Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Давление "РУСАЛа" укрепляет акции "Норникеля" » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Давление "РУСАЛа" укрепляет акции "Норникеля"

13 октября 2021 ИХ "Финам" | РУСАЛ Дмитриев Борис
Почему Владимир Олегович всегда говорит о дивидендах в прошедшем времени, а об инвестициях - в будущем?

Интервью заместителя генерального директора "РУСАЛа" и члена совета директоров "Норникеля" Максима Полетаева газете "Коммерсант" - это продолжение заочной дискуссии между двумя крупнейшими акционерами "Норильского никеля", начало которой положил основной совладелец компании Владимир Потанин, изложив прессе свою точку зрения на ситуацию вокруг акционерного соглашения. Заочный характер полемики определяется тем, что, по словам Максима Полетаева, "Интеррос" заморозил переговоры по продлению этого документа, а личный контакт с самим Потаниным установить достаточно трудно – он, как свидетельствует представитель "РУСАЛа", игнорирует заседания совета директоров "Норникеля".

Публичная дискуссия вокруг дивидендной политики "Норникеля" явно идет на пользу акциям ГМК. Аналитики даже начали прогнозировать разворот после 5-месячного снижения ценных бумаг "Норникеля". Очевидно, что бенефициарами нынешнего акционерного соглашения будут миноритарные владельцы ГМК. Высокие дивиденды, которые были под ударом после гигантских штрафов, пока удается отстоять.

Новый виток дискуссии вокруг акционерного соглашения спровоцировала идея правительственных чиновников повысить налог на прибыль для компаний, которые платили высокие дивиденды за последние пять лет и недостаточно вкладывали в развитие. Замглавы "РУСАЛа" говорит, что акционеры по-разному понимают правительство. Потанин считает, что надо не платить дивиденды, а "РУСАЛ", - что дивиденды надо инвестировать в российскую экономику. Получается, что дивиденды "Норникеля" поддерживают не только инвестпрограмму "РУСАЛа", но и стабильность его ценных бумаг. Логика проста: от высоких дивидендов нет пострадавших. Понятно некоторое недоумение Полетаева - существующий уровень дивидендов, существующая формула, учитывающая инвестсоставляющую и выполнение инвестбюджетов даже на 100% (при многолетних максимумах 70-75%) несут пользу поголовно всем стейкхолдерам, тогда где логика пересмотра и/или отказа от статуса-кво?

Полетаев сообщил, что проблем с недостаточным финансированием инвестпрограммы "Норникеля" никогда не было зафиксировано. "РУСАЛ" поддерживал и поддерживает ее расширение с двумя "но". Во-первых, инвестиции должны быть не ради инвестиций, а нацелены на повышение акционерной стоимости компании. После экологической катастрофы на Таймыре в прошлом году менеджмент "Норильского никеля" практически ежемесячно объявляет о новых инвестиционных планах по модернизации порта Дудинка и производственных мощностей, по реновации Норильска, не говоря уже о туристических и культурных проектах, что требует самого пристального изучения с точки зрения источников финансирования и их целесообразности вообще.

И, во-вторых, Полетаев говорит, что не решена задача контроля менеджмента над порядчиками. А даже неполное решение такой задачи может приводить к миллиардным потерям.

"Мы считаем, что мы действуем в лучших интересах "Норникеля", в интересах миноритарных акционеров, потому что для миноритарного акционера важны две вещи: это рост акционерной стоимости и предсказуемая дивидендная политика", – заявил Максим Полетаев.

В целом надо отметить, что борьба акционеров "Норникеля" ведет к большей прозрачности компании. Инвесторам становятся доступны многие факты, о которых обычно менеджмент пытается умолчать. Так, тезис о контроле над подрядчиками говорит о серьезных проблемах с качеством менеджмента и о подозрительных тендерах "Норникеля".

К тому же, замглавы "РУСАЛа" напоминает, что его компания прозрачно тратит дивиденды, получаемые от "Норильского никеля", в частности, на погашение кредитов российских госбанков (то есть де-факто возвращая их в бюджет) и на финансирование собственной инвестпрограммы, что позволяет компании эффективно работать на высококонкурентном рынке алюминия. В то время как аналогичной информации о том, как сам Потанин, как единоличный владелец "Интерроса", тратит дивиденды, нет. Притом, что "РУСАЛ" уже ушел из офшорной юрисдикции, перерегистровавшись в России, "Интеррос" продолжает плавать в каких-то заграничных "налоговых гаванях".

И хотя сам топ-менеджер уверяет, что плохой мир, который сейчас сложился в отношениях между акционерами, лучше доброй ссоры, тем не менее, и для рынка, и для остальных акционеров "Норникеля", да и для всей российской экономики было бы намного полезнее, чтобы совладельцы компании определились в перспективах своего сотрудничества. Подвешенное "Интерросом" состояние переговоров никак не добавляет "Норникелю" плюсов и в котировках акций, и в перспективах реализации инвестиционной программы. В свою очередь "РУСАЛ" оставляет открытым переговорное "окно возможностей": Максим Полетаев приглашает Владимира Потанина обсудить принцип расчета дивидендов – от EBITDA или от свободного денежного потока.

Ясно, что предлагавшийся "Интерроссом" buyback не состоится. Обратный выкуп делается для того, чтобы поддержать рыночные котировки акций. Сейчас в этом нет необходимости, считают в "РУСАЛе".

Любопытно, что в интервью для СМИ член совета директоров "Норникеля" практически лично обращается к Владимиру Потанину. Переплетение личных и корпоративных интересов Полетаев описывает так:

- Неправильно сравнивать "РУСАЛ" с другим акционером "Норникеля" - "Интерросом", так как это компания одного человека… Видно, что персонализация противоречий является одной из главных характеристик конфликта.

- Я проработал 25 лет в "Сбербанке", - говорит Полетаев. - Я не могу себе представить, чтобы президент, с которым я проработал десять лет, Герман Оскарович Греф, руководил, например, "Сбербанком" удаленно, чтобы не ездил по территории, не встречался с людьми, не бывал бы во всех территориальных банках, не проводил бы регулярно сам правления, сам бы не выступал на наблюдательном совете. На совете директоров "Норникеля" Владимира Олеговича вот я, член совета директоров, ни разу не видел.

В целом история становится все более поучительной. Ведь суть в том, что действующее акционерное соглашение позволяет команде Потанина практически бесконтрольно руководить "Норникелем". В обмен на фиксированные дивиденды, акционеры пообещали не совать нос на закрытую кухню. Но качество управления "Норникелем", аварии и штрафы приводят к тому, что акционеры требуют большей прозрачности, что на руку любым инвесторам.

Давление "РУСАЛа" укрепляет акции "Норникеля"