Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Главам стран Большой восьмерки следует взять уроки мастерства у своих коллег » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Главам стран Большой восьмерки следует взять уроки мастерства у своих коллег

Саммиты Большой восьмерки уже не те, что были раньше. Первый так называемый экономический саммит состоялся в 1975 по приглашению президента Франции Валери Жискара д'Эстена и проходил во дворце в городе Рамбуйе. Идея саммита заключалась в том, чтобы координировать экономическую политику в целях противостояния худшему со времен Второй мировой войны экономическому спаду
27 июля 2009 Архив
Саммиты Большой восьмерки уже не те, что были раньше. Первый так называемый экономический саммит состоялся в 1975 по приглашению президента Франции Валери Жискара д'Эстена и проходил во дворце в городе Рамбуйе. Идея саммита заключалась в том, чтобы координировать экономическую политику в целях противостояния худшему со времен Второй мировой войны экономическому спаду. В терминах экономики мы, по сути, находимся сейчас примерно в той же точке цикла, поскольку, вряд ли снижение продолжится, или, если продолжится, не будет столь значительным, а перспективы восстановления экономики еще неопределенны. Первые шесть стран (Франция, США, Великобритания, Германия, Италия и Япония) были и являются промышленно развитыми странами, проводящими, в целом, аналогичные экономические политики и имеющими одинаковые цели. То же самое можно сказать о Канаде, которая присоединилась к саммиту позже. Однако Россия, которая стала восьмым членом саммита, совершенно отличается от остальных участников, и ее членство стало возможным вследствие признания политической значимости страны, нежели благодаря взглядам на экономику.

Тем не менее, теперь, когда Большая восьмерка больше не является собранием стран, представляющих собой сосредоточение основных сил мировой экономики, она была дополнена параллельной встречей Группы пяти, в которую входят наиболее важные страны с развивающимися экономиками: Бразилия, Индия, Китай, Мексика и Южная Африка. В соответствии с прогнозом Goldman Sachs на следующий год, Китай обойдет Японию в глобальном рейтинге мировых экономик и займет второе место после США. Экономики других стран намного меньше по сравнению со "старыми" развитыми экономиками, однако рейтинг видоизменяется очень быстро. К примеру, в течение 10 лет Индия, вероятно, сможет обогнать Великобританию, а в течение 20 лет замкнет тройку лидеров вслед за США и Китаем.

Экономический спад лишь ускорил процесс смены могущества. Если темпы роста экономики в Китае в этом году составят 7%, а в Японии - сократятся приблизительно на 5%, много времени на то, чтобы эти две страны поменялись местами, не потребуется. Однако главный вопрос состоит в том, как Китай (и Индия) смогли пережить этот экономический спад и выйти из него в намного лучшей форме, чем остальные страны. Экономический саммит стран с наиболее крупными экономиками предназначен для передачи опыта другим странам-участницам. Однако если судить по имеющейся информации, вряд ли эта тема вообще поднималась.

Экспортная промышленность Китая получила не меньший удар, чем остальные страны. Показатель был отрицательным в течение всего этого года, что значительно хуже в сравнении с экономическим спадом начала 2000-х гг. Но экономика Китая продолжает расти. Каким образом? Простой ответ заключается в том, что страна смогла переключиться с внешнего спроса на внутренний. В первой половине этого года в Китае впервые было продано больше автомобилей, чем в США. Значительно выросли объемы применения телекоммуникационных сетей третьего поколения. Разрешение использования большего количества земель под застройку домов и увеличение кредитования на развитие недвижимости привело к увеличению объемов строительства. Фактически, меры финансового и денежно-кредитного стимулирования, предпринимаемые китайскими властями, пропорционально намного значительнее, чем в США или любой другой промышленно развитой стране. Возникает вопрос: как им это удалось? Ответ состоит из двух частей. Во-первых, у правительства Китая есть достаточная свобода действий в экономике, позволившая им это сделать. Во-вторых, Китай по-прежнему является страной с административно-командной экономикой, а не чисто рыночной.

Китай стимулирует потребительский спрос, потому что он является самым слабым местом китайской экономики. Объем потребления увеличивается, во всяком случае, в более развитых частях страны - дисбаланс между побережьем и центром, между востоком и западом является одной из причин столь сильного роста социальной напряженности. Власти были напуганы возникшими беспорядками - об этом свидетельствует скорое возвращение китайского президента Ху Дзиньтао с саммита еще до его начала. Для политических обозревателей этот саммит стал чем-то вроде постановки "Гамлета" без самого принца Датского. Однако для экономистов больший интерес представляет собой то, каким будет экономический рост в Китае в следующие месяцы. Дело в том, что китайское потребление представляет собой лишь 40% ВВП; в США этот показатель составляет 70%, в Европе - чуть ниже. Таким образом, все, что нужно сделать китайским властям, это выяснить, как можно убедить китайское население увеличить свои расходы. В промышленно-развитых странах правительства не имеют таких полномочий. В Китае для этого есть достаточно рычагов.

Это второй вопрос. Можно побудить банки предоставлять займы непосредственно потребителям, чтобы они могли покупать продукты, и компаниям, что они могли финансировать свое развитие. Китайским банкам, в общем и целом, удалось избежать кризиса субстандартного кредитования, поглотившего мир. Местным властям принадлежит значительное количество земель, поэтому они могут отдать значительную часть под строительство. Государство также может финансировать крупные инфраструктурные проекты, такие как расширение телекоммуникационных сетей третьего поколения. Таким образом, возникает два основных вопроса, которые, без сомнения, возникли у других представителей стран-участниц прошедшего саммита. Первый заключается в том, существуют ли элементы в китайской системе управления экономикой, которые могут быть полезными для других стран. Второй - насколько жизнеспособна программа Китая.

Удовлетворительных ответов на эти вопросы нет. Однако следует отметить, что одной из причин, благодаря которым Китаю удалось стимулировать внутренний спрос, является тот факт, что жители Поднебесной обладают таким качеством как бережливость. Если в семье есть привычка экономить и сберегать, что китайцам приходится делать, отчасти, из-за плохой системы социального обеспечения, у них есть возможность увеличить свои расходы, не прибегая при этом к заимствованию средств - они просто могут делать меньше сбережений. Безусловно, никто не говорит о том, что Запад размышляет над тем, чтобы вернуться к административно-командной экономике - это было бы абсурдно. Также не стоит искать способов сократить потребление до 40% ВВП. Но, возможно, можно чему-то поучиться у экономных китайских семей - может быть перенять у них чувство необходимости обеспечить свое собственное будущее, а в случае нужды занимать денежные средства, брать кредит для того, чтобы купить или построить дом, а не затем, чтобы с размахом отметить праздник.

Сработает ли это? Пока, во всяком случае, положительный результат налицо. Не совершив путешествия по Китаю, невозможно в полной мере понять то бедственное положение, в котором, бесспорно, находятся некоторые районы страны, при этом следует проявить особую осторожность в отношении тех цифр, которые у вас могут в результате получиться. Но если Китай действительно сможет выйти из этого экономического спада, не растеряв своего экономического потенциала, остальным странам нужно будет всерьез задуматься над своими инструментами управления экономикой. Вообще именно в этом заключается цель экономических саммитов. Они были предназначены не для политического самолюбования или объявления "инициатив", что можно с успехом делать, используя обычные дипломатические взаимосвязи. Саммиты нужны для того, чтобы лидеры стран могли спокойно и обдуманно поговорить о том, могут ли они повысить эффективность управления мировой экономикой. Чему они могут научиться друг у друга. Из этого события вряд ли выйдет нечто сверхъестественное, чего нельзя было бы достичь обычным путем. Всем это известно. Главам западных государств полезнее было бы поучиться чему-нибудь у лидеров тех стран, которые достигли больших успехов, чем они сами.

По материалам The Independent