26 апреля 2021 Thomson Reuters
Стремление России добыть как можно больше нефти, пока есть спрос, выглядит логичным и конкурентным, однако фокус на инвестиции в добычу на фоне мировой тенденции перехода к зеленой энергетике могут сыграть со страной злую шутку в случае, если она не выполнит обещание обуздать эмиссию парниковых газов, говорят аналитики.
Европа, ключевой экспортный рынок для российских углеводородов, стремится стать углеродно нейтральной к 2050 году, Китай - на 10 лет позже. Россия нацелилась по максимуму монетизировать запасы нефти перед прогнозируемым падением спроса через 10-15 лет, что в долгосрочной перспективе несет для нее риск потери рынков и негативно скажется на её экономике. Тем не менее, Россия не хочет стать изгоем мировой климатической повестки.
"Мы должны ответить на вызовы изменений климата... За предстоящие 30 лет накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе. Это сложная задача, имея в виду размер нашей страны, особенности её географии, климата и структуры экономики. Однако абсолютно уверен, что такая цель с учётом нашего научно-технологического потенциала абсолютно достижима", - сказал в среду президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
Россия развивает программу перехода к зеленой энергетике, однако трансформация должна иметь экономический смысл и не подрывать развитие экономики, сказал в феврале замминистра энергетики Павел Сорокин.
Российская климатическая политика – это сложнейший компромисс между желанием монетизировать колоссальные нефтегазовые запасы страны, сохранить доступ на мировые финансовые рынки и обеспечить надежное и не слишком дорогое энергоснабжение для внутренних потребителей, считает аналитик S&P Global Ratings Елена Ананькина.
"Российская энергостратегия нацелена на монетизацию колоссальных запасов углеводородов за счет экспорта на те сегменты рынка, которые продолжают расти, прежде всего в АТР. Главный вопрос – успеют ли окупиться инвестиции в эти запасы и инфраструктуру и кто за них заплатит: добывающие компании, государство или государственные инфраструктурные организации", - сказала она.
РФ ежегодно выбрасывает в атмосферу около 2 миллиардов тонн парниковых газов, что составляет 4-5% от общей мировой эмиссии, в том числе углекислого - около 1,5 миллиарда тонн, находясь в пятерке крупнейших мировых эмитентов СО2. Львиная доля выбросов приходится на энергетическую отрасль.
По оценке властей РФ, игнорирование зеленых тенденций в мире может грозить России сокращением экспорта энергоресурсов к 2040 году на 16% и снижением роста ВВП на 1,1% в год. Россия обеспечивает существенную долю своей валютной выручки за счет экспорта нефти и нефтепродуктов. По оценке Минэкономразвития, введение Евросоюзом углеродного сбора, которое ожидается не позднее 2023 года, может стоить российским экспортерам около 3,6 миллиарда евро в год.
У России пока нет внятно сформулированной стратегии в отношении энергоперехода, и пока сложно сказать, какая стратегия окажется оптимальной, но есть вероятность того, что инвестиции в развитие нефтедобычи не окупятся на уровне государства, сказал аналитик Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
"Судя по тому, что был поддержан проект (Роснефти) Восток Ойл, государство делает ставку на наращивание добычи нефти в ближайшие десять лет. Это похоже на стратегию ОАЭ, которые планируют нарастить добычные мощности с 4 до 5 миллионов баррелей нефти в день до 2030 года", - добавил Маринченко.
Пиковые льготы
Роснедра подсчитали, что в текущих макроэкономических параметрах и при имеющихся технологиях рентабельных запасов нефти России хватит на 19 лет. Это соответствует примерно 10 миллиардам тонн при уровне нефтедобычи в докризисном 2019 году в размере около 526 миллионов тонн.
Существенный уровень рентабельных запасов нефти в РФ все же не умаляет необходимость много инвестировать в разработку месторождений, ресурсная база которых ухудшается с каждым годом, а налоговые поблажки от государства призваны стимулировать рост инвестиций, возмещая компаниям затраты на строительство инфраструктуры и разработку технологий.
Аналитик Vygon Consulting Дарья Козлова говорит, что 19-летний срок обеспеченности рентабельными запасами не означает, что на протяжении этого периода без дополнительной налоговой поддержки нефтедобыча в России сможет держаться на текущих уровнях, без неё - она может упасть на 15-30% в зависимости от цен на нефть, считает она.
В кризисном, из-за падения спроса на нефть в результате пандемии, 2020 году компании снизили инвестиции в нефтедобычу на 2% до 1,3 триллиона рублей, однако смогли накопить существенные денежные средства на своих счетах, а в некоторых случаях даже нарастили их в долларовом выражении по сравнению с 2013 годом, когда нефть стоила выше $100 за баррель.
К 2020 году объем льготируемой добычи нефти достиг примерно половины от общего объема добычи в РФ, а размер послаблений нефтяникам - выше 1 триллиона рублей в год.
С 2021 года власти ужесточили налогообложение нефтяной отрасли, но пик производства льготируемой нефти еще не пройден и ожидается лишь в 2027-2028 годах: он может сдвинуться на пару лет, в зависимости от условий ограничительной сделки ОПЕК+, говорится в стратегии развития отрасли до 2035 года.
"Строительство зеленой инфраструктуры за счет нефтегазовых доходов могло бы лучше подготовить Россию к энергетическому переходу, но пока зеленые проекты продолжают восприниматься в России с большим скепсисом, как в свое время воспринимался рынок СПГ", - сказал Маринченко.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что сильный рост налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в угоду низкоуглеродной энергетике опасен в краткосрочной перспективе.
"Конечно, можно увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, и эти доходы направить на развитие зеленой энергетики, но тогда добыча в РФ будет сокращаться, и выпадут доходы в краткосрочном периоде, соответственно, средства для развития зеленой энергетики будут снижаться, а отдачу такие проекты дадут еще не скоро", - считает Полищук.
Минфин РФ последовательно оптимизирует предоставление льгот нефтяной отрасли, чтобы, с одной стороны, обеспечить потребности бюджета, а с другой – сохранить потенциал для дальнейшего развития топливного комплекса и привлечь дополнительные инвестиции в экономику, сообщило ведомство в ответ на запрос Рейтер. Минфин видит перспективу дальнейшего применения налога на дополнительный доход - НДД - и готов рассматривать расширение его применения с 2024 года.
"Для развития зеленой энергетики государство также может выделять льготы. Большая часть таких льгот не будет потерей для бюджета, так как без этих льгот большинство проектов просто не будет запущено. Часть текущих сверхдоходов, которые поступают в ФНБ, также могут быть направлены на развитие низкоуглеродной энергетики", - считает Полищук.
Путин планирует выступить на виртуальном саммите по вопросам климата, созванном президентом США Джо Байденом 22-23 апреля, наряду с лидерами Китая, Германии, Франции, Италии и других стран.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Европа, ключевой экспортный рынок для российских углеводородов, стремится стать углеродно нейтральной к 2050 году, Китай - на 10 лет позже. Россия нацелилась по максимуму монетизировать запасы нефти перед прогнозируемым падением спроса через 10-15 лет, что в долгосрочной перспективе несет для нее риск потери рынков и негативно скажется на её экономике. Тем не менее, Россия не хочет стать изгоем мировой климатической повестки.
"Мы должны ответить на вызовы изменений климата... За предстоящие 30 лет накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе. Это сложная задача, имея в виду размер нашей страны, особенности её географии, климата и структуры экономики. Однако абсолютно уверен, что такая цель с учётом нашего научно-технологического потенциала абсолютно достижима", - сказал в среду президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
Россия развивает программу перехода к зеленой энергетике, однако трансформация должна иметь экономический смысл и не подрывать развитие экономики, сказал в феврале замминистра энергетики Павел Сорокин.
Российская климатическая политика – это сложнейший компромисс между желанием монетизировать колоссальные нефтегазовые запасы страны, сохранить доступ на мировые финансовые рынки и обеспечить надежное и не слишком дорогое энергоснабжение для внутренних потребителей, считает аналитик S&P Global Ratings Елена Ананькина.
"Российская энергостратегия нацелена на монетизацию колоссальных запасов углеводородов за счет экспорта на те сегменты рынка, которые продолжают расти, прежде всего в АТР. Главный вопрос – успеют ли окупиться инвестиции в эти запасы и инфраструктуру и кто за них заплатит: добывающие компании, государство или государственные инфраструктурные организации", - сказала она.
РФ ежегодно выбрасывает в атмосферу около 2 миллиардов тонн парниковых газов, что составляет 4-5% от общей мировой эмиссии, в том числе углекислого - около 1,5 миллиарда тонн, находясь в пятерке крупнейших мировых эмитентов СО2. Львиная доля выбросов приходится на энергетическую отрасль.
По оценке властей РФ, игнорирование зеленых тенденций в мире может грозить России сокращением экспорта энергоресурсов к 2040 году на 16% и снижением роста ВВП на 1,1% в год. Россия обеспечивает существенную долю своей валютной выручки за счет экспорта нефти и нефтепродуктов. По оценке Минэкономразвития, введение Евросоюзом углеродного сбора, которое ожидается не позднее 2023 года, может стоить российским экспортерам около 3,6 миллиарда евро в год.
У России пока нет внятно сформулированной стратегии в отношении энергоперехода, и пока сложно сказать, какая стратегия окажется оптимальной, но есть вероятность того, что инвестиции в развитие нефтедобычи не окупятся на уровне государства, сказал аналитик Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
"Судя по тому, что был поддержан проект (Роснефти) Восток Ойл, государство делает ставку на наращивание добычи нефти в ближайшие десять лет. Это похоже на стратегию ОАЭ, которые планируют нарастить добычные мощности с 4 до 5 миллионов баррелей нефти в день до 2030 года", - добавил Маринченко.
Пиковые льготы
Роснедра подсчитали, что в текущих макроэкономических параметрах и при имеющихся технологиях рентабельных запасов нефти России хватит на 19 лет. Это соответствует примерно 10 миллиардам тонн при уровне нефтедобычи в докризисном 2019 году в размере около 526 миллионов тонн.
Существенный уровень рентабельных запасов нефти в РФ все же не умаляет необходимость много инвестировать в разработку месторождений, ресурсная база которых ухудшается с каждым годом, а налоговые поблажки от государства призваны стимулировать рост инвестиций, возмещая компаниям затраты на строительство инфраструктуры и разработку технологий.
Аналитик Vygon Consulting Дарья Козлова говорит, что 19-летний срок обеспеченности рентабельными запасами не означает, что на протяжении этого периода без дополнительной налоговой поддержки нефтедобыча в России сможет держаться на текущих уровнях, без неё - она может упасть на 15-30% в зависимости от цен на нефть, считает она.
В кризисном, из-за падения спроса на нефть в результате пандемии, 2020 году компании снизили инвестиции в нефтедобычу на 2% до 1,3 триллиона рублей, однако смогли накопить существенные денежные средства на своих счетах, а в некоторых случаях даже нарастили их в долларовом выражении по сравнению с 2013 годом, когда нефть стоила выше $100 за баррель.
К 2020 году объем льготируемой добычи нефти достиг примерно половины от общего объема добычи в РФ, а размер послаблений нефтяникам - выше 1 триллиона рублей в год.
С 2021 года власти ужесточили налогообложение нефтяной отрасли, но пик производства льготируемой нефти еще не пройден и ожидается лишь в 2027-2028 годах: он может сдвинуться на пару лет, в зависимости от условий ограничительной сделки ОПЕК+, говорится в стратегии развития отрасли до 2035 года.
"Строительство зеленой инфраструктуры за счет нефтегазовых доходов могло бы лучше подготовить Россию к энергетическому переходу, но пока зеленые проекты продолжают восприниматься в России с большим скепсисом, как в свое время воспринимался рынок СПГ", - сказал Маринченко.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что сильный рост налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в угоду низкоуглеродной энергетике опасен в краткосрочной перспективе.
"Конечно, можно увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, и эти доходы направить на развитие зеленой энергетики, но тогда добыча в РФ будет сокращаться, и выпадут доходы в краткосрочном периоде, соответственно, средства для развития зеленой энергетики будут снижаться, а отдачу такие проекты дадут еще не скоро", - считает Полищук.
Минфин РФ последовательно оптимизирует предоставление льгот нефтяной отрасли, чтобы, с одной стороны, обеспечить потребности бюджета, а с другой – сохранить потенциал для дальнейшего развития топливного комплекса и привлечь дополнительные инвестиции в экономику, сообщило ведомство в ответ на запрос Рейтер. Минфин видит перспективу дальнейшего применения налога на дополнительный доход - НДД - и готов рассматривать расширение его применения с 2024 года.
"Для развития зеленой энергетики государство также может выделять льготы. Большая часть таких льгот не будет потерей для бюджета, так как без этих льгот большинство проектов просто не будет запущено. Часть текущих сверхдоходов, которые поступают в ФНБ, также могут быть направлены на развитие низкоуглеродной энергетики", - считает Полищук.
Путин планирует выступить на виртуальном саммите по вопросам климата, созванном президентом США Джо Байденом 22-23 апреля, наряду с лидерами Китая, Германии, Франции, Италии и других стран.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу