Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Импортный бум закончился, потребительский спрос ослабевает » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Импортный бум закончился, потребительский спрос ослабевает

15 августа 2021 Институт "Центр развития" ВШЭ Пухов Сергей
Платежный баланс

Рост стоимости импорта из стран дальнего зарубежья в июле 2021 г. замедлился до 31% (год к году). Основной вклад в прирост импорта внесла продукция машиностроения и химии. С устраненной сезонностью импорт снижается второй месяц подряд на фоне слабой потребительской активности. Исчерпание восстановительного роста внутреннего спроса ограничивает потенциал дальнейшего роста стоимостных объемов всего импорта. По нашим оценкам, его стоимость по итогам 2021 г. может составить около 300 млрд долл., что на четверть выше прошлогодних значений.

Согласно данным ФСТ России, в июле 2021 г. стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья превысила 22 млрд долл., увеличившись на 31% (год к году). В мае рост достигал почти 50% (год к году) из-за низкой базы (рис. 1). Основной вклад в прирост импорта попрежнему вносит продукция машиностроения − почти 19 п.п. (рис. 2). Этот вклад распределен, в основном, между тремя товарными группами примерно в равной степени: ввозом механического оборудования (5 п.п.), наземного транспорта (5 п.п.), а также летательных аппаратов (около 7%). Причем импорт летательных аппаратов стал активно расти с начала года и достиг рекордного показателя 1,6 млрд долл.

Рис. 1. Стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья, млрд. долл.

Импортный бум закончился, потребительский спрос ослабевает


Рис. 2. Вклад компонент в динамику импорта из стран дальнего зарубежья, в %



Кроме того, существенный положительный вклад внесла химия (7 п.п.), главным образом за счет импорта фармацевтической продукции после отрицательного вклада лекарственных средств в предыдущем месяце. Вклад продовольствия и продукции легкой промышленности оказался незначительным: соответственно, менее 2 п.п. и 1 п.п. (рис. 2).

Рост стоимости импорта продукции машиностроения в июле 2021 г. замедлился до 36% (год к году) по сравнению с 41% в июне. По-прежнему сказывается эффект низкой базы прошлого года в условиях жесткого карантина и постепенного выхода из него. С устраненной сезонностью импорт продукции машиностроения вырос почти на 3% (месяц к месяцу) после спада на 10% в июне (рис. 3). В июле продолжился рост стоимости инструментов и оптики, неожиданно подскочил ввоз летательных аппаратов, но при этом продолжилось снижение импорта механического оборудования, наземного транспорта и электрооборудования (рис. 4).

Рис. 3. Стоимость импорта машиностроительной продукции из дальнего зарубежья, млрд долл.



Рис. 4. Индекс стоимости импорта продукции машиностроения из стран дальнего зарубежья (сезонность устранена), 100 = янв.2020



В июле 2021 г. стоимость импорта наземного транспорта с устраненной сезонностью снизилась более чем на 2% после спада на 7% за предыдущий месяц. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле составили чуть менее 133 тыс., что на 13% ниже, чем в предыдущем месяце с устраненной сезонностью. Спад продаж ускоряется третий месяц подряд (рис. 5). На это мог повлиять дефицит машин из-за нехватки комплектующих. Возросшие цены на автомобили и отмена программы льготного автокредитования могут привести к охлаждению спроса в краткосрочной перспективе.

Кроме машиностроительной продукции с устраненной сезонностью в июле 2021 г. немного (в пределах одного процента) вырос импорт химической продукции после спада почти на 10% и июне. Однако по остальным укрупненным товарным группам стоимостная динамика была отрицательной. После четырехмесячного роста стал снижаться импорт продовольствия и с/х сырья, главным образом за счет фруктов и орехов. Второй месяц подряд снижается импорт продукции легкой промышленности, в основном за счет одежды.

Рис. 5. Объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России



Рис. 6. Стоимость импорта товаров из всех стран, млрд. долл.



Стоимость всего импорта в методологии платежного баланса с учетом стран СНГ в июле 2021 г. оценивается нами на уровне 25,7 млрд долл. (рис. 6). С устраненной сезонностью импорт практически не изменился после спада на 3% в июне. Отложенный в условиях карантина прошлого года спрос на импорт, похоже, исчерпан.

Рост инфляции привел к снижению реальных доходов населения еще в мае, и этот процесс, скорее всего, продолжился в последующие месяцы. В июне 2021 г. стал снижаться розничный товарооборот после четырехмесячного бума в начале года. Рост процентных ставок должен замедлить выдачу потребительских кредитов. По всей видимости, восстановление потребительского спроса, после падения в период локдауна прошлого года из-за пандемии, закончилось.

Июльские данные PMI, согласно оценке IHS Markit, свидетельствуют о более резком ухудшении деловой конъюнктуры в производственном секторе России. Во многом это было связано со слабым клиентским спросом и падением новых продаж. В сфере услуг рост деловой активности в июле замедлился, поскольку потребительский спрос снизился на фоне вновь введенных ковидных ограничений.

Исчерпание восстановительного роста внутреннего спроса ограничивает потенциал дальнейшего роста стоимостных объемов импорта. При сохранении темпов роста импорта на уровне последних трех месяцев, его стоимость по итогам 2021 г. может составить около 300 млрд долл., что на четверть выше прошлогодних значений.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу