23 сентября 2021 Институт "Центр развития" ВШЭ Пухов Сергей
В августе 2021 года рост стоимости импорта из стран дальнего зарубежья замедлился до 27% (год к году) по сравнению с 34% (год к году) в июле. Вклад в прирост импорта снизился по всем четырем укрупненным группам, главным образом по машиностроительной продукции. С устраненной сезонностью в августе импорт снизился на 5% по отношению к предыдущему месяцу. По всей видимости, с июля сформировалась тенденция к снижению, и в случае ее сохранения до конца года стоимость всего импорта с учетом стран СНГ по итогам 2021 года может составить 293 млрд долларов, что на 22% выше прошлогодних значений.
Согласно данным ФСТ России, в августе 2021 г. стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья составила 21,8 млрд долл., увеличившись на 27% (год к году). При этом пик прироста из-за низкой базы пришелся на апрель и достигал 50% (год к году) (рис. 1). По отношению к докризисному августу 2019 г. импорт остается выше на 16%. Основной вклад в прирост импорта по-прежнему вносит продукция машиностроения − почти 17 п.п. по итогам августа (рис. 2). Этот вклад был распределен в основном между тремя товарными группами (примерно в равной степени): ввозом механического оборудования, наземного транспорта, а также летательных аппаратов.
Рис. 1. Стоимость импорта товаров из стран
Рис. 2. Вклад компонент в динамику импорта из стран дальнего стран дальнего зарубежья, млрд долл. дальнего зарубежья, в %
Кроме того, существенный вклад в августе внесла химия (более 6 п.п.), главным образом за счет импорта фармацевтической продукции и полимеров, а также продуктов органической и неорганической химии. Вклад продовольствия и продукции легкой промышленности оказался незначительным – соответственно, 1.2 и 0,2 п.п. (рис. 2).
Рост стоимости импорта продукции машиностроения в августе 2021 г. замедлился до 32% (год к году) по сравнению с 39% (год к году) в июле, и в настоящее время стоимость на 27% превышает докризисный уровень августа 2019 г. С устраненной сезонностью импорт продукции машиностроения снизился почти на 7% (месяц к месяцу) после роста на 8% (месяц к месяцу) в июле (рис. 3). В августе продолжилось снижение импорта наземного транспорта и электрооборудования, а также возобновился спад импорта механического оборудования и оптики, судов и летательных аппаратов (рис. 4).
Рис. 3. Стоимость импорта машиностроительной продукции
Рис. 4. Индекс стоимости импорта продукции машиностроения
В августе 2021 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили чуть более 114 тыс., снижаясь второй месяц подряд по отношению к предыдущему году из-за нехватки электронных комплектующих на мировом рынке. Внутригодовой пик продаж пришелся на июнь текущего года, когда было продано почти на 10% больше машин, чем за тот же месяц докризисного 2019 г. По сравнению с июлем текущего года продажи упали на 15% с устраненной сезонностью, причем спад длится уже четвертый месяц подряд (рис. 5). Поскольку никаких признаков быстрого решения проблемы дефицита электронных компонентов нет, АЕБ ожидает дальнейшего сокращения рынка в ближайшие несколько месяцев.
Кроме машиностроительной продукции в августе 2021 г. с устраненной сезонностью более чем на 2% (месяц к месяцу) снизился импорт химической продукции. Второй месяц снижается импорт продовольствия и с/х сырья и третий месяц подряд – импорт продукции легкой промышленности (в обоих случаях спад в августе составил около 5% за месяц), причем практически по всем товарным позициям вышеперечисленных групп.
Рис. 5. Объем продаж легковых и легких
Рис. 6. Стоимость импорта товаров из всех стран, млрд долл.
Стоимость всего импорта в методологии платежного баланса с учетом стран СНГ в августе 2021 г. оценивается нами на уровне 25,3 млрд долл. (рис. 6). С устраненной сезонностью импорт сократился на 4% по сравнению с июлем. Причем спад происходит на фоне укрепления рубля (за период с мая по август включительно рубль вырос на 4%) и бюджетных выплат на детей школьного возраста, а также ожидаемых в сентябре выплат пенсионерам и военным. Однако опросные данные менеджеров по закупкам (индекс PMI), согласно оценке IHS Markit, указали на ослабление внутреннего и внешнего потребительского спроса и, как следствие, на дальнейшее ухудшение деловой конъюнктуры в производственном секторе России в августе. Но в то же время сохраняется надежда на рост потребительского спроса в ближайшие месяцы.
По всей видимости, одной из причин падения импорта является реализация отложенного спроса. В 2018–2019 гг. среднемесячный объем импорта составлял 21 млрд долл. В период с января 2020 г. по август 2021 г., в условиях острой фазы пандемии, наблюдалось сначала резкое снижение импорта относительно среднего уровня двух докризисных лет, за которым последовал рост. В итоге менее чем за полтора года усредненный показатель восстановился к доковидному уровню, а затем превысил его. Другой причиной, как было отмечено выше, стало сокращение импортных поставок из-за проблем дефицита комплектующих и нарушения в глобальных цепочках поставок.
Исчерпание отложенного спроса на импортные товары и медленное разрешение проблем с поставками товаров из-за рубежа ограничивают потенциал дальнейшего роста импорта. При сохранении текущей динамики импорта (снижение на 2,1% в среднем за последние три месяца), его стоимость по итогам 2021 г. может составить 293 млрд долл., что на 22% выше прошлогодних значений
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Согласно данным ФСТ России, в августе 2021 г. стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья составила 21,8 млрд долл., увеличившись на 27% (год к году). При этом пик прироста из-за низкой базы пришелся на апрель и достигал 50% (год к году) (рис. 1). По отношению к докризисному августу 2019 г. импорт остается выше на 16%. Основной вклад в прирост импорта по-прежнему вносит продукция машиностроения − почти 17 п.п. по итогам августа (рис. 2). Этот вклад был распределен в основном между тремя товарными группами (примерно в равной степени): ввозом механического оборудования, наземного транспорта, а также летательных аппаратов.
Рис. 1. Стоимость импорта товаров из стран
Рис. 2. Вклад компонент в динамику импорта из стран дальнего стран дальнего зарубежья, млрд долл. дальнего зарубежья, в %
Кроме того, существенный вклад в августе внесла химия (более 6 п.п.), главным образом за счет импорта фармацевтической продукции и полимеров, а также продуктов органической и неорганической химии. Вклад продовольствия и продукции легкой промышленности оказался незначительным – соответственно, 1.2 и 0,2 п.п. (рис. 2).
Рост стоимости импорта продукции машиностроения в августе 2021 г. замедлился до 32% (год к году) по сравнению с 39% (год к году) в июле, и в настоящее время стоимость на 27% превышает докризисный уровень августа 2019 г. С устраненной сезонностью импорт продукции машиностроения снизился почти на 7% (месяц к месяцу) после роста на 8% (месяц к месяцу) в июле (рис. 3). В августе продолжилось снижение импорта наземного транспорта и электрооборудования, а также возобновился спад импорта механического оборудования и оптики, судов и летательных аппаратов (рис. 4).
Рис. 3. Стоимость импорта машиностроительной продукции
Рис. 4. Индекс стоимости импорта продукции машиностроения
В августе 2021 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили чуть более 114 тыс., снижаясь второй месяц подряд по отношению к предыдущему году из-за нехватки электронных комплектующих на мировом рынке. Внутригодовой пик продаж пришелся на июнь текущего года, когда было продано почти на 10% больше машин, чем за тот же месяц докризисного 2019 г. По сравнению с июлем текущего года продажи упали на 15% с устраненной сезонностью, причем спад длится уже четвертый месяц подряд (рис. 5). Поскольку никаких признаков быстрого решения проблемы дефицита электронных компонентов нет, АЕБ ожидает дальнейшего сокращения рынка в ближайшие несколько месяцев.
Кроме машиностроительной продукции в августе 2021 г. с устраненной сезонностью более чем на 2% (месяц к месяцу) снизился импорт химической продукции. Второй месяц снижается импорт продовольствия и с/х сырья и третий месяц подряд – импорт продукции легкой промышленности (в обоих случаях спад в августе составил около 5% за месяц), причем практически по всем товарным позициям вышеперечисленных групп.
Рис. 5. Объем продаж легковых и легких
Рис. 6. Стоимость импорта товаров из всех стран, млрд долл.
Стоимость всего импорта в методологии платежного баланса с учетом стран СНГ в августе 2021 г. оценивается нами на уровне 25,3 млрд долл. (рис. 6). С устраненной сезонностью импорт сократился на 4% по сравнению с июлем. Причем спад происходит на фоне укрепления рубля (за период с мая по август включительно рубль вырос на 4%) и бюджетных выплат на детей школьного возраста, а также ожидаемых в сентябре выплат пенсионерам и военным. Однако опросные данные менеджеров по закупкам (индекс PMI), согласно оценке IHS Markit, указали на ослабление внутреннего и внешнего потребительского спроса и, как следствие, на дальнейшее ухудшение деловой конъюнктуры в производственном секторе России в августе. Но в то же время сохраняется надежда на рост потребительского спроса в ближайшие месяцы.
По всей видимости, одной из причин падения импорта является реализация отложенного спроса. В 2018–2019 гг. среднемесячный объем импорта составлял 21 млрд долл. В период с января 2020 г. по август 2021 г., в условиях острой фазы пандемии, наблюдалось сначала резкое снижение импорта относительно среднего уровня двух докризисных лет, за которым последовал рост. В итоге менее чем за полтора года усредненный показатель восстановился к доковидному уровню, а затем превысил его. Другой причиной, как было отмечено выше, стало сокращение импортных поставок из-за проблем дефицита комплектующих и нарушения в глобальных цепочках поставок.
Исчерпание отложенного спроса на импортные товары и медленное разрешение проблем с поставками товаров из-за рубежа ограничивают потенциал дальнейшего роста импорта. При сохранении текущей динамики импорта (снижение на 2,1% в среднем за последние три месяца), его стоимость по итогам 2021 г. может составить 293 млрд долл., что на 22% выше прошлогодних значений
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу