Как проблемы с цепочками поставок "украли" праздники » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как проблемы с цепочками поставок "украли" праздники

20 декабря 2021 Saxo Bank
Изображение: Проблемы с поставками – только вершина айсберга. Проблема с перемещением товаров из одной точки мира в другую обусловлена совокупностью факторов. Слева направо: проблемы с поставками, дисбаланс спроса и предложения, физические ограничения, нехватка рабочей силы, нехватка полупроводников, децентрализация производства, Covid-19, блокировка Суэцкого канала, государственное стимулирование.
Если вы пытались купить, ну, в принципе, что угодно, вы наверняка заметили, что полки в магазинах уже не так полны, как раньше. Поскольку сезон рождественских покупок стремительно приближается, существует вполне реальный шанс, что Санта-Клаусу будет трудно доставить всем желающим то, что они хотят. В этой статье мы рассмотрим, как ограничения поставок станут Гринчем этого года, как они украдут Рождество и как вы можете им противостоять.

Уже не новость, что глобальные цепочки поставок испытывают трудности, но как это произошло и что будет означать для ваших рождественских подарков? В этой статье мы рассмотрим, как возникли проблемы с поставками и как они повлияют на праздничные покупки. "Мы все привыкли к тому, что, заказав что-то через интернет, мы получаем товар в течение нескольких дней. Эта система разрушена, и теперь мы должны быть гораздо более терпеливыми", – говорит Оле Хансен, главный стратег по сырьевым рынкам Saxo Bank.

Исключительный спрос бросает вызов физическим пределам мира

Одним из основных факторов, обуславливающих ограничения предложения, является внезапный дисбаланс между спросом и предложением, который является следствием удара COVID-19 в начале 2020-х годов. С одной стороны, ожидался крах мировой экономики, а с другой – правительства по всему миру начали поддерживать как предприятия, так и людей, раздавая деньги. Глобальный экономический коллапс в значительной степени не произошел, и мир перешел в режим локдауна, что означало, что у людей внезапно появились деньги, но они не могли путешествовать или ходить в рестораны, поэтому вместо этого они начали покупать товары и продукты.

"Обычно я говорю датским СМИ, что все началось, когда мы получили от правительства праздничный чек, потому что тогда мы все отправились за покупками. Рестораны и кинотеатры были закрыты, поэтому мы вышли в интернет и отправились за потребительскими товарами. Поэтому, отменив множество заказов, ожидая резкого снижения экономической активности из-за пандемии, компаниям вдруг пришлось вновь размещать огромное количество новых заказов, и система просто не справилась", – отмечает Хансен.

В мире, где глобальная активность и без того была очень высокой, такой рост спроса создает большую нагрузку на физические возможности поставлять людям то, что они хотят. "Когда происходит такой большой сдвиг на стороне спроса, то, если мы говорим о предложении, речь идет о физическом мире – портах, контейнеровозах, доступных контейнерах, и в целом об инфраструктуре, на создание которой требуется время. Поэтому она не может совершить такой большой скачок, как это сделал спрос, поскольку речь идет о строительстве больших физических объектов", – говорит Питер Гарнри, глава отдела стратегий на фондовом рынке Saxo Bank.

Как проблемы с цепочками поставок "украли" праздники


Изображение: Повышенный спрос отправил инфляцию в США прямо в облака. Рост индекса потребительских цен США может кое-как визуализировать дополнительное давление на цепочки поставок, возникшее из-за роста спроса.

Система, о которой говорит Хансен, – это сектор логистики, в котором физические ограничения мира ставятся под сомнение в связи с быстрым технологическим развитием. "Я думаю, что трудности цепочек поставок показали, что главной проблемой являются ограничения, накладываемые физическим миром. Во время этой пандемии мы наблюдали феноменальное ралли акций технологических компаний и компаний, которые работают в онлайн-мире. Когда я путешествую и разговариваю с клиентами, я показываю эту диаграмму, где вы можете видеть как после великого финансового кризиса выручка и прибыль технологических компаний взлетели как ракета, по сравнению с физическим миром. И эти ограничения предложения еще раз учат нас тому, что многие инвестиционные возможности будут в онлайн-мире", – говорит Гарнри.



График: График Питера, показывающий квартальный доход на акцию в долларах США для глобальных индексов MSCI World, S&P 500, Nasdaq 100. Видно, как последний значительно превзошел результаты остальных.

По сути, это означает, что, опасаясь экономического краха, правительства раздали деньги людям и компаниям, которые затем использовали их для покупки большего количества товаров, чем обычно, например, технологических устройств и гаджетов, что привело к ограничению физических возможностей судов, портов, грузовиков и дорог. В такой ситуации меньше всего хочется засорять систему, поэтому давление на физические пределы будет еще сильнее. Вспомните Ever Given.

"Бутылочное горлышко"

Вернемся в март этого года, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире Ever Given проходил через Суэцкий канал, один из важнейших мировых маршрутов поставок. Здесь на него обрушился сильный ветер, который заставил судно повернуть, в результате чего оно застряло поперек канала. Около 400 контейнеровозов стояли в очереди в течение шести дней, создавая не только задержки в перевозках, но и дополнительные затруднения, когда суда прибывали в порты одновременно, увеличивая давление на физический мир.



Изображение: Когда длина судна превосходит ширину канала, возникнет большая проблема, если оно встанет поперек. Длина Ever Given – 400 метров, поэтому, когда сильный ветер заставил его повернуть, оно заблокировало канал, ширина которого лишь 205-225 метров.

Итак, теперь у нас есть правительства, раздающие деньги, население планеты, жаждущее купить товары, порты, которые уже перегружены, и глобальный торговый маршрут, закрытие которого остановило обычный поток товаров с Востока на Запад.

Нехватка рабочей силы

Наверное, справедливо полагать, что устранение таких узких мест не должно занимать много времени, пока все работает как надо. Но здесь необходимо понимать две вещи. Первое – это то, что на море объем перевозки грузов постоянно растет, но на суше дело обстоит иначе. "Контейнеровозы становятся все больше и больше, но вам по-прежнему нужен один грузовик, чтобы перевезти контейнер в гавань и обратно. Поэтому все чаще возникает проблема, связанная с тем, что эти суда прибывают и их нужно разгрузить и загрузить за относительно короткое время. Это стало серьезным препятствием, которое мы наблюдали в Феликстоу в Великобритании, в Лос-Анджелесе и даже в Роттердаме", – говорит Хансен.

В то же время во всем мире наблюдается исторически самая значительная нехватка водителей грузовиков. Только в США, по оценкам, требуется 80 000 дополнительных водителей грузовиков, чтобы справиться с количеством контейнеров, которые нужно доставить в порты страны. Причин этому много, но это важный фактор в ограничении поставок, и его нелегко устранить.

В целом, водители грузовиков находятся в дефиците с середины 2000-х годов. Кроме того, многие экономики мира работают почти на полную мощность. Это позволяет людям с низкооплачиваемой работой – например, дальнобойщикам – перейти на более высокооплачиваемую и привлекательную работу, в связи с повышенным спросом на рабочую силу. Кроме того, государственная поддержка во время пандемии, возможно, обеспечила некоторых водителей деньгами, которые они смогли использовать для получения лучшей работы. "Нам нужно много водителей грузовиков, что стало еще одной проблемой, поскольку их не хватает. В основном это связано с тем, что некоторые из них нашли другую работу во время самоизоляции, когда в других отраслях зарплаты росли. Поэтому трудно найти достаточное количество специалистов, необходимых для перевозки всех этих контейнеров. Это означает, что в итоге в порту оказываются пустые контейнеры, которые складываются в штабеля, что отнимает место у заполненных контейнеров, которые должны прибыть", – говорит Хансен.



Таким образом, наряду с ростом спроса, оказывающим давление на физический мир, и блокированием важного торгового маршрута, не хватает людей и грузовиков для обработки контейнеров, когда суда все же прибывают. Это усугубляет задержки и трудности перемещения товаров по всему миру.

Трудности, связанные с COVID

Пытаясь объяснить, как мы оказались в условиях дефицита поставок, невозможно не упомянуть вирус COVID-19, поскольку он оказал значительное влияние. Как уже говорилось ранее, одной из реакций на пандемию стало государственное стимулирование, которое сильно повлияло на ситуацию. Если говорить более конкретно, то COVID-19 оказал сильное воздействие на работу портов по всему миру – особенно в Китае, одном из ключевых мировых центров производства. "Китайская политика нулевого уровня заболеваемости COVID-19 затрудняет поддержание эффективности цепочек поставок, поскольку, когда в этой стране появляется новая серия случаев заболевания, они, как правило, закрывают довольно большие части конкретного региона, где происходят эти случаи", – отмечает Гарнри.

Дефицит правит бал

Трудности с доставкой товаров по всему миру – это серьезная проблема. Но затруднения с поставками самого важного компонента современных технологических товаров – это, пожалуй, гораздо более серьезная проблема.
Полупроводники – также называемые интегральными схемами или микрочипами – используются в широком спектре товаров и продуктов, включая электронику. Дефицит полупроводников – как и другие описанные нами проблемы – был вызван различными эффектами "снежного кома", включая плохую погоду в Техасе, торговые споры между Китаем и США, и особенно пандемию COVID-19. Он сдерживает продажи некоторых из наших самых востребованных товаров. В этом смысле дефицит полупроводников – это настоящий Гринч, который украдет самые популярные рождественские подарки еще до того, как они будут произведены. "Дефицит полупроводников влияет на всех – от Nintendo до производства автомобилей и PlayStation. Из-за этих ограничений производство iPhone также сократилось на целых 10 миллионов единиц. Так что, даже если вы желаете его получить, у вас может ничего не выйти", – говорит Гарнри.

"А если вы мечтаете о новом автомобиле, полупроводники тоже могут испортить день. Производители автомобилей, которые покупают полупроводники с более низкой маржой, запоздали с заказом чипов после того, как экономика чуть не рухнула из-за пандемии. Полупроводниковая промышленность уже нашла желающих купить чипы благодаря высокому спросу на видеокарты для игр и криптовалют, а также на чипы, используемые в центрах обработки данных и компьютерах. Поэтому автопроизводители оказались в хвосте очереди и с тех пор пытаются получить приоритет, что привело к сокращению производства автомобилей из-за нехватки полупроводников, а это значит, что есть много автомобилей, которые почти готовы к отправке, но не могут быть отправлены, потому что им не хватает одного компонента", – добавил Гарнри.



Изображение: Битва за полупроводники началась. Чтобы вы могли подраться с друзьями в Tekken на вашей Playstation, производителю необходимо драться за полупроводники, чтобы сделать вашу консоль функциональной.

Централизация продукции

Рассматривая различные причины, по которым цепочки поставок оказались в таком положении, мы видим, что одна из них также указывает на потенциальное решение, которое заключается в масштабном изменении производственной стратегии, которой компании придерживались в течение ряда лет. "Если вы сегодня являетесь крупной компанией, производящей потребительские товары, и вашими основными рынками являются США и Европа, то вы наверняка размышляете над тем, не следует ли вам разместить производство ближе к конечным рынкам", – говорит Гарнри. Он добавляет:

"Не так давно у нас состоялся очень увлекательный разговор с Йенсом Бьорном Андерсеном, генеральным директором DSV, и мы обсуждали эту ситуацию. В финансовой индустрии мы всегда советуем инвесторам обязательно диверсифицировать свой портфель. Но по какой-то причине эта концепция, похоже, ускользнула от производственной отрасли. Это видно, когда вы смотрите на их портфель продукции. Говоря иначе, производственные компании направляют огромные объемы своего глобального производства в Китай, и это наносит действительно сильный удар, когда происходят подобные сбои. Это может привести к тому, что мы увидим более фрагментированное производство и что производственные компании начнут диверсифицировать свои цепочки поставок. Я считаю, что в будущем мы увидим, как часть производства вернется на основные потребительские рынки западного мира".

Как украсть Рождество у Гринча и вернуть его нам

Хотя Гарнри говорит о том, что производство должно быть ближе к основным рынкам сбыта, это долгосрочное решение, которое не поможет с праздничными покупками в этом году. Пока что нам просто придется привыкнуть к тому, что получить желаемое будет сложнее.

"Нам нужно восстановить баланс спроса и предложения. До тех пор нам придется жить с некоторыми перебоями в течение нескольких лет, и это создаст временные препятствия в различных точках мира", – отмечает Хансен. Гарнри добавляет, что узкие места разрешатся сами собой: "Мы придем к этому, но это займет некоторое время".

Итак, что же нам делать в это Рождество? В то время как Гринч может украсть вашу машину, iPhone и PlayStation, Хансен считает, что мы должны посмотреть на наш список желаний и пожелать то, что Гринч не сможет украсть. "Что касается Рождества, подумайте немного иначе. Мировая экономика очень сильно восстановилась, но есть целая область, которая осталась в тени, и это сектор услуг. Поэтому подумайте о них, если вы не можете купить нужные вам товары. Подарите подарочную карту в кино, ресторан или на какой-нибудь местный праздник. У них вряд ли закончатся запасы, а ваше внимание им очень пригодится", – говорит он.

http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter