Баланс услуг в июне стал профицитным » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Баланс услуг в июне стал профицитным

22 июля 2021 Институт "Центр развития" ВШЭ Пухов Сергей
В июне 2021 г. сальдо внешней торговли услугами впервые стало положительным и составило 0,1 млрд долл. Внешнеторговый оборот услугами вырос до 9,4 млрд долл., при этом третий месяц подряд он превышает прошлогодние уровни на 23–30%.

С устраненной сезонностью вырос экспорт, полностью компенсировав майский спад, тогда как стоимость импорта продолжает снижаться на протяжении трех месяцев подряд. Наибольший отложенный за время пандемии спрос в размере около 40 млрд долл. сформировался в части выездного туризма.

В целом по всем услугам отложенный дефицит оценивается нами на уровне 34 млрд долл., большая часть которого, вероятно, будет реализована не раньше следующего года.

Согласно данным Банка России, в июне 2021 г. сальдо внешней торговли услугами впервые стало положительным и составило 0,1 млрд долл. против дефицита 0,7 млрд долл. в предыдущем месяце (рис. 1). Внешнеторговый оборот вырос до 9,4 млрд долл., при этом третий месяц подряд он превышает прошлогодние уровни – на 27% (год к году) в апреле, на 30% в мае и на 23% в июне. Стоимость экспорта и импорта услуг составила, соответственно, 4,8 и 4,6 млрд долл. (рис. 2), что на 44 и 7% выше, чем и июне прошлого года. С устраненной сезонностью экспорт вырос на 2% (месяц к месяцу), полностью компенсировав спад предыдущего месяца, тогда как стоимость импорта снижается на протяжении трех месяцев подряд, в т.ч. в июне – на 13% (месяц к месяцу).

Рис. 1. Баланс услуг, млрд долл.

Баланс услуг в июне стал профицитным


Рис. 2. Динамика услуг, млрд долл.



Источник: Банк России, база данных CEIC, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

В структуре экспорта доля деловых услуг (строительство, IT-услуги и прочие) в июне текущего года снизилась до 46% (рис. 3), медленно возвращаясь к диапазону 30–40%, который был до пандемии. На долю транспортных услуг пришлась треть экспорта. Далека от восстановления доля поездок в экспорте, которая в июне выросла до 5%, тогда как для этого времени года перед пандемией она достигала 30%.

В структуре импорта (рис. 4) деловые услуги в июне также оставались на завышенном уровне 49% (менее 40% до пандемии), доля транспортных услуг за год практически не изменилась, а доля зарубежных поездок за год хотя и выросла до 12%, но, как и в экспорте, пока еще крайне низка по сравнению с уровнем 2019 г. (41%). Иными словами, пандемия привела к резкому сокращению доли поездок при одновременном увеличении деловых услуг в экспорте и импорте, причем нормализация структуры еще далека от завершения.

Рис. 3. Структура экспорта услуг в феврале 2020 и 2021 гг., млн долл. и в %



Рис. 4. Структура импорта услуг в феврале 2020 и 2021 гг., млн долл. и в %



Источник: Банк России, база данных CEIC, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Ситуация в международном туризме все еще остается сложной. Согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO)1 , с января по март 2021 г. число прибытий международных туристов во всем мире оказалось на 180 млн (или на 83%) меньше по сравнению с первым кварталом прошлого года. В Азиатско-Тихоокеанском регионе попрежнему наблюдался самый низкий уровень активности – снижение на 94%. Европа зафиксировала второе по величине снижение (на 83%), за ней следуют Африка (81%), Ближний Восток (78%) и Америка (71%). Последний опрос группы экспертов по туризму UNWTO показывает, что перспективы на период с мая по август несколько улучшатся. В целом 60% респондентов ожидают восстановления международного туризма только в 2022 г. по сравнению с 50% в опросе, проведенном в январе 2021 г. Остальные 40% видят потенциальный отскок в 2021 г., хотя это немного ниже, чем в январе. Почти половина экспертов не видят возврата к уровню международного туризма 2019 г. до 2024 г., в то время как процент респондентов, указывающих на возврат к уровню до пандемии лишь в 2023 г., несколько снизился (37%) по сравнению с январским опросом. Согласно отчету UNCTAD2 , сектор туризма будет восстанавливаться быстрее в странах с высоким уровнем вакцинации, таких как Франция, Германия, Швейцария, Великобритания и США. Убытки от туризма сокращаются в большинстве развитых стран, но ухудшаются – в развивающихся странах.

По данным платежного баланса, стоимость импорта услуг в части зарубежных поездок российских граждан в июне 2021 г. составила 0,5 млрд долл. против 0,3 млрд долл. за соответствующий месяц прошлого года и 3,8 млрд долл. в июне 2019 г. (рис. 5). То же самое можно сказать и в части иностранных туристов, приезжающих в Россию. Стоимость экспорта увеличилась до 0,2 млрд долл. по сравнению с 0,1 млрд долл. в прошлом году, но остается существенно ниже, чем в июне 2019 года (1,6 млрд долл.). Оборот этих услуг, несмотря на значительный рост за минувший год, составляет всего 14% от уровня июня 2019 г.

Рис. 5. Динамика импорта отдельных видов услуг, млрд долл.



Рис. 6. Динамика экспорта отдельных видов услуг, млрд долл.



Источник: Банк России, база данных CEIC, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Во второй половине текущего года ожидается оживление в международном туризме. Согласно данным UNWTO3 , в июне 2021 г. вырос индекс настроений путешественников, измеряющий баланс полярности настроений в социальных сетях, вырос поиск и бронирование отелей, а также фактическое бронирование международных авиаперелетов. Деловая активность в сфере мирового туризма и отдыха (отраслевой индекс PMI, рассчитываемый IHS Markit4 ) в июне оставались близкими к рекордным показателям мая, поскольку продолжали открываться новые предприятия. Занятость выросла впервые с января 2020 г. Сектор туризма и отдыха оказался самым оптимистичным в отношении 12- месячного прогноза среди всех отслеживаемых категорий, причем настроения также были самыми сильными за всю историю (с октября 2009 г.).

Модельные расчеты UNCTAD показывают, что спад международного туризма приводит к потере реального ВВП России примерно на 1,5%. Падение туристического спроса в стране ведет к убыткам в тесно связанных секторах, таких как продукты питания, напитки, розничная торговля, связь и транспорт. В действительности это снижение частично компенсируется фискальными мерами по стимулированию экономики и развитием внутреннего туризма.

В июне 2021 г. ситуация в части деловых услуг (строительство, IT и прочие) продолжила улучшаться. Стоимость экспорта составила 2,2 млрд долл. (рис. 6), по сравнению с аналогичным уровнем прошлого года рост ускорился до 42% с 32% в мае. Стоимость импорта деловых услуг в июне выросла всего на 9% (год к году) – до 2,2 млрд долл. против 40% прироста месяцем ранее (рис. 5).

В сфере транспортных услуг также ускорился экспорт – 27% против 10% в мае (год к году) – за счет транспортировки и хранения углеводородного сырья и замедлился импорт – 9% против 15% в мае (год к году).

За время пандемии сформировался значительный отложенный спрос за счет выездного туризма. По нашим оценкам, его величина составляет к настоящему моменту около 40 млрд долл.5 . С учетом экспорта чистый отложенный спрос на поездки будет ниже – примерно 27 млрд долл. Совокупный отложенный спрос в части деловых услуг и прочих услуг близок к нулю. В транспортных услугах отложенный импорт превышает экспорт более чем на 7 млрд долл. В результате общий объем нереализованных в условиях пандемии услуг (дефицит) оценивается нами на уровне 34 млрд долл. Учитывая ситуацию с заболеваемостью коронавирусом в мире, неравномерностью вакцинации в развитых и развивающихся странах реализовать значимую часть отложенного спроса (в масштабах платежного баланса) в текущем году будет проблематично. В этой связи давление на рубль со стороны спроса на валюту в части международных услуг придется, скорее всего, на следующий год.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter