Доходы бюджета растут, несмотря на пандемию » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Доходы бюджета растут, несмотря на пандемию

19 октября 2021 Институт "Центр развития" ВШЭ Чернявский Андрей
По предварительным данным Минфина, за январь-сентябрь 2021 г. доходы федерального бюджета составили 17,9 трлн руб. – на 36% больше, чем за аналогичный период 2020 г. Нефтегазовые доходы бюджета выросли за три квартала на 60%.

Восстановление экономики, высокие цены на нефть, постепенное ослабление ограничений на добычу нефти в рамках сделки ОПЕК+, слабый обменный курс, быстрый рост импорта, ускорение инфляции – все эти факторы обусловили высокий уровень доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2021 г.

Расходы федерального бюджета по сравнению с достаточно высокими уровнями 2020 г. увеличились на 11%. Сократились расходы на межбюджетные трансферты – при незначительном их росте на социальную политику и здравоохранение. Под влиянием опережающего роста доходов в первом полугодии сформировался бюджетный профицит в размере 1,6% ВВП. В нынешней ситуации очевидно, что плановые проектировки по расходам бюджета будут пересмотрены в сторону увеличения.

В январе-сентябре 2021 г. доходы федерального бюджета (год к году) заметно увеличились как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП (см. рис. 1).

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за январь-сентябрь 2011–2021 гг., в % к ВВП

Доходы бюджета растут, несмотря на пандемию

Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Существенно выросли как нефтегазовые, так и ненефтегазовые доходы.

В январе-сентябре 2021 г. средняя цена на нефть марки Urals составила 66,1 долл./барр.; год назад аналогичный показатель едва достигал 40 долл./барр. Рост мировых цен на нефть стал основным фактором увеличения нефтегазовых доходов федерального бюджета (год к году) в 1,6 раза. Другим фактором этого роста стало изменение обменного курса рубля к доллару с 70,57 руб./долл. за три квартала 2020 г. до 74 руб./долл. в текущем году.

Физические объемы добычи нефти в январе-сентябре 2021 г. были примерно равны прошлогодним показателям; по газу этот показатель вырос на 14%. Таким образом, рост добычи углеводородов также можно отнести к числу факторов роста нефтегазовых доходов.

Рис. 2. Цены на нефть марки Urals в 2020 и 2021 гг., долл./барр


Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Поступления в федеральный бюджет ненефтегазовых доходов в первом полугодии 2021 г. выросли (год к году) на 25%. Основным драйвером такого роста стало увеличение поступлений внутреннего НДС и НДС на ввозимые товары на 34% (!). Быстрый рост внутреннего НДС связан с восстановительным ростом экономики (в соответствии с ОНБП на 2022–2024 гг. рост ВВП в 2021 г. составит 4,2%), а также перегревом потребительского сектора экономики и ростом инфляции (среднегодовая инфляция, по нашим оценкам, в 2021 г. составит 6,4%).

На темпы роста НДС на ввозимые товары оказал влияние рост импорта: по оценкам ЦБ РФ, стоимостной объем товарного импорта за три квартала 2021 г. вырос (год к году) на 29%.

Дополнительным фактором увеличения НДС на импорт стало номинальное ослабление рубля. Эти же факторы обусловили увеличение поступления ввозных пошлин на 30%. Поступления по налогу на прибыль (год к году) выросли на 31%; такой рост частично обусловлен низкой базой 2020 г., частично – ростом экономики, выводящим ее на уровень более высокий, чем в 2019 г.

Существенный рост основных видов налогов, формирующих ненефтегазовые доходы в 2021 г. в номинальном выражении не только по отношению к 2020 г., но и к докризисному 2019 г., характеризуется рис. 3.

Рис. 3. Темпы прироста налоговых поступлений по основным видам налогов, формирующим доходы федерального бюджета в 2020 и 2021 гг.


Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

В соответствии с ОНБП на 2022–2024 гг., доходы федерального бюджета в 2021 г. превысят запланированные значения на 27%.

Исполнение бюджета за три квартала дает основания полагать, что эта (достаточно высокая) оценка занижена: превышение вполне может составить 35–36%.

Расходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 г. составили 16,5 трлн руб.; в номинальном выражении их прирост (год к году) составил 10,8%, при этом доля расходов в ВВП сократилась с 19,6% в 2020 г. до 18,3% в 2021 г. (см. рис. 1). По отношению к 2021 г. в абсолютном выражении выросли все виды расходов, за исключением межбюджетных трансфертов общего характера (см. рис. 4). Последние сократились на 22% за счет уменьшения дотаций, связанных с экстренной поддержкой регионов в период пандемии в 2020 г. Можно отметить увеличение расходов на национальную экономику на 33%, на образование – на 16,5%. Достаточно скромно по сравнению с 2020 г. увеличились расходы на здравоохранение и социальную политику (соответственно на 4,6 и 5,1%), что обусловлено их прошлогодним высоким уровнем.

Рис. 4. Темпы прироста расходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 г. по отношению к январю-сентябрю 2020 г., в %


Источник: Минфин, Росстат, расчеты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Положительный баланс федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 г. составил 1,4 трлн руб. В соответствии с бюджетными правилами, в январе-сентябре 2021 г. дополнительные нефтегазовые доходы бюджета направлялись на валютный рынок (напомним, что в 2021 г. базовые месячные объемы нефтегазовых доходов определяются без учета сокращения нефтедобычи в соответствии со сделкой ОПЕК+, что уменьшает объемы дополнительных нефтегазовых доходов). По данным Минфина РФ, за первые три квартала 2021 г. на приобретение валюты было направлено 1,8 трлн руб.; эти ресурсы не использовались для финансирования бюджетных расходов. Недостаток средств, который можно оценить в 325 млрд руб., был с лихвой перекрыт за счет размещения государственных ценных бумаг в объеме 1,7 трлн руб., что примерно соответствует 65% от планового размещения бумаг в 2021 г. Эти операции позволили Минфину РФ существенно нарастить остатки на счетах, помимо средств на пополнение ФНБ.

При наличии значительных незапланированных доходов, в том числе ненефтегазовых, Министерство финансов имеет большие возможности для маневра. Речь может идти о сокращении плана по заимствованиям в 2021 г. (и соответственно, о более медленном наращивании государственного долга), а также о финансировании дополнительных расходов за счет остатков средств на счетах. В условиях обострения эпидемии коронавируса наиболее актуальным представляется вариант увеличения бюджетных расходов по сравнению с запланированными – а именно, расходов на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты. С помощью расходов на социальную политику и межбюджетные трансферты можно компенсировать потери регионам, вводящим локдауны с различной степенью ограничений.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter