7 сентября 2021 Finanz.ru
Рост в экономике доли государства, которое в начале 2000х контролировало треть российского ВВП, а теперь держит в собственности более 50% ВВП, несет в себе много рисков, предупреждает глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Один из них - это проблема долговой нагрузки государственных компаний, которая в период кризиса может лечь тяжелым бременем на бюджет, пишет Кудрин в статье, опубликованной в журнале «Компания».
«Непрозрачность работы госпредприятий грозит ростом скрытых долгов, гасить которые придется государству, а точнее, налогоплательщикам», - указывает Кудрин.
К примеру, формально низкий внешний государственный долг России, составляющий менее 20% ВВП, увеличивается в 5 раз, если к обязательствам правительства добавить долги госбанков, госкорпораций и структур, где государство владеет более 50% капитала, подсчитали три года назад эксперты РАНХиГС.
По их оценке, госдолг в расширенном определении, с учетом контролируемых государством компаний, составляет почти половину всех внешних обязательств российской экономики. На госбанки приходится 69% внешней задолженности банковского сектора, а на госкорпорации нефинансового сектора - почти треть всего корпоративного долга.
За три года с момента исследования РАНХиГС общий внешний долг России сократился на 49 млрд долларов, до 471 млрд, по данным ЦБ на 1 июля.
При этом прямой внешний госдолг вырос на 1,6 млрд долларов, до 61,3 млрд долларов; задолженность банков сократилась на 27,7 млрд долларов, до 77,6 млрд; корпораций - на 23 млрд долларов, до 315,9 млрд.
Какая именно доля в этих обязательствах приходится на госпредприятия, ЦБ в оперативной статистике не раскрывает. Впрочем, и другие ведомства не имеют полного представления о финансовых результатах подавляющего большинства «госов».
Так, Минэкономразвития отчитывается лишь об 1% государственных АО, писала Счетная палата в августе прошлого года. При этом выборочный анализ материалов по оставшимся юрлицам «показал, что многие из них нестабильны или имеют отрицательную динамику».
Более того, на начало прошлого года у властей не было даже точной информации о том, сколько именно госпредприятий ему принадлежит. В системе Росстата были зарегистрированы 1059 государственных АО и 760 ФГУПов. На уровне Росимущества 34 АО и 134 ФГУПа неожиданно пропали: ведомство декларировало, что владеет только 1025 компаний первого типа и 626 - второго.
При этом из базы налогоплательщиков ФНС по неизвестной причине исчезает уже более 600 предприятий: «налоговая» видит только 218 госАО 792 ФГУПа.
Сейчас эти расхождения исправлены: установлено, что на балансе государства -752 АО и 496 ФГУПов, пишет Кудрин.
Тем не менее, непрозрачность госкомпаний сулит государству «сюрпризы», которые «иногда обходятся в 10% ВВП»,напоминает он. Именно такие суммы власти выделяли на спасение проблемных предприятий в кризисы 2008-09 гг, а также 2014-16 гг.
Крупнейшим примером погашения долгов за счет бюджета стал Внешэкономбанк, набиравший дешевые валютные кредиты на Западе в период нефти по 100 долларов за баррель и оказавшийся на грани дефолта после введения санкций в 2014 году.
В 2017-19 гг ВЭБу было выделено 400 млрд рублей из казны на решение долговой проблемы, а общая сумма помощи банку с 2014 года достигла 746 млрд рублей.
Крупные госкомпании «стремятся к монополизации»; при этом «конкурентные механизмы замещаются административным ресурсом и лоббистскими возможностями», и в итоге экономика начинает «пробуксовывать», пишет Кудрин.
«Госсектор может временами играть важную и положительную роль, но ему пора начать сокращаться, - уверен глава Счетной палаты. - «Особого пути» в данной ситуации нет - госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Один из них - это проблема долговой нагрузки государственных компаний, которая в период кризиса может лечь тяжелым бременем на бюджет, пишет Кудрин в статье, опубликованной в журнале «Компания».
«Непрозрачность работы госпредприятий грозит ростом скрытых долгов, гасить которые придется государству, а точнее, налогоплательщикам», - указывает Кудрин.
К примеру, формально низкий внешний государственный долг России, составляющий менее 20% ВВП, увеличивается в 5 раз, если к обязательствам правительства добавить долги госбанков, госкорпораций и структур, где государство владеет более 50% капитала, подсчитали три года назад эксперты РАНХиГС.
По их оценке, госдолг в расширенном определении, с учетом контролируемых государством компаний, составляет почти половину всех внешних обязательств российской экономики. На госбанки приходится 69% внешней задолженности банковского сектора, а на госкорпорации нефинансового сектора - почти треть всего корпоративного долга.
За три года с момента исследования РАНХиГС общий внешний долг России сократился на 49 млрд долларов, до 471 млрд, по данным ЦБ на 1 июля.
При этом прямой внешний госдолг вырос на 1,6 млрд долларов, до 61,3 млрд долларов; задолженность банков сократилась на 27,7 млрд долларов, до 77,6 млрд; корпораций - на 23 млрд долларов, до 315,9 млрд.
Какая именно доля в этих обязательствах приходится на госпредприятия, ЦБ в оперативной статистике не раскрывает. Впрочем, и другие ведомства не имеют полного представления о финансовых результатах подавляющего большинства «госов».
Так, Минэкономразвития отчитывается лишь об 1% государственных АО, писала Счетная палата в августе прошлого года. При этом выборочный анализ материалов по оставшимся юрлицам «показал, что многие из них нестабильны или имеют отрицательную динамику».
Более того, на начало прошлого года у властей не было даже точной информации о том, сколько именно госпредприятий ему принадлежит. В системе Росстата были зарегистрированы 1059 государственных АО и 760 ФГУПов. На уровне Росимущества 34 АО и 134 ФГУПа неожиданно пропали: ведомство декларировало, что владеет только 1025 компаний первого типа и 626 - второго.
При этом из базы налогоплательщиков ФНС по неизвестной причине исчезает уже более 600 предприятий: «налоговая» видит только 218 госАО 792 ФГУПа.
Сейчас эти расхождения исправлены: установлено, что на балансе государства -752 АО и 496 ФГУПов, пишет Кудрин.
Тем не менее, непрозрачность госкомпаний сулит государству «сюрпризы», которые «иногда обходятся в 10% ВВП»,напоминает он. Именно такие суммы власти выделяли на спасение проблемных предприятий в кризисы 2008-09 гг, а также 2014-16 гг.
Крупнейшим примером погашения долгов за счет бюджета стал Внешэкономбанк, набиравший дешевые валютные кредиты на Западе в период нефти по 100 долларов за баррель и оказавшийся на грани дефолта после введения санкций в 2014 году.
В 2017-19 гг ВЭБу было выделено 400 млрд рублей из казны на решение долговой проблемы, а общая сумма помощи банку с 2014 года достигла 746 млрд рублей.
Крупные госкомпании «стремятся к монополизации»; при этом «конкурентные механизмы замещаются административным ресурсом и лоббистскими возможностями», и в итоге экономика начинает «пробуксовывать», пишет Кудрин.
«Госсектор может временами играть важную и положительную роль, но ему пора начать сокращаться, - уверен глава Счетной палаты. - «Особого пути» в данной ситуации нет - госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу