19 сентября 2021 smart-lab.ru
Когда говорят про акции роста, многие представляют акции типа Virgin Galactic и Tesla или среди российских — Yandex. Это компании, которые не платят дивиденды, чистая прибыль отрицательная или совсем немного положительная (намного меньше, чем капитализация) и продукция которых модна среди нового поколения.
Но кто такие настоящие акции роста?
Очевидно те акции, которые имеют значительные преимущества среди конкурентов, которые открывают качественно новые рынки или продукты, и самое главное акции которых способны сильно расти в будущем.
А если акции уже выросли и уперлись в потолок, то как они тогда могут быть акциями роста?
Например, начнем с Tesla. Конечно электромобили – это огромный растущий новый рынок. Но стоимость Tesla в январе уже достигла 870 млрд долл. Это уже дороже стоимости всех других крупных производителей автомобилей. Хотя другие более крупные производители тоже проснулись, стали создавать электромобили и у них немало ресурсов, чтобы составить конкуренцию. Например, в Китае Tesla уже проиграла доминирование на рынке, а в США с трудом удерживает доминирование, но доля Tesla среди производителей электромобилей сокращается. В результате вопрос – в чем тогда будет дальнейший рост акций Tesla если стоимость компании уже как будто только Tesla производит все автомобили в мире, хотя это далеко не так и в будущем врядли будет правдой? Будет производить электросамолеты? Но пока никаких новых таких продуктов нет. Про дивиденды конечно не говорим, похоже, что и через десятки лет дивидендов тоже не будет.
Или еще более яркий пример — Virgin Galactic. Компания пытается создать новый рынок путешествий в космос с ценой за билет 450 тыс долл. Кто готов такой билет купить и как часто захочет летать чисто ради развлечения? Может найдется несколько тысяч, пусть даже десятков тысяч человек, которые готовы слетать раз в жизни. Капитализация в июне достигала 14 млрд долл. Не кажется, что экономика не сходится? И речь идет конечно не про дивиденды в будущем, а скорее о выживании, так как даже с таким ценником компания может так и остаться убыточной. Так как конкуренты тоже есть – Маск и Безос создают даже более прогрессивные корабли для полетов, и у них больше финансовых ресурсов, чтобы выдержать длинный марафон убыточности самого бизнеса.
И конечно стоит сказать про Yandex. Это уже что-то более реальное и адекватно оцененное. Но все же капитализация сильно выросла на завышенных ожиданиях. Капитализация – 2 трлн руб., чистый убыток за последний квартал 4,6 млрд руб. Хотя в удачные периоды бывает и прибыль, но конечно за год на десятки миллиардов, а не на триллионы, как у главного конкурента по построению экосистемы — Сбера. Почему речь про построение экосистемы? Потому что основной бизнес Яндекса – поиск. По примеру Гугл видим, что бизнес поиска и контекстной рекламы перестал сильно расти последние годы, пользователи уходят в мобильные девайсы (туда же уходит и сам Гугл в направлениях Android и Youtube). Поэтому бизнес поиска Яндекса конечно не дает драйверов роста стоимости акций. Также драйверов нет в других проектах популярных типа ЯндексКарты, которые почти не приносят монетизации и прибыли в отчетности. Речь идет только о двух других направлениях Яндекса – Такси и Маркет. Однако сколько реально стоят эти направления? Яндекс недавно выкупал доли в этих проектах у Uber и у Сбера. И эти два проекта по цене выкупа едва достигают 150 млрд руб. Получается всё остальное в капитализации 2 трлн руб. – это все таки поиск, которые уже не растет из-за невозможности еще больше увеличить долю конкурируя с Гуглом и сама отрасль поиск плавно переходит к стагнации, а не росту.
Поэтому год назад я даже не рассматривал эти акции, как акции роста. Так и получилось – рост на пару десятков процентов и начало падения для Virgin Galactic и Tesla, как-то не очень подтверждает их репутацию, как акций роста.
Что же я выбрал в свой дивидендный портфель в качестве акций роста?
Конечно ПИК и Самолет, которые качественно превосходили своих конкурентов и оказались на растущем рынке за счет льготной ипотеки, ввода эскроу-счетов приводящего к уходу с рынка мелких застройщиков, а также того факта, что многие застройщики-конкуренты застряли во времени и устарели со своими подходами к проектированию, строительству и маркетингу продаж. И при этом увеличивая объемы строительства на 30-40% в год данные ПИК и Самолет платят и планируют увеличивать дивиденды. Даже если рост цен на недвижимость уже остановился для них это тоже не проблема – Илон Маск же не хочет роста цен на автомобили, а просто создает продукт качественно отличный от других производителей и за счет маркетинга его продвигает. У Пик и Самолет капитализация миллиарды долл., а продукция и подходы имеет даже меньше достойных конкурентов, чем например экосистема Яндекса.
В результате за год именно эти акции роста ПИК и Самолет дали наибольший результат в рост всего портфеля на 140%.
Что можно сказать на будущее?
Акции роста – это не то, что уже стоит в несколько раз дороже реальной стоимости, а бизнес тех компаний которые имеют тенденцию к значительному росту и способен генерировать хорошие дивиденды в будущем, а не заниматься просто прорывов человечества ради амбиций создателя. Пока по-прежнему в моем портфеле акции роста именно ПИК и Самолет, по крайней мере их успех на ближайшие годы можно просчитать, в отличии от других псевдо акций роста.
Но кто такие настоящие акции роста?
Очевидно те акции, которые имеют значительные преимущества среди конкурентов, которые открывают качественно новые рынки или продукты, и самое главное акции которых способны сильно расти в будущем.
А если акции уже выросли и уперлись в потолок, то как они тогда могут быть акциями роста?
Например, начнем с Tesla. Конечно электромобили – это огромный растущий новый рынок. Но стоимость Tesla в январе уже достигла 870 млрд долл. Это уже дороже стоимости всех других крупных производителей автомобилей. Хотя другие более крупные производители тоже проснулись, стали создавать электромобили и у них немало ресурсов, чтобы составить конкуренцию. Например, в Китае Tesla уже проиграла доминирование на рынке, а в США с трудом удерживает доминирование, но доля Tesla среди производителей электромобилей сокращается. В результате вопрос – в чем тогда будет дальнейший рост акций Tesla если стоимость компании уже как будто только Tesla производит все автомобили в мире, хотя это далеко не так и в будущем врядли будет правдой? Будет производить электросамолеты? Но пока никаких новых таких продуктов нет. Про дивиденды конечно не говорим, похоже, что и через десятки лет дивидендов тоже не будет.
Или еще более яркий пример — Virgin Galactic. Компания пытается создать новый рынок путешествий в космос с ценой за билет 450 тыс долл. Кто готов такой билет купить и как часто захочет летать чисто ради развлечения? Может найдется несколько тысяч, пусть даже десятков тысяч человек, которые готовы слетать раз в жизни. Капитализация в июне достигала 14 млрд долл. Не кажется, что экономика не сходится? И речь идет конечно не про дивиденды в будущем, а скорее о выживании, так как даже с таким ценником компания может так и остаться убыточной. Так как конкуренты тоже есть – Маск и Безос создают даже более прогрессивные корабли для полетов, и у них больше финансовых ресурсов, чтобы выдержать длинный марафон убыточности самого бизнеса.
И конечно стоит сказать про Yandex. Это уже что-то более реальное и адекватно оцененное. Но все же капитализация сильно выросла на завышенных ожиданиях. Капитализация – 2 трлн руб., чистый убыток за последний квартал 4,6 млрд руб. Хотя в удачные периоды бывает и прибыль, но конечно за год на десятки миллиардов, а не на триллионы, как у главного конкурента по построению экосистемы — Сбера. Почему речь про построение экосистемы? Потому что основной бизнес Яндекса – поиск. По примеру Гугл видим, что бизнес поиска и контекстной рекламы перестал сильно расти последние годы, пользователи уходят в мобильные девайсы (туда же уходит и сам Гугл в направлениях Android и Youtube). Поэтому бизнес поиска Яндекса конечно не дает драйверов роста стоимости акций. Также драйверов нет в других проектах популярных типа ЯндексКарты, которые почти не приносят монетизации и прибыли в отчетности. Речь идет только о двух других направлениях Яндекса – Такси и Маркет. Однако сколько реально стоят эти направления? Яндекс недавно выкупал доли в этих проектах у Uber и у Сбера. И эти два проекта по цене выкупа едва достигают 150 млрд руб. Получается всё остальное в капитализации 2 трлн руб. – это все таки поиск, которые уже не растет из-за невозможности еще больше увеличить долю конкурируя с Гуглом и сама отрасль поиск плавно переходит к стагнации, а не росту.
Поэтому год назад я даже не рассматривал эти акции, как акции роста. Так и получилось – рост на пару десятков процентов и начало падения для Virgin Galactic и Tesla, как-то не очень подтверждает их репутацию, как акций роста.
Что же я выбрал в свой дивидендный портфель в качестве акций роста?
Конечно ПИК и Самолет, которые качественно превосходили своих конкурентов и оказались на растущем рынке за счет льготной ипотеки, ввода эскроу-счетов приводящего к уходу с рынка мелких застройщиков, а также того факта, что многие застройщики-конкуренты застряли во времени и устарели со своими подходами к проектированию, строительству и маркетингу продаж. И при этом увеличивая объемы строительства на 30-40% в год данные ПИК и Самолет платят и планируют увеличивать дивиденды. Даже если рост цен на недвижимость уже остановился для них это тоже не проблема – Илон Маск же не хочет роста цен на автомобили, а просто создает продукт качественно отличный от других производителей и за счет маркетинга его продвигает. У Пик и Самолет капитализация миллиарды долл., а продукция и подходы имеет даже меньше достойных конкурентов, чем например экосистема Яндекса.
В результате за год именно эти акции роста ПИК и Самолет дали наибольший результат в рост всего портфеля на 140%.
Что можно сказать на будущее?
Акции роста – это не то, что уже стоит в несколько раз дороже реальной стоимости, а бизнес тех компаний которые имеют тенденцию к значительному росту и способен генерировать хорошие дивиденды в будущем, а не заниматься просто прорывов человечества ради амбиций создателя. Пока по-прежнему в моем портфеле акции роста именно ПИК и Самолет, по крайней мере их успех на ближайшие годы можно просчитать, в отличии от других псевдо акций роста.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба