10 июля 2009 Архив
Мервин не доволен хозяйственной деятельностью Алистера. Адаиру не нравится Мервин, который не хочет играть в его регулятивные игрушки. Алистер не доверяет Мервину, подозревая, что тот раскрывает его секреты Джорджу. Мервин злится, потому что Алистер отказывается показать ему свою новую Белую книгу. Один только Джордж счастлив, т.к. считает Мервина своим новым другом. На мой взгляд, именно так можно описать сумасшедшие события последних дней. Если не переходить на личности, суматоха обнажает очевидные напряжения в монетарной, фискальной и регулятивной системах Великобритании. Первый источник напряжения связан с введением количественного ослабления (QE) Банком Англии. Программа покупки активов (Asset Purchase Facility), в рамках которой проводится количественное ослабление, в первую очередь ориентирована на покупку британских государственных ценных бумаг. Таким образом, спрос на государственные ценные бумаги сейчас выше обычного, что приводит к увеличению их цены и снижает доходность. Эти действия, по замыслу, должны убедить пенсионные фонды и страховые компании отдать часть своих запасов государственных ценных бумаг Банку Англии в обмен на свежие наличные.
Банк надеется, что средства будут вложены во что-то еще и увеличат денежную массу экономики, вне зависимости от того, хотят ли и могут ли коммерческие банки повысить объемы кредитования. Но вместе с доходностью государственных ценных бумаг снижается стоимость избыточных государственных займов. Давления, связанные с сокращением государственных расходов или увеличением налогов, стали меньше, потому что сократились затраты на погашение процентов по существующему государственному долгу. Впервые предлагая этот план, глава Банка Англии Мервин Кинг пытался получить от министра финансов Алистера Дарлинга гарантию, что правительство больше не будет увеличивать размер своего долга. Судя по последующим бюджетам, финансовое положение страны постепенно ухудшается, в частности, об этом свидетельствует неуклонное увеличение отношения государственного долга к ВВП, поэтому Банк Англии, наверное, считает, что правительство нарушило сделку.
Честно говоря, это неудивительно. После внедрения программы покупки активов, граница между монетарной и фискальной политиками стала еще более размытой. Банку Англии нужно внимательнее относиться к правительственным решениям, связанным с займами, потому что эти решения оказывают влияние на доходность государственных ценных бумаг. Сейчас, когда доходность ценных бумаг устанавливается не рынком, а Банком, в его обязанности входит следить за тем, чтобы государственные займы не вышли из-под контроля. Никто не говорил, что будет просто. Второй источник проблем - это отношения между Управлением по финансовым услугам (FSA) под управлением лорда Тернера и Банком. После того, как бывший глава Банка Эдди Джордж покинул свой пост в 1997 г., и Гордон Браун передал контрольные полномочия вновь созданной FSA, Банк больше никогда не был полностью счастлив. Затем финансовый кризис обнажил скрытые недостатки в монетарной и финансовой политиках, которые частично оправдывают хандру Банка на протяжении десятилетия. Выступая в Mansion House, г-н Кинг сказал: "Борьба с инфляцией необходима, но недостаточна для стабильности экономики в целом. Бытует мнение, что традиционные политические инструменты нужно дополнить разумными макроэкономическими инструментами.
В связи с этим возникает ряд важных вопросов. Какая же организация, в конечном счете, несет ответственность за стабильность экономики? На первый взгляд проблема связана с макроэкономической политикой, поэтому ответственность должен нести Банк. Но кризис доверия на макроэкономическом уровне, вполне вероятно, проистекает от кризиса доверия на корпоративном уровне, как видно на примере Northern Rock в Великобритании и Lehman Brothers в США. Возможно, проблема относится к микроэкономической политике и входит в компетенцию FSA. Ее можно решить очень просто. Банк должен нести общую ответственность за финансовые шоки экономики, но привлекать FSA к участию во всех важных обсуждениях и принятии решений. Такой коллективный подход очень благоприятен в условиях, когда Банк признает, что стабильность цен больше не является достаточным условием для стабильности экономики. Это позволит улучшить расстановку сил, которая была до начала кризиса, когда Банк занимался контролем инфляции, а FSA - балансами отдельных компаний, а систематические риски бездумно игнорировались.
Третья причина напряжений лежит намного глубже. Банк гордится своей независимостью. Но его независимость относительна. Глава назначается королевой (т.е. правительством Великобритании). Независимые члены Комитета по монетарной политике назначаются министром финансов. А задачи Комитета устанавливаются правительством. Согласно новому законодательству, принятому в этом году, правление Банка Англии (или совет директоров) теперь возглавляет не глава, а независимый представитель, назначенный министром финансов. Если в обязанности Банка входит обеспечение стабильности цен и общего экономического равновесия, он неизбежно поссорится с правительством. Это станет истинным испытанием независимости института. В определенной мере публичная ссора между министром финансов и главой Банка - это хороший способ оздоровления экономической политики. Действительно, глава, скорее всего, скажет, что следовал примеру председателей Бундесбанка, которые никогда не боялись, в случае необходимости, задать немецким министрам финансов публичную выволочку. Но Бундесбанк никогда бы не включил печатный станок. Непонятно, были ли действия Банка Англии добровольными. Важно то, что политики Банка Англии и Казначейства неотрывно связаны. Политика Великобритании будет эффективной только в случае совместных усилий. До тех пока мы не признаем необходимость этого, вероятность публичных скандалов, подрывающих доверие ко всем мерам экономической политики, остается высокой. Наверное, Джордж сейчас незаметно улыбается.
По материалам The Independent
Банк надеется, что средства будут вложены во что-то еще и увеличат денежную массу экономики, вне зависимости от того, хотят ли и могут ли коммерческие банки повысить объемы кредитования. Но вместе с доходностью государственных ценных бумаг снижается стоимость избыточных государственных займов. Давления, связанные с сокращением государственных расходов или увеличением налогов, стали меньше, потому что сократились затраты на погашение процентов по существующему государственному долгу. Впервые предлагая этот план, глава Банка Англии Мервин Кинг пытался получить от министра финансов Алистера Дарлинга гарантию, что правительство больше не будет увеличивать размер своего долга. Судя по последующим бюджетам, финансовое положение страны постепенно ухудшается, в частности, об этом свидетельствует неуклонное увеличение отношения государственного долга к ВВП, поэтому Банк Англии, наверное, считает, что правительство нарушило сделку.
Честно говоря, это неудивительно. После внедрения программы покупки активов, граница между монетарной и фискальной политиками стала еще более размытой. Банку Англии нужно внимательнее относиться к правительственным решениям, связанным с займами, потому что эти решения оказывают влияние на доходность государственных ценных бумаг. Сейчас, когда доходность ценных бумаг устанавливается не рынком, а Банком, в его обязанности входит следить за тем, чтобы государственные займы не вышли из-под контроля. Никто не говорил, что будет просто. Второй источник проблем - это отношения между Управлением по финансовым услугам (FSA) под управлением лорда Тернера и Банком. После того, как бывший глава Банка Эдди Джордж покинул свой пост в 1997 г., и Гордон Браун передал контрольные полномочия вновь созданной FSA, Банк больше никогда не был полностью счастлив. Затем финансовый кризис обнажил скрытые недостатки в монетарной и финансовой политиках, которые частично оправдывают хандру Банка на протяжении десятилетия. Выступая в Mansion House, г-н Кинг сказал: "Борьба с инфляцией необходима, но недостаточна для стабильности экономики в целом. Бытует мнение, что традиционные политические инструменты нужно дополнить разумными макроэкономическими инструментами.
В связи с этим возникает ряд важных вопросов. Какая же организация, в конечном счете, несет ответственность за стабильность экономики? На первый взгляд проблема связана с макроэкономической политикой, поэтому ответственность должен нести Банк. Но кризис доверия на макроэкономическом уровне, вполне вероятно, проистекает от кризиса доверия на корпоративном уровне, как видно на примере Northern Rock в Великобритании и Lehman Brothers в США. Возможно, проблема относится к микроэкономической политике и входит в компетенцию FSA. Ее можно решить очень просто. Банк должен нести общую ответственность за финансовые шоки экономики, но привлекать FSA к участию во всех важных обсуждениях и принятии решений. Такой коллективный подход очень благоприятен в условиях, когда Банк признает, что стабильность цен больше не является достаточным условием для стабильности экономики. Это позволит улучшить расстановку сил, которая была до начала кризиса, когда Банк занимался контролем инфляции, а FSA - балансами отдельных компаний, а систематические риски бездумно игнорировались.
Третья причина напряжений лежит намного глубже. Банк гордится своей независимостью. Но его независимость относительна. Глава назначается королевой (т.е. правительством Великобритании). Независимые члены Комитета по монетарной политике назначаются министром финансов. А задачи Комитета устанавливаются правительством. Согласно новому законодательству, принятому в этом году, правление Банка Англии (или совет директоров) теперь возглавляет не глава, а независимый представитель, назначенный министром финансов. Если в обязанности Банка входит обеспечение стабильности цен и общего экономического равновесия, он неизбежно поссорится с правительством. Это станет истинным испытанием независимости института. В определенной мере публичная ссора между министром финансов и главой Банка - это хороший способ оздоровления экономической политики. Действительно, глава, скорее всего, скажет, что следовал примеру председателей Бундесбанка, которые никогда не боялись, в случае необходимости, задать немецким министрам финансов публичную выволочку. Но Бундесбанк никогда бы не включил печатный станок. Непонятно, были ли действия Банка Англии добровольными. Важно то, что политики Банка Англии и Казначейства неотрывно связаны. Политика Великобритании будет эффективной только в случае совместных усилий. До тех пока мы не признаем необходимость этого, вероятность публичных скандалов, подрывающих доверие ко всем мерам экономической политики, остается высокой. Наверное, Джордж сейчас незаметно улыбается.
По материалам The Independent
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба