из Лувра и стала сенсацией в мировой прессе. Возможно, потребуется украсть NFT из крипто-музея, чтобы инвесторы осознали, что действительно имеет ценность, даже если это проткнет ценовой пузырь.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу