Майнинг-аут: в Китае перестанут добывать биткоин, и это хорошо » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Майнинг-аут: в Китае перестанут добывать биткоин, и это хорошо

27 июля 2021 Bloomchain | Bitcoin
Китай последовательно проводит политику «выдавливания» криптовалют и сопутствующей инфраструктуры. Однако, несмотря на краткосрочный шок, действия властей открывают перед рынком новые возможности. Как реализация «китайского риска» может сказаться на инвестиционном имидже BTC и повлиять на проблему централизации эмиссии, — разбирался Bloomchain.

В течение восьми лет китайские власти нанесли несколько ударов по криптоиндустрии. Центробанк запретил финансовым организациям совершать сделки с токенами и обслуживать торговые счета. В 2017 году были закрыты все местные криптобиржи, спустя два года — заблокированы сайты зарубежных площадок и ICO-проектов. Однако граждане пока сохраняют за собой возможность держать альтернативные валюты.

Теперь на территории страны запрещена деятельность любых криптопосредников. А в мае 2021 года настала очередь майнинговых компаний. По указанию Комитета по финансовой стабильности и развитию Китая (FSDC) власти сразу нескольких провинций объявили о незаконности «добычи» криптовалют.

Майнинг-аут: в Китае перестанут добывать биткоин, и это хорошо


Затраты электроэнергии на майнинг bitcoin. Данные Cambridge Centre for Alternative Finance (cbeci.org)
Спустя полтора месяца потребление электричества в процессе майнинга упало на 60% на фоне временного отключения мощностей, хешрейт сети достиг двухлетнего минимума.

Забота о природе или уничтожение конкурентов
Официальной причиной запрета власти последовательно называют борьбу с «нелегальной деятельностью, связанной с bitcoin». В качестве дополнительного повода ограничить майнинг стали проблемы, связанные с его экологичностью. Вопрос актуальный, но не столь очевидный в контексте китайской политики.

«Эмиссия bitcoin» действительно требует огромных затрат электроэнергии — по данным Cambridge Centre for Alternative Finance, у Китая на него уходило около 110 тераватт-часов. Это примерно 0,55% мирового потребления электроэнергии за год, что сопоставимо со спросом в Малайзии или Швеции.

По оценкам 2018 года, на каждый $1 из стоимости токенов, добытых в этой стране, приходилось $0.37 ущерба. При этом, по данным BP, к началу 2020 года на возобновляемые источники энергии в Китае приходится всего 5% генерации, не считая электричества, производимого на ГЭС.


Источники в производстве электроэнергии в Китае, 2019 г.

Однако по мнению ведущего стратега EXANTE Яниса Кивкулиса, власти Китая используют экологию в качестве аргумента, который позволяет им проводить политику «выдавливания» криптосектора из страны. «Запрет на майнинг стал ее логичным продолжением. Власти страны хотят полностью занять нишу цифровых валют и не допустить даже подобия конкуренции», — отметил он.

Представитель компании 2Miners Михаил Королев также полагает, что одной из целей китайских властей может стать «расчищение» конкурентного поля для цифрового юаня. «Китайские власти не могут запретить криптовалюты, однако они демонстрируют, что не поддерживают их. Это, вероятно, окажет влияние на начинающих инвесторов, которые не захотят идти против государства и в итоге выберут более традиционные инструменты для вложения средств. Кроме того новый этап борьбы с bitcoin вполне можно воспринимать как крупную PR-акцию цифрового юаня», — сказал он в разговоре с Bloomchain.

Остаться в игре?
Наиболее серьезные последствия для рынка повлек запрет майнинга в Синьцзяне — эта китайская провинция отвечала примерно за треть хешрейта bitcoin по данным Cambridge CAF. Прекратить деятельность также потребовали от компаний, чьи мощности были расположены в Сычуане, Внутренней Монголии и Юньнане вне зависимости от источников, используемых при производстве электроэнергии. В итоге, всего за несколько недель под распоряжение о закрытии попали компании, обеспечивающие, как считалось, около 60% хешрейта bitcoin.


Доля провинций Китая в хэшрейте bitcoin в апреле 2021 года. Данные Cambridge Centre for Alternative Finance

Однако несмотря на жесткие действия властей, сохраняется вероятность того, что номинально Китай все еще активно участвует в добыче bitcoin. Ключевую роль в этом играет текущая структура рынка.

Майнинговый бизнес уже несколько лет стремиться к серьезной централизации. Для получения стабильного дохода, собственники оборудования объединяют свои мощности в крупную вычислительную сеть. Так появляются пулы.

По итогам совместной работы, управляющая компания распределяет вознаграждение за каждый сгенерированный блок среди участников. Последние платят комиссию самому пулу. Как правило ее размер находится в диапазоне от 1% до 5% от премии за каждый добытый токен. Эти комиссионные доходы составляют основу выручки, получаемой пулами.

Самые крупные из них давно были связаны с Китаем. По данным btc.com, к концу июня на топ-5 компаний — AntPool, F2Pool, Poolin, ViaBTC и BTC.com — пришлось 62% хэшрейта bitcoin. Оценка их вклада в добычу главной криптовалюты постоянно меняется, ближайшие конкуренты — Binance Pool и Foundry USA.


Доля хэшрейта крупнейших мировых майнинг-пулов на конец II квартала 2021 года (текущие данные за июль могут отличаться)

Данные btc.com, Bloomchain Research

Состав участников того или иного пула, как правило, остается закрытой информацией. По некоторым данным, внутри каждой такой структуры также наблюдается высокая степень концентрации источников хэшрейта, в частности, за счет криптовалютных бирж. При этом адрес пула не влияет на то, где физически располагаются майнеры. Этот нюанс и выгодные условия присоединения, возможно, позволяют пулам сохранять китайскую прописку.

Покинуть Запретный город
Веских причин для доминирования Китая на рынке было как минимум две. Об этом в разговоре с Bloomchain рассказал Вадим Крутов, — исполнительный директор Bitfury Group, чья дочерняя майнинговая компания Cipher Mining планирует провести SPAC на Nasdaq. «Первая — большой внутренний рынок, доступ к дешевой электроэнергии и быстрое и недорогое разворачивание площадок. Вторая — значительные инвестиции в разработку микросхем для майнинга: пять китайских компаний вместе контролируют почти весь рынок», — отметил он.

Оба этих фактора, в той или иной степени, будут нивелированы новым запретом. Тем не менее, за прошедшее время о приостановке своей деятельности непосредственно в Китае объявила лишь одна из компаний, входящих в топ-15 — BTC.TOP. На этот пул приходилось чуть более 2% хэшрейта.

С другой стороны, новый запрет нанес удар по эмиссионным центрам, которые самостоятельно закупали оборудование и добывали криптовалюту в стране. Им необходимо в сжатые сроки перевезти мощности в другие регионы — прежде всего это Пекин и провинция Чжэцзян, или вовсе за границу. По словам Кевина Чжана, вице-президента по развитию бизнеса Foundry, уже в середине июня около 70% из них отключили свое оборудование для добычи от сети. К началу июля эта доля выросла до 90%.

Отдельные компании заблаговременно подключили к работе иностранные дата-центры. Благодаря этому, китайский ViaBTC, к примеру, занял первую позицию по размеру хэшрейта в период перестройки рынка (актуально по сост. на 21 июля).

Слабые места
Впрочем истинная география майнинга продолжает вызывать немало споров. Это связано с дефицитом достоверных данных. Оценка Cambridge Centre for Alternative Finance — ключевого в этой нише ресурса, — не обновлялась уже более двух месяцев. Согласно методологии расчета Cambridge Bitcoin Electricity Consumption Index, подразделение только недавно стало получать информацию сразу от четырех майнинговых пулов.

Все последующие выводы о распределении мирового хэшрейта построены на экстраполяции. Аналитики были вынуждены предположить, что данные по BTC.com, Poolin, ViaBTC и Foundry представляют собой репрезентативную выборку. Но фактически она отвечала только за 35% добытых в феврале-апреле 2021 года bitcoin и состоит из пулов, преимущественно зарегистрированных в Китае. Также не решена проблема использования майнерами VPN или прокси-сервисов для сокрытия IP-адресов.

Это означает, что провести по настоящему качественный анализ геолокации майнинговых мощностей, а главное дать оценку текущим перемещениям на фоне запретов в Китае — не представляется возможным.

Бежать в Новый Свет
По словам Глеба Костарева, директора Binance в Восточной Европе, другие страны активно приглашают китайских майнеров для развертывания своих мощностей. «Многие майнинговые компании уже перевозят оборудование из Китая в Казахстан, Исландию, Южную Америку и другие государства», — отметил он в разговоре с Bloomchain.

В частности, Казахстан претендует на статус одной из наиболее дружественных локаций. Это связано не только с логистикой — меньшими расходами на перевозку оборудования, — но и с особенностями законодательства. Летом 2020 года власти этой страны легализовали майнинг. В качестве новой юрисдикции Казахстан уже выбрали для себя две китайские компании: Canaan и BIT Mining Limited.

Canaan сообщил, что вне зависимости от запуска собственных майнинговых мощностей в Казахстане, они также отмечают всплеск спроса на оборудование в Северной Америке, Северной Европе и странах СНГ. По данным компании, ее международные поставки вне Китая принесли в I квартале 2021 года более 80% выручки.

По словам представителя Slush Pool, многие владельцы устройств мощностью 300-400 МВт хотят перевезти свое оборудование в эту центральноазиатскую республику. Одним из возможных направлений для релокации она может стать и для дубайской компании IBC Group. Она также объявила об уходе из Китая.

Однако у переезда в Казахстан есть и недостатки. Главный — введение дополнительного налога на майнинг, закон о котором был подписан в конце июня. По мнению Михаила Королева, это может оказаться существенным минусом для майнеров. Наиболее предпочтительными вариантами он считает две другие страны — США и Канаду. «Прежде всего потому, что в них можно отстоять свои права в суде и защититься от проблем из-за действий правоохранительных органов, чиновников или других желающих», — отмечает он.

На место лидера рынка майнинга действительно претендуют США, считает Янис Кивкулис. По словам эксперта, некоторые штаты, например, Техас, активно привлекают изгнанных из Китая майнеров, обещая им одну из самых дешевых в стране генераций, адекватное регулирование и благосклонность властей. К примеру, в июне мэр Майами Фрэнсис Суарес направил открытое приглашение китайским компаниям, предложив им переехать в штат Флорида.


Источники в производстве электроэнергии в США, 2020 г.

В долгосрочной перспективе переезд в США может способствовать и дополнительной финансовой поддержке бизнеса. Bloomchain изучил архивы Edgar — базы данных SEC. Крупнейшие инвестбанки и фонды все еще с большой осторожностью вкладываются в компании, ассоциированные с криптовалютами. Тем не менее, к примеру, Morgan Stanley, Barclays, Citigroup, Goldman Sachs, а также Blackrock, Vanguard, JPMorgan Chase и другие к концу марта 2021 года имели долю в американской майнинговой компании Riot Blockchain, торгующейся на Nasdaq. Один из крупнейших держателей — Vanguard Group Inc. Весной ему принадлежали акции компании на сумму до $225 млн. Всего инвесторы владели 5% компании, по данным эмитента.

Из одного Китая в «другой»
Благодаря дешевой электроэнергии Россия также могла бы стать одним из наиболее привлекательных направлений для переезда майнеров из Китая. Однако подход местных властей к регулированию криптоотрасли близок к китайскому, поэтому такая релокация может нести в себе значительные риски, полагают эксперты.

«Перспективы России в этом плане достаточно туманны, так как российские власти не определились в своем отношении к криптовалютам. Это несет дополнительные риски для инвесторов, поэтому майнерам нет смысла переезжать из одного Китая в “другой”», — говорит директор по развитию DeFi платформы ECOS Владислав Акельев.

Но решающим фактором при выборе новой страны для китайских майнеров станет экономика бизнеса. «Думаю, что в итоге для многих все будет сводиться к ценам на электричество, наличию подходящих площадей и стоимости аренды», — отмечает Михаил Королев.

По данным Globalpetrolprices, средняя стоимость за киловатт-час для компаний в США к концу прошлого года составляла 10,8 центов — в 2,2 раза меньше, чем в самых дорогостоящих локациях, например, Дании и Германии. Впрочем, это не значит, что здесь совсем не добывают BTC. В Германии работают представительства крупнейших пулов. На страну приходится 0,5% от мировой эмиссии токена.

В Китае электричество стоит примерно столько же, сколько и в Штатах — ¢10,3. В Канаде и России ценник немногим ниже — ¢9,6 и ¢9,3 соответственно. При этом среди «дешевых» юрисдикций можно найти Южную Корею (¢8,6), Индонезию (¢7,2), Исландию (¢5,1), Норвегию (¢4,8) и Аргентину (¢4,1). К слову, в популярном ныне Казахстане потребление обходится в ¢5,2 за киловатт-час.

«Все к лучшему» или последствия для отрасли
Вне зависимости от того, где именно теперь осядут изгнанные майнеры и какую степень централизации добычи они будут поддерживать, для bitcoin случившееся означает реализацию давно существовавшего «китайского» риска. Несмотря на первую острую реакцию, с каждым новым запретом властей из Поднебесной институциональные предпосылки дальнейшего развития рынка улучшаются. А новые юрисдикции, вероятнее всего, будут внушать больше доверия крупнейшим криптоинвесторам.

С этим согласен Михаил Королев: «...на фоне падения концентрации хэшрейта в Китае индустрия криптовалют точно выиграет. Как минимум некоторые инвесторы ранее не хотели связываться с первой криптовалютой именно из-за её тесной связи с этим государством в контексте майнинга». В рамках такой логики перед bitcoin открываются новые возможности для роста.

Резкое падение вычислительной способности сети уже оказало давление на курс: с середины мая по конец июня валюта подешевела на 60%. Но по мере того, как майнеры начали осваивать новые территории, хэшрейт сети продемонстрировал признаки восстановления. По состоянию на 22 июля он находился на отметке около 100 экзахешей в секунду — это уровень октября 2020 года. По мнению некоторых аналитиков, это сигнал, предшествующий росту цены актива.

К началу третьей декады июля котировки bitcoin преодолели отметку в $32 тыс., то есть вернулись к уровням января-февраля 2021 года.


Последний период представлен 2-мя кварталами 2021 года.

Источник: Coinmarketcap, Bloomchain Research

«Дальнейшее поведение рынка может быть различным. Но очевидно, что в перспективе произошедшее может сказаться на повышении привлекательности самого майнинга», — считает Глеб Костарев.

Вероятно, это происходит не только из-за уменьшения сложности добычи. Аналитики Glassnode выяснили, что, несмотря на обвал bitcoin, майнерам удалось сохранить свои доходы на прежнем уровне. По их данным, за прошедшее время совокупная прибыль снизилась с $50-60 до $25-30 млн в день, но средний доход остался прежним из-за сокращения числа участников сети. «В итоге, добывать BTC стало проще, а сам майнинг стал приносить больше денег», — отмечает Королев.


Среднесуточный доход майнеров в 2020-2021 годах, $ млн. Источник: YCharts

Однако для более радикальных преобразований внутри отрасли потребуется время, предупреждает Вадим Крутов из Bitfury. Эксперт считает, что новый запрет не снизит порог входа на рынок, а китайские пулы продолжат доминировать. Следовательно, смена прописки майнерами, вероятнее всего, не сможет существенно снизить степень централизации добычи bitcoin.

https://bloomchain.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter