Покорение Южного и Северного полюсов по масштабу можно сравнить разве что с космической гонкой, случившейся на полвека позже. Как и в случае с космосом, на кону стояли престиж и слава, а экспедиции были чрезвычайно опасны и стоили очень дорого.
В 1909 г. о достижении Северного полюса последовательно объявили американцы Фредерик Кук и Роберт Пири, а в 1911 г. норвежская экспедиция Руала Амундсена покорила Южный полюс. Это был подвиг энтузиастов — экспедиции финансировались в основном на спонсорские деньги. Амундсен получил от Норвегии только полярное судно «Фрам», уже выдержавшее к тому времени два арктических похода, и 75 тыс. крон на его ремонт. Остальные деньги Руалу пришлось зарабатывать — собирая пожертвования, читая лекции, уговаривая спонсоров, набирая кредиты и продавая права на будущие книги и фото. Это был самый настоящий венчурный проект — в случае неудачи инвесторы теряли всё, но успех сулил немалую прибыль.
В гонке за покорение Южного полюса экспедиция англичанина Роберта Скотта достигла Южного полюса на пять недель позже Амундсена и погибла на обратном пути. Как ни цинично звучит, но гибель Скотта помогла Амундсену «отбить» затраты. По окончании экспедиции он совершил турне с лекциями, которые вызвали ажиотаж публики. Амундсен писал брату: «Печальная судьба Скотта вызвала необыкновенный интерес к моим докладам. Посещаемость, которая начала было падать, снова взлетела». Впрочем, нам ли из XXI века упрекать полярников в цинизме или, скажем, в жестоком обращении с животными — перед последним рывком к полюсу экспедиция забила, разделала и заморозила 24 собаки из 42. По пути забили ещё шесть собак, и в лагерь вернулось только 12 животных, но без собачьего мяса норвежцы погибли бы, как экспедиция Скотта.
Итак, венчурный проект «Южный полюс» Амундсена принёс прибыль — он расплатился с инвесторами и заработал на обеспеченную жизнь. В планах было исследование Северо-Восточного морского пути вдоль берегов Сибири. Но началась Первая мировая война, правительству стало не до экспедиций. И Амундсен решает самостоятельно профинансировать мечту. Следуя правилу «Покупай то, что знаешь», потомственный мореход Амундсен инвестирует 25 тыс. долл. (на сегодня это около 600 тыс. долл.) в акции морских компаний. Вложение во время мировой войны всего свободного капитала в фондовый рынок кажется безумием — но с точки зрения фундаментального анализа это была блестящая инвестиционная идея. Норвегия оставалась нейтральной страной, и могла торговать со всеми участниками военных действий. Вместе с тем, Норвегия обладала одним из самых больших торговых флотов. Рыба, уголь, пшеница требовались и Англии, и Германии, и России, и Франции — стоимость фрахта норвежских судов резко выросла, и акции пароходных компаний росли как на дрожжах. В 1916 г. Амундсен выходит из акций, заработав за два года порядка 270 тыс. долл. (около 6,5 млн долл.). «Я инвестировал не ради наживы, — объяснит потом своё решение Амундсен, — и продал пакет, как только посчитал, что заработанного хватит на экспедицию в Северный Ледовитый океан». Амундсен вышел, как сказали бы современные инвесторы, на хаях — очень скоро рынок морских перевозок стало лихорадить. Теоретически, Амундсен мог обладать инсайдерской информацией — например, настроенному прогермански полярнику могли намекнуть его немецкие друзья, что подлодки кайзера в 1917 г. начнут топить любые суда. Но на деле предугадать развитие событий было не так сложно — Англия и Франция начали ограничивать доходы нейтральных стран от фрахта, и не требовалось особого чутья, чтобы понять, что дальше будет только хуже. К 1918 г. рынок отправился в пике, а Амундсен, построив на заработанные деньги шхуну «Мод», отплыл из Осло исследовать Северо-Восточный морской путь.
Рис. 2. Шхуна «Мод»
Шхуна «Мод»
Его мечта исполнилась. Экспедиция собрала данные по метеорологии, геофизике и полярным течениям, этнографические, зоологические и орнитологические коллекции. Через два года, пройдя через моря Ледовитого океана, шхуна достигла Аляски. Здесь полярники узнали, что война закончилась, а экспедиция обанкротилась. Амундсен остался практически нищим — и даже продажа всего имущества не покрыла долги. Но наступала новая фаза «полярных гонок» — теперь страны не жалели средств на исследования. Положение Амундсена поправилось, хотя он уже никогда не был столь финансово независим, как после инвестиций в фондовый рынок. В последнем интервью он скажет, что хотел бы встретить смерть в высоких широтах: «Только пусть она придёт ко мне по-рыцарски, настигнет меня при выполнении великой миссии, быстро и без мучений». Так и произошло — полярник, мореход, летчик Руаль Амундсен исчез в волнах Баренцева моря при крушении гидросамолёта «Латам», вылетевшего на спасение экспедиции Нобиле...
За сто лет ничего не изменилось, и фондовый рынок, как и век назад, может помочь осуществить мечту. Если это получилось у Амундсена — получится и у вас, была бы только мечта и воля к её достижению. Кстати, инвестиционная идея по вложению в коммерческий флот актуальна и по сей день — например, можно обратить внимание на акции компании «Совкомфлот», чьи суда высокого ледового класса ходят в том числе и по исследованному Амундсеном Северо-Восточному морскому пути.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу