12 июля 2009 Архив
В Америке произошло крушение "фискального поезда". В зависимости от политических мер, которые будут приняты сейчас и в ближайшие несколько лет, к 2019 г. дефициты федерального бюджета, скорее всего, в среднем достигнут 6% от ВВП, вызвав скачок государственного долга до 82% от ВВП, который удвоится в течение следующего десятилетия. Что еще хуже, помимо агрессивных политических действий, размер дефицита и долга увеличится еще больше по мере того, как расходы на предоставление субсидий будут расти относительно ВВП. Выполнение обещаний, связанных с субсидированием, потребует недопустимого количества займов, повышения налогов или того и другого, что серьезно скажется на доверии к политике США и нанесет ущерб долгосрочной способности финансировать инвестиции и поддерживать рост. Растущий долг приведет к повышению процентных ставок, сокращению капитала и производительности, а также усложнит обслуживание долга. Все эти факторы не только ухудшат условия жизни американцев, но и поставят под угрозу экономическую и финансовую стабильность страны.
Знакомые изменения. Звучит знакомо? Экономисты уже давно предупреждают об этих проблемах. Например, пять лет назад я обобщил свои беспокойства по поводу грядущих фискальных проблем и изучил взаимодействие между ними и неожиданной продолжительностью, недостаточной бережливостью, инфраструктурой сбережений, посредственными результатами системы образования и неразумной политикой в области энергетики. Пожалуй, я был последним в длинном списке предупреждавших об опасности. Например, Пит Петерсон более 20 лет назад отметил, что "Америка допустила разрушение своей инфраструктуры, упадок своих зарубежных рынков сбыта, сокращение производительности, снижение сбережений и бюджета, а также увеличение своего долга. А теперь наступил час расплаты". Начиная с 1997 г. Бюджетное управление конгресса (CBO) под руководством директоров из обеих партий выдвигало все более устрашающие сценарии развития фискальной ситуации в своих годовых Долгосрочных прогнозах по бюджету, последний из которых появился совсем недавно. Ирония в том, что час расплаты еще не наступил. Это серьезно подорвало у должностных лиц чрезмерную самоуверенность в своих силах по борьбе с угрозой недееспособности фискальной политики. Кое-кто даже заявил, что "дефициты не имеют никакого значения".
Быстрая перемотка до сегодняшних дней. В течение последних пяти лет всегда отдаленный фискальный кризис быстро приближался. Очевидно, что некоторые проблемы возникают циклически. В 2009 финансовом году под влиянием финансового кризиса и рецессии, агрессивных фискальных стимулов и бесконечных военных расходов дефицит федерального бюджета вырос до 1.8 трлн долларов США или 13% от ВВП. Но в целом угроза носит структурный характер. Пакет фискальных стимулов включал увеличение расходов с минимальной отдачей от вложенных средств, что в первую очередь привело к увеличению долга, чем к росту. В своем бюджете за 2010 финансовый год администрация предлагает расширить некоторые налоговые льготы, введенные в 2001 и 2003 гг., освободить от уплаты альтернативного минимального налога и повысить необходимые и дискреционные расходы по сравнению с текущим законодательством. Наиболее важно то, что к 2019 гг. расходы на компенсационные выплаты и проценты по долгу со всей мощью обрушатся на бюджет. Ни в одном из самых оптимистичных сценариев не предусмотрено достаточного количества ресурсов, чтобы удовлетворить все требования к будущей прибыли бюджета. И если повышение налогов или расширение базы налогообложения, скорее всего, являются частью решения, то самым действенным выходом из положения будет сокращение расходов на предоставление субсидий. В свете этих событий избиратели и политики сильно нервничают: Согласно двум недавним опросам, американцы больше переживают о дефиците бюджета, чем о системе здравоохранения в соотношении 2:1. Но несмотря на беспокойства избирателей, сокращение долгосрочных дефицитов в краткосрочной перспективе кажется маловероятным по двум причинам. Во-первых, никто не хочет ставить под угрозу еще не окрепшую экономику и повышать доходы или сокращать расходы, пока не появятся верные признаки экономического восстановления. Во-вторых, в высших политических кругах сейчас то и дело возникают споры вокруг фискальной политики, поэтому у политиков не наблюдается желания отменять популярную программу субсидирования.
Здравоохранение - основной виновник дефицита. Анализ этих программ позволяет быстро выяснить причину. Увеличение расходов на федеральную систему здравоохранения в рамках Medicare и Medicaid - это основной фактор роста долгосрочных дефицитов. Эти популярные программы формируют систему социальной защиты пожилого населения и неимущих слоев и служат пластырем для полной недостатков финансовой стороны системы здравоохранения. База уже довольно обширна: В 2010 г. почти 100 млн. американцев будут внесены в список Medicare, Medicaid и SCHIP (Федеральная медицинская страховая программа для детей), а расходы достигнут 5% от ВВП. В долгосрочной перспективе число участников Medicare будет существенно расти по мере старения населения. Важно, что будущий рост расходов на душу населения по обеим программам значительно превысит ВВП на душу населения, а это означает, что к 2035 г. расходы по программам удвоятся до 10%, а к 2080 г. снова вырастут практически в два раза. По данным Бюджетного управления конгресса, в плане расходов бюджета на эти программы придется практически весь ожидаемый рост первичных федеральных расходов (общие расходы за вычетом процентов по общественному долгу) по отношению к ВВП, т.е. весь ожидаемый рост дефицита и долга. И наоборот, увеличение расходов на социальное страхование будет играть относительно незначительную второстепенную роль. Существует множество вариантов, как предотвратить недопустимый рост расходов на Medicare и Medicaid. Например, в конце 2008 г. Бюджетное управление конгресса проанализировало 115 вариантов, которые могут существенно замедлить рост расходов или помогут найти финансирование. Вот два из них: Увеличение возраста, в котором человек может претендовать на Medicare, на два года (до 67 лет), начиная с 2014 г. позволит сэкономить 85 млрд. долларов США к 2019 г. Ограничение числа страховых компаний, работающих по найму и освобожденных от уплаты налога, до 75% и принятие аналогичных мер в отношении франшиз на оказание страховых услуг для работающих не по найму компаний в 2008-2019 гг. сэкономит Америке 452 млрд. долларов США. Следует отметить, что второй вариант приносит дополнительную прибыль, но никак не решает проблему растущих расходов на предоставление субсидий. Тем не менее, вероятность принятия какой-либо из этих мер чрезвычайно мала. Вашингтон всерьез не заинтересован снижением доступности федеральных программ здравоохранения. Также власти не горят желанием допускать повышения расходов на душу населения. Тем временем, в рамках текущей реформы системы здравоохранения, преследуются очевидно противоположные цели: снижение расходов и повышение доступа и качества услуг. В долгосрочной перспективе эти цели могут оказаться взаимодополняющими. Но в краткосрочной - политики, скорее всего, отдадут предпочтение упрощению доступа, чем снижению издержек. А на это придется потратить немало средств. Например, по предварительным оценкам параграфов A - D Раздела I предложенного Закона "О выборе доступной системы здравоохранения", сделанным Бюджетным управлением Конгресса, расширенный доступ к страхованию здоровья для 39 млн. американцев путем субсидирования обойдется в $1 трлн. долларов США в следующем десятилетии. В то же время выдвигаются предложения по сокращению затрат в связи с установленным президентом требованием, чтобы любая реформа здравоохранения не приводила к увеличению дефицита. Однако будет сложно прийти к политическому соглашению. Об этом можно судить по яростной критике "общественной программы страхования" несмотря на то, что она еще не обрела четких очертаний. Таким образом, в краткосрочной и среднесрочной перспективе расширение доступа, прежде всего, приведет к увеличению дефицита. Эксперты считают, что способность президента предложить реформу системы здравоохранения, которая улучшит качество жизни американцев и сократит затраты, имеет решающее значение для его карьеры. На мой взгляд, это также будет говорить о нашей готовности бороться с фискальными проблемами.
Проблема дефицита. Постоянно растущий дефицит Америки, несомненно, приведет к увеличению долга до такого размера, когда мировые инвесторы больше не захотят содержать его без существенных уступок в виде более высоких процентных ставок или ослабления доллара, достаточного для того, чтобы сделать его дешевле, либо обоих условий сразу. Растущий размер дефицита и долга предполагает более высокие реальные процентные ставки. Конечно, на данный момент этого пока не произошло из-за слабости спроса на кредитные средства, вызванного снижением потребности компаний во внешнем финансировании и отказом американского потребителя от использования кредитов. Согласно стандартным оценкам, увеличение отношения долга к ВВП на 20 пунктов, которое ожидается с 2008 по 2010 гг., вызовет повышение реальной ставки на 70-110 б.п. Но многие сомневаются, что растущие дефициты и долги окажут на рынок серьезное долгосрочное влияние. Оптимисты приводят , где масштабные дефициты вызвали повышение государственного долга до 160% от ВВП, не оказав заметного влияния на процентные ставки. Это сравнение неуместно по двум причинам. Во-первых, потерянное десятилетие в Японии привело к снижению номинальной доходности, но на реальную доходность практически никак не повлияло. Тогда реальная доходность по 10-летним японским гос. облигациям в среднем равнялась 1.7%, что намного выше 30 б.п. годового реального роста, наблюдаемого в Японии. Действительно, мой коллега Роберт Фельдман указывает на то, что этот положительный разрыв между реальными ставками и реальным ростом недопустимо раздул дефицит и долги Японии. Во-вторых, крупный профицит текущего счета, в среднем составляющий 3% от ВВП, говорит о том, что Япония не зависит от притока иностранных сбережений. И наоборот дефициты бюджета Америки ухудшают устойчивый внутренний и внешний дисбаланс страны между сбережениями и инвестициями. Во время кризиса хронический внешний дефицит США сократился до 2.9% от ВВП, но растущие цены на нефть и импорт предполагают его повторное увеличение в период восстановления. Даже наметившихся изменений в поведении потребителей и зарождающегося роста уровня личных сбережений до 7-10% от располагаемого дохода (5-8% от ВВП) будет недостаточно для компенсации дефицита федерального бюджета. Государство и органы местного самоуправления терпят убытки, которые на данный момент составляют более 1% от ВВП и продолжают расти. Следовательно, Америке требуются существенный приток сбережений из-за границы для финансирования дефицита федерального бюджета.
Снижение надежности фискальной политики. Некоторые опасаются, что фискальная политика вызовет падение суверенного рейтинга США, что еще больше усложнит финансирование растущих дефицитов. Несмотря на необоснованность страхов по поводу неспособности США погасить свой долг, мировые инвесторы и чиновники переживают по поводу надежности и устойчивости фискальной политики. Я тоже переживаю по этому поводу. Они боятся, что принятые политики подорвут доллар и внутреннюю стоимость выраженных в долларах активов из-за сочетания премий за риск и инфляции. И я этого боюсь, хотя такие политики будут скорее случайными, чем преднамеренными. В результате процентные ставки должны существенно вырасти, чтобы компенсировать инвесторам, включая менеджеров портфелей резервов и суверенных фондов, эту опасность. Пока доллар сохраняет свой статут резервной валюты, все эти опасения представляют для него угрозу.
Ричард Бернер
По материалам Morgan Stanley
Знакомые изменения. Звучит знакомо? Экономисты уже давно предупреждают об этих проблемах. Например, пять лет назад я обобщил свои беспокойства по поводу грядущих фискальных проблем и изучил взаимодействие между ними и неожиданной продолжительностью, недостаточной бережливостью, инфраструктурой сбережений, посредственными результатами системы образования и неразумной политикой в области энергетики. Пожалуй, я был последним в длинном списке предупреждавших об опасности. Например, Пит Петерсон более 20 лет назад отметил, что "Америка допустила разрушение своей инфраструктуры, упадок своих зарубежных рынков сбыта, сокращение производительности, снижение сбережений и бюджета, а также увеличение своего долга. А теперь наступил час расплаты". Начиная с 1997 г. Бюджетное управление конгресса (CBO) под руководством директоров из обеих партий выдвигало все более устрашающие сценарии развития фискальной ситуации в своих годовых Долгосрочных прогнозах по бюджету, последний из которых появился совсем недавно. Ирония в том, что час расплаты еще не наступил. Это серьезно подорвало у должностных лиц чрезмерную самоуверенность в своих силах по борьбе с угрозой недееспособности фискальной политики. Кое-кто даже заявил, что "дефициты не имеют никакого значения".
Быстрая перемотка до сегодняшних дней. В течение последних пяти лет всегда отдаленный фискальный кризис быстро приближался. Очевидно, что некоторые проблемы возникают циклически. В 2009 финансовом году под влиянием финансового кризиса и рецессии, агрессивных фискальных стимулов и бесконечных военных расходов дефицит федерального бюджета вырос до 1.8 трлн долларов США или 13% от ВВП. Но в целом угроза носит структурный характер. Пакет фискальных стимулов включал увеличение расходов с минимальной отдачей от вложенных средств, что в первую очередь привело к увеличению долга, чем к росту. В своем бюджете за 2010 финансовый год администрация предлагает расширить некоторые налоговые льготы, введенные в 2001 и 2003 гг., освободить от уплаты альтернативного минимального налога и повысить необходимые и дискреционные расходы по сравнению с текущим законодательством. Наиболее важно то, что к 2019 гг. расходы на компенсационные выплаты и проценты по долгу со всей мощью обрушатся на бюджет. Ни в одном из самых оптимистичных сценариев не предусмотрено достаточного количества ресурсов, чтобы удовлетворить все требования к будущей прибыли бюджета. И если повышение налогов или расширение базы налогообложения, скорее всего, являются частью решения, то самым действенным выходом из положения будет сокращение расходов на предоставление субсидий. В свете этих событий избиратели и политики сильно нервничают: Согласно двум недавним опросам, американцы больше переживают о дефиците бюджета, чем о системе здравоохранения в соотношении 2:1. Но несмотря на беспокойства избирателей, сокращение долгосрочных дефицитов в краткосрочной перспективе кажется маловероятным по двум причинам. Во-первых, никто не хочет ставить под угрозу еще не окрепшую экономику и повышать доходы или сокращать расходы, пока не появятся верные признаки экономического восстановления. Во-вторых, в высших политических кругах сейчас то и дело возникают споры вокруг фискальной политики, поэтому у политиков не наблюдается желания отменять популярную программу субсидирования.
Здравоохранение - основной виновник дефицита. Анализ этих программ позволяет быстро выяснить причину. Увеличение расходов на федеральную систему здравоохранения в рамках Medicare и Medicaid - это основной фактор роста долгосрочных дефицитов. Эти популярные программы формируют систему социальной защиты пожилого населения и неимущих слоев и служат пластырем для полной недостатков финансовой стороны системы здравоохранения. База уже довольно обширна: В 2010 г. почти 100 млн. американцев будут внесены в список Medicare, Medicaid и SCHIP (Федеральная медицинская страховая программа для детей), а расходы достигнут 5% от ВВП. В долгосрочной перспективе число участников Medicare будет существенно расти по мере старения населения. Важно, что будущий рост расходов на душу населения по обеим программам значительно превысит ВВП на душу населения, а это означает, что к 2035 г. расходы по программам удвоятся до 10%, а к 2080 г. снова вырастут практически в два раза. По данным Бюджетного управления конгресса, в плане расходов бюджета на эти программы придется практически весь ожидаемый рост первичных федеральных расходов (общие расходы за вычетом процентов по общественному долгу) по отношению к ВВП, т.е. весь ожидаемый рост дефицита и долга. И наоборот, увеличение расходов на социальное страхование будет играть относительно незначительную второстепенную роль. Существует множество вариантов, как предотвратить недопустимый рост расходов на Medicare и Medicaid. Например, в конце 2008 г. Бюджетное управление конгресса проанализировало 115 вариантов, которые могут существенно замедлить рост расходов или помогут найти финансирование. Вот два из них: Увеличение возраста, в котором человек может претендовать на Medicare, на два года (до 67 лет), начиная с 2014 г. позволит сэкономить 85 млрд. долларов США к 2019 г. Ограничение числа страховых компаний, работающих по найму и освобожденных от уплаты налога, до 75% и принятие аналогичных мер в отношении франшиз на оказание страховых услуг для работающих не по найму компаний в 2008-2019 гг. сэкономит Америке 452 млрд. долларов США. Следует отметить, что второй вариант приносит дополнительную прибыль, но никак не решает проблему растущих расходов на предоставление субсидий. Тем не менее, вероятность принятия какой-либо из этих мер чрезвычайно мала. Вашингтон всерьез не заинтересован снижением доступности федеральных программ здравоохранения. Также власти не горят желанием допускать повышения расходов на душу населения. Тем временем, в рамках текущей реформы системы здравоохранения, преследуются очевидно противоположные цели: снижение расходов и повышение доступа и качества услуг. В долгосрочной перспективе эти цели могут оказаться взаимодополняющими. Но в краткосрочной - политики, скорее всего, отдадут предпочтение упрощению доступа, чем снижению издержек. А на это придется потратить немало средств. Например, по предварительным оценкам параграфов A - D Раздела I предложенного Закона "О выборе доступной системы здравоохранения", сделанным Бюджетным управлением Конгресса, расширенный доступ к страхованию здоровья для 39 млн. американцев путем субсидирования обойдется в $1 трлн. долларов США в следующем десятилетии. В то же время выдвигаются предложения по сокращению затрат в связи с установленным президентом требованием, чтобы любая реформа здравоохранения не приводила к увеличению дефицита. Однако будет сложно прийти к политическому соглашению. Об этом можно судить по яростной критике "общественной программы страхования" несмотря на то, что она еще не обрела четких очертаний. Таким образом, в краткосрочной и среднесрочной перспективе расширение доступа, прежде всего, приведет к увеличению дефицита. Эксперты считают, что способность президента предложить реформу системы здравоохранения, которая улучшит качество жизни американцев и сократит затраты, имеет решающее значение для его карьеры. На мой взгляд, это также будет говорить о нашей готовности бороться с фискальными проблемами.
Проблема дефицита. Постоянно растущий дефицит Америки, несомненно, приведет к увеличению долга до такого размера, когда мировые инвесторы больше не захотят содержать его без существенных уступок в виде более высоких процентных ставок или ослабления доллара, достаточного для того, чтобы сделать его дешевле, либо обоих условий сразу. Растущий размер дефицита и долга предполагает более высокие реальные процентные ставки. Конечно, на данный момент этого пока не произошло из-за слабости спроса на кредитные средства, вызванного снижением потребности компаний во внешнем финансировании и отказом американского потребителя от использования кредитов. Согласно стандартным оценкам, увеличение отношения долга к ВВП на 20 пунктов, которое ожидается с 2008 по 2010 гг., вызовет повышение реальной ставки на 70-110 б.п. Но многие сомневаются, что растущие дефициты и долги окажут на рынок серьезное долгосрочное влияние. Оптимисты приводят , где масштабные дефициты вызвали повышение государственного долга до 160% от ВВП, не оказав заметного влияния на процентные ставки. Это сравнение неуместно по двум причинам. Во-первых, потерянное десятилетие в Японии привело к снижению номинальной доходности, но на реальную доходность практически никак не повлияло. Тогда реальная доходность по 10-летним японским гос. облигациям в среднем равнялась 1.7%, что намного выше 30 б.п. годового реального роста, наблюдаемого в Японии. Действительно, мой коллега Роберт Фельдман указывает на то, что этот положительный разрыв между реальными ставками и реальным ростом недопустимо раздул дефицит и долги Японии. Во-вторых, крупный профицит текущего счета, в среднем составляющий 3% от ВВП, говорит о том, что Япония не зависит от притока иностранных сбережений. И наоборот дефициты бюджета Америки ухудшают устойчивый внутренний и внешний дисбаланс страны между сбережениями и инвестициями. Во время кризиса хронический внешний дефицит США сократился до 2.9% от ВВП, но растущие цены на нефть и импорт предполагают его повторное увеличение в период восстановления. Даже наметившихся изменений в поведении потребителей и зарождающегося роста уровня личных сбережений до 7-10% от располагаемого дохода (5-8% от ВВП) будет недостаточно для компенсации дефицита федерального бюджета. Государство и органы местного самоуправления терпят убытки, которые на данный момент составляют более 1% от ВВП и продолжают расти. Следовательно, Америке требуются существенный приток сбережений из-за границы для финансирования дефицита федерального бюджета.
Снижение надежности фискальной политики. Некоторые опасаются, что фискальная политика вызовет падение суверенного рейтинга США, что еще больше усложнит финансирование растущих дефицитов. Несмотря на необоснованность страхов по поводу неспособности США погасить свой долг, мировые инвесторы и чиновники переживают по поводу надежности и устойчивости фискальной политики. Я тоже переживаю по этому поводу. Они боятся, что принятые политики подорвут доллар и внутреннюю стоимость выраженных в долларах активов из-за сочетания премий за риск и инфляции. И я этого боюсь, хотя такие политики будут скорее случайными, чем преднамеренными. В результате процентные ставки должны существенно вырасти, чтобы компенсировать инвесторам, включая менеджеров портфелей резервов и суверенных фондов, эту опасность. Пока доллар сохраняет свой статут резервной валюты, все эти опасения представляют для него угрозу.
Ричард Бернер
По материалам Morgan Stanley
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба