Николай Путилов Биография промышленника, учёного и морского офицера » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Николай Путилов Биография промышленника, учёного и морского офицера

22 декабря 2021 Открытие | Открытый журнал Егорова Ирина

Имя этого российского предпринимателя обычно связывают с его наиболее известным детищем — Путиловским, а ныне Кировским заводом в Санкт-Петербурге. Однако это лишь один из его многочисленных грандиозных проектов. О Путилове говорили как о человеке, способном решать, казалось бы, невыполнимые задачи: за короткое время он организовал строительство военного морского флота, наладил масштабное производство высококачественной стали и железнодорожных рельс для нужд страны.

Годы учёбы

Николай родился в 1816 г. в бедной семье новгородского дворянина, инвалида Отечественной войны. Когда мальчику было четыре года, отец скончался, оставив родных без средств к существованию.

В 14 лет Николая приняли в морскую роту Александровского сухопутного кадетского корпуса в Петербурге. Он обучался бесплатно: это был знак уважения руководства заведения к военным заслугам отца. Через два года успешной учёбы Путилова по его просьбе перевели в престижный Морской кадетский корпус, готовивший офицеров. Во главе корпуса стоял легендарный адмирал И. Ф. Крузенштерн, а математику преподавал известный академик М. В. Остроградский. Николай учился очень усердно — он был вторым по успеваемости в своём классе. В 1836 г. юношу произвели в гардемарины, а в 1837 г. — в мичманы.

Ещё в период обучения преподаватели обратили внимание на выдающиеся математические способности Николая. В 1840 г. он выпустил свой первый научный труд, посвящённый найденной им неточности в учебнике по высшей математике авторства О. Л. Коши. На основе этой книги велись баллистические расчёты, поэтому публикация Путилова оказалась чрезвычайно важной для военного дела. Сам Коши признал ошибку и в личном письме поблагодарил молодого учёного за внимательность, а военный министр Д. А. Милютин написал похвальную рецензию на статью. С 1841 г. Николай Путилов преподавал в Морском кадетском корпусе и совместно с М. В. Остроградским изучал баллистику.

Морская служба

В 1843 г. Николай сменил место жительства — по состоянию здоровья ему пришлось переехать в Крым. Здесь в течение пяти лет он работал в управлении Южного округа Корпуса инженеров военных поселений. Затем вернулся в Санкт-Петербург уже в статусе чиновника особых поручений в Морском министерстве.

В 1853 г. началась Крымская война, в которой стала очевидна техническая отсталость российских военных судов — среди них не было ни одного с паровым двигателем. Флот противников был гораздо более современным. Осенью 1854 г. государство поставило перед промышленниками России непосильную задачу — к маю следующего года построить три десятка канонерок и корветов, способных противостоять англо-французскому флоту. Однако взяться за выполнение крупного заказа так никто и не решился. Тогда великий князь Константин Николаевич выделил на этот проект собственные средства и предложил Путилову наладить производство.

Николай показал себя как талантливый организатор. В то время профильные российские предприятия строили только крупные суда, поэтому Путилову пришлось договориться с несколькими небольшими мастерскими и заводами о выполнении срочного госзаказа.

Задача найти производства, готовые выпускать усовершенствованные корабли, была не самой сложной. Но оказалось, что для судостроения не хватает рабочих рук. Тогда Николай привёз и переобучил прядильщиков из Ржева, которые в тот период остались без работы. Они стали литейщиками, слесарями, токарями и котельщиками. Дополнительно в Санкт-Петербурге были открыты курсы для всех желающих работать по данным специальностям. К началу навигации в воды Невы были спущены 32 новых судна.

Несмотря на поражение в Крымской войне, у России появился мощный стимул к развитию судостроения. Николай Путилов не только смог выполнить срочный и сложный государственный заказ, но и сэкономил казённые деньги. Этот факт отметил великий князь Константин Николаевич, который произвёл Путилова в надворные советники, назначил старшим чиновником особых поручений Корабельного департамента и наградил орденом Св. Станислава II степени.

Николай Путилов Биография промышленника, учёного и морского офицера

Николай Путилов и Павел Обухов

Металлургическая промышленность

В 1857 г. Николай ушёл со службы и занялся новым для себя направлением деятельности — металлургией. Столь неожиданный поворот в его карьере случился по причине сильной зависимости России от импортного металла. Путилов понимал, что страна должна полностью обеспечивать себя чугуном, сталью и железом. Однако доставлять их с существующих уральских заводов было слишком долго и дорого. Николай решил наладить производство ближе к Санкт-Петербургу — в Финляндии.

За 1857–1858 гг. на заёмные средства, полученные от Морского министерства, Николай построил три завода. Впоследствии были основаны ещё два металлургических предприятия. Объём производства чугуна составлял невероятные по тем временам 17 тыс. тонн в год. С 1858 г. государство отказалось от закупок импортной стали — теперь металл для нужд кораблестроения брали у Путилова.

В 1854 г. инженер П. М. Обухов изобрёл собственный рецепт стали — не хуже, чем у известного немецкого промышленника Круппа. При этом её выпуск обходился в несколько раз дешевле, чем приобретение за границей. Совместно с Путиловым они решили открыть масштабное металлургическое производство в Санкт-Петербурге. Основным направлением деятельности предприятия должно было стать изготовление пушек крупного калибра.

Партнёры нашли инвестора, промышленника С. Г. Кудрявцева, а государство бесплатно выделило большой участок земли под строительство. В 1863 г. было основано «Товарищество сталелитейного завода». Одновременно Путилов организовал обучение рабочих металлургическому делу. Морское министерство сразу же разместило заказ на изготовление военных орудий из новой стали на 1 млн руб.

Производство запустили в 1865 г., однако в первое время оно работало в убыток из-за необходимости расплачиваться за дорогостоящие импортные станки. Пришлось попросить у государства новый кредит в размере 2 млн руб. Завод был чрезвычайно важен для военного развития страны, поэтому сам император Александр II распорядился выдать заём на требуемую сумму. Первую прибыль предприятие получило спустя два года после основания.

Производимая сталь была отличного качества — испытания орудий, выполненных из неё, в 1870 г. на Всероссийской мануфактурной выставке прошли блестяще. В тот же год завод получил право на изображение государственного герба на продукции и вывесках. Здесь изготавливали не только пушки, но и пушечные ядра, снаряды и бомбы.

«Путиловский завод»

Ещё одной актуальной задачей для государства в то время было масштабное строительство железных дорог. Новые рельсы приходилось закупать за границей, ведь в России их не производили в достаточном количестве. Путилов понимал важность и перспективность этого направления металлургии. Он заключил договор с Департаментом железных дорог, согласно которому в течение двух лет должен был построить завод и постепенно обеспечить необходимый объём продукции.

В 1868 г. Николай взял у государства в аренду Огарёвский железоделательный и сталелитейный завод в Санкт-Петербурге, который впоследствии выкупил. На работу были наняты 1,5 тыс. рабочих. Предприятие быстро вышло на выпуск 5 тыс. пудов рельсов в день. Установленный договором объём в 2,8 млн пудов завод изготовил досрочно. Всего за пару лет он стал крупнейшим металлургическим производством России.

Геолог Г. Е. Щуровский, один из современников Путилова, охарактеризовал предпринимателя так: «Не отступает ни от каких трудностей и ни от каких жертв, когда дело идёт об общественной пользе, или вообще о том, что может содействовать успеху отечественной промышленности… он ничего не делает в половину».

Николай Иванович показал себя не только как умелый организатор, но и как талантливый металлург. Он создал особую морозостойкую сталь, значительно превосходившую по качеству иностранную. Испытания показали, что рельсы из неё были гораздо более устойчивы к низким температурам и повреждениям. Кроме того, промышленник изобрёл новый способ сварки рельс из разнородного материала (например, железа и стали), что ранее считалось невозможным.

Путилов уделял большое внимание рабочему месту и быту сотрудников своего завода. На предприятии была оборудована калориферная система, благодаря которой в цехах поддерживалась комфортная температура. В вечернее время рабочие могли посещать курсы, где изучали черчение, геометрию и технологию. Для них строились общежития, больницы, столовые и магазины. Супруга промышленника Екатерина Ивановна являлась попечительницей заводской школы.

В 1873 г. было организовано «Общество Путиловских заводов» с капиталом 8 млн руб., в которое входили шесть крупнейших металлургических предприятий страны. Санкт-Петербургский завод назывался «Путиловским» до 1922 г., когда его переименовали в «Красный путиловец». В 1934 г. он стал «Кировским заводом» — лидером советской, а затем и российской промышленности.

Однако в 1877 г. предприятие столкнулось с финансовыми трудностями — государство значительно сократило строительство железных дорог. Путилову предстояло закрыть завод полностью или уволить большинство рабочих. Но он решил действовать иначе: оставил всех сотрудников и выдавал им одну часть заработной платы наличными, другую –— долговыми расписками, которыми можно было расплатиться в большинстве магазинов Санкт-Петербурга. Надеясь сохранить производство, Николай закладывал акции своих заводов, и в результате фактически перестал быть их владельцем.

В деловом сообществе о Путилове говорили как о ненадёжном человеке и резко критиковали. Предпринимателю грозила долговая тюрьма, а Путиловский завод перешёл под государственное управление. Эти события подкосили здоровье Николая Ивановича, всю свою жизнь посвятившего экономическому развитию родины, и в 1880 г. он скончался.

На похороны пришли тысячи людей, среди которых были рабочие его заводов и простые жители Санкт-Петербурга. В 1907 г. его прах и прах упокоенной рядом супруги перенесли в новую заводскую церковь, которую в народе окрестили Путиловской.

Последний проект, начатый в 1869 г., строительство Морского порта и Морского канала из Кронштадта в Петербург, предприниматель так и не успел закончить. В том числе и из-за того, что государство не оказало обещанной финансовой поддержки. Последователи Николая Ивановича завершили дело — в 1885 г. канал и порт открыли для судов. Впоследствии набережная Морского канала на Канонерском острове была названа Путиловской.

Современники описывали промышленника как деятельного, энергичного человека, способного вдохновить и повести за собой. Кроме науки, Николай страстно увлекался живописью — он собрал целую галерею исторических портретов, в том числе написанных именитыми художниками. В доме Путилова висели более 500 картин, на которых были изображены известные личности.

Предпринимателю принадлежали несколько имений в Санкт-Петербургском уезде и в Новгородской губернии. После кончины Николая часть недвижимость отошла его вдове, другую — реализовали на аукционах в счёт имевшихся долгов.

О семье промышленника известно немного. Своих наследников у него было, но существуют сведения, что у его супруги остались двое детей от первого брака. Пасынок и падчерица Николая стали владельцами немногого недвижимого имущества, оставшегося после смерти четы Путиловых.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter