Ритейл во II квартале. Удержит ли X5 лидерские позиции и почему не растет Лента » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ритейл во II квартале. Удержит ли X5 лидерские позиции и почему не растет Лента

3 августа 2021 БКС Экспресс | X5 Retail Лента Галактионов Игорь
Большинство российских ритейлеров, за исключением Fix Price, уже представили операционные отчеты за II квартал 2021 г., что позволяет провести сравнительный анализ. Рассмотрим актуальные тренды, выделим лидеров и аутсайдеров.

Во II квартале на рост выручки продуктовых ритейлеров оказывала влияние высокая база 2020 г., когда из-за пандемии резко выросла активность российских потребителей, традиционно склонных к накоплению продовольственных запасов в периоды неопределенности. Однако почти все компании ускорились, несмотря на этот фактор.

Ритейл во II квартале. Удержит ли X5 лидерские позиции и почему не растет Лента


Как видно из диаграммы, хуже всего обстоят дела у Ленты. После всплеска в 2020 г. темпы роста выручки вернулись к уровням конца 2019 г., которые уже тогда не внушали инвесторам оптимизма. Традиционно, снижение связано с падением доходов в гипермаркетах, на которые приходится 90% бизнеса компании. Выручка супермаркетов выросла очень скромно — всего на 1% исключительно за счет роста торговой сети. Сопоставимые продажи в супермаркетах сократились на 5,2%.

В комментариях к отчету менеджмент Ленты указал на предпринятые шаги по расширению присутствия в сегменте магазинов «у дома», чтобы поддержать рост выручки. Это долгосрочная история, в которой компании придется конкурировать с лидерами рынка X5 и Магнитом. Оценить успехи можно будет не ранее 2022 г., поэтому сейчас можно констатировать лишь тот факт, что при сохранении текущих реалий Лента может постепенно терять долю рынка в пользу конкурентов.

Выручка Ленты



Лидерами по росту выручки остаются М.Видео и Детский Мир с наибольшей долей онлайн-продаж (68% и 28% соответственно). Однако здесь необходимо отметить, что II квартал 2020 г. для обеих компаний был довольно слабым, так что внушительный рост по большей части обусловлен низкой базой.

В поквартальном сравнении выручка Детского Мира выросла на 5%, а М.Видео — сократилась на 13,1%. Поквартальное снижение результатов М.Видео наблюдается уже второй квартал подряд, причем как в оффлайн, так и в онлайн-сегменте. Однако это эффект сезонности, который наблюдается из года в год.

Выручка М.Видео



Тенденция к замедлению онлайн-продаж характерна для всех представителей сектора. Пандемийный скачок оказался позади, и снижение темпов роста выглядит вполне логичным.



Рост электронной коммерции в поквартальном выражении оказался довольно слабым у всех, кроме Ленты и Детского Мира.



Магнит начал развитие сегмента только во II полугодии 2020 г., поэтому ограничился публикацией экстраполированной годовой выручкой (run rate) на уровне 7,8 млрд руб. По итогам I квартала Магнит оценивал показатель на уровне 4,1 млрд руб.

В целом по сектору влияние ключевых факторов на выручку распределилось следующим образом.



Самые сбалансированные показатели, как и в прошлом квартале, показал Детский Мир. Ритейлер расширяет торговую сеть, демонстрирует высокий рост сопоставимых продаж и наращивает онлайн-бизнес.

X5 и Магнит, которые делят первое и второе место в продуктовом ритейле, также выглядят довольно неплохо. Темпы роста Магнита чуть ниже, что защищает лидерские позиции X5. Однако в III квартале у Магнита ожидается резкий скачок выручки, связанный с отражением в консолидированной отчетности результатов приобретенной сети Дикси. Это сузит разрыв между лидерами и даст Магниту шанс на опережение своего главного конкурента. Но для этого необходимо ускориться.

Примечательны результаты OKEY, темпы роста которого во II квартале подскочили до 6,1%. В основном, рост обеспечила сеть дискаунтеров «ДА!», на которую пришлось 19% от всей выручки. Рост продаж в дискаунтерах составил 21% за счет роста LFL-продаж на 6,8% и роста числа магазинов со 100 до 122. Как и в I квартале, OKEY был лидером по показателю выручки с 1 кв.м



Выводы

Аутсайдером во II квартале выступила Лента, которая пока не достигла успехов в том, чтобы обеспечить устойчивый рост. Компания активно работает над тем, чтобы зайти в сегмент магазинов «у дома». При этом на текущий момент сильную динамику показывают онлайн-продажи, которые также могли бы стать драйвером для роста. Удастся ли менеджменту реализовать этот потенциал — покажет будущее. На краткосрочном горизонте акции компании могут не пользоваться у инвесторов большим спросом.

Чуть лучшие результаты показывает OKEY за счет активного роста дискаунтеров. Выручка в сегменте растет двузначными темпами, перекрывая стагнирующие результаты гипермаркетов. Однако компания обладает внушительной долговой нагрузкой, которая сдерживает расширение сети и создает риски для устойчивости таких результатов.

X5 Group удерживает лидерские позиции в продуктовом ритейле, сохраняя более высокие темпы роста, чем Магнит. Результаты онлайн-коммерции во II квартале оказались практически идентичны I кварталу. Выделение онлайн-бизнеса в отдельную структуру с последующим IPO может стать хорошим драйвером для роста.

Наиболее стабильный и сбалансированный рост по-прежнему демонстрирует Детский Мир. В сочетании с высокими дивидендами это делает акции привлекательными для инвесторов, хотя мультипликаторы обычно учитывают этот фактор. На текущий момент акции снизились почти на 16% от годовых максимумов, что может быть интересной возможностью для покупок.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter