В 1636 г., в расцвете творчества и финансового благополучия, Рембрандт пишет «Автопортрет с Саскией на коленях», который воспринимается как гимн жизни. Но у картины есть и другое название — «Блудный сын в таверне». Художник изобразил себя в образе блудного сына, расточающего «имение своё». На столе — блюдо с павлином, символом тщеславия, а на стене грифельная доска, на которой записывали счёт посетителей — символ того, что за всё придётся заплатить.

«Автопортрет с Саскией на коленях»
В 1656 г. художника, задолжавшего 2 тыс. гульденов (сумма, ничтожная для него ещё несколько лет назад) за купленный в кредит дом, суд признал банкротом. Рембрандту грозила нищета — суровый устав гильдии Св. Луки запрещал банкротам заниматься живописью, но его признали банкротом не как художника, а как предпринимателя. Тем не менее, хотя писать ему разрешили, продавать картины он не мог. Тогда Рембрандт организовал отдельное «юрлицо» — продажей картин занялась его гражданская жена Хендрикье Стоффелс. В браке они не состояли, и формально всё было чисто. Однако денег не хватало, и Рембрандт занялся манипуляциями на хорошо знакомом ему рынке искусства. Он попытался продать свою коллекцию картин и скульптур, которая оценивалась в 17 тыс. гульденов, но за три года удалось выручить только 5 тыс. гульденов.
Тогда Рембрандт принялся за гравюры — с каждой медной доски выходило 30–50 оттисков, и это был неплохой по тем временам тираж. Сначала всё шло хорошо, но затем Рембрандт понял, что перенасытил рынок, и стал скупать листы, чтобы повысить цену. Более того, он стал скупать гравюры и других художников. Такой приём практикуется и на современной бирже — например, компания проводит обратный выкуп акций, уменьшая их количество в обращении. Но Рембрандту не хватило ресурсов для манипулирования рынком — видя его интерес, продавцы повысили цену листов. Когда Рембрандт решил, что пришла пора продавать скупленные гравюры, его собратья по гильдии Св. Луки выбросили на рынок огромное количество гравюр, сбив цены. Поправить своё материальное положение Рембрандту так и не удалось. Одной из его последних работ стала неоконченная картина «Возвращение блудного сына», в которой есть горькая аллюзия и на судьбу художника, прошедшего от богатства к нищете...

«Возвращение блудного сына» (1666/1669).
Инвестиции в живопись очень рискованны: сколько будет стоить картина через год или 50 лет, и самое главное — найдётся ли на неё покупатель, не знает никто. В любом случае, если вы намерены всё же вложиться в объекты искусства, помните, что доля таких инвестиций не должна превышать 10% в портфеле.
https://journal.open-broker.ru/
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
