Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Рекорд «Русской Аквакультуры»: рост продаж и выручки в 2021 году превысил 80% » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Рекорд «Русской Аквакультуры»: рост продаж и выручки в 2021 году превысил 80%

18 января 2022 Открытие | Открытый журнал | Русская Аквакультура Болдов Михаил

«Русская Аквакультура» (AQUA) — ведущая российская компания в сегменте выращивания товарной рыбы. Управляет рыбоводными участками в озёрах Республики Карелии и акватории Баренцева моря, является одним из крупнейших производителей форели и атлантического лосося.

12 января 2022 г. «Русская Аквакультура» опубликовала производственные итоги деятельности за 2021 г., которые отражают существенный рост ключевых показателей к уровню 2020 г. Объём продаж рыбы и икры компанией в прошлом году увеличился на 80%, а выручка выросла на 91%, на фоне роста цен на красную икру в России. Это превзошло все прогнозы менеджмента.

Предлагаем разобраться, за счёт чего компании удалось получить такие впечатляющие результаты и стоит ли ожидать подобной динамики в 2022 г.

Что происходит в отрасли?

2021 год оказался успешным для рыбной отрасли России. По предварительным данным Росрыболовства, общий объём вылова в стране достиг рекордных 5,05 млн т в 2021 г. Ранее ведомство сообщало о том, что вылов лосося в России вырос на 14% и достиг 453 тыс. т, что также стало историческим максимумом. Новым рекордам помогли благоприятные погодные условия, рост рыболовецкого флота и увеличение объёмов производства предприятиями аквакультуры, а также восстановительный спрос на рыбу, в том числе со стороны предприятий общепита.

Важным фактором развития сектора является поддержка со стороны государства. Аквакультура в России относится к сельскохозяйственной отрасли. Это позволяет компаниям, которые занимаются выращиванием рыбы в водоёмах, получать субсидии от государства и кредитоваться по льготной ставке. Кроме того, бизнес имеет возможность не платить налог от продажи сельхозпродукции.

Несмотря на столь серьёзное конкурентное преимущество российских предприятий по сравнению с иностранными компаниями, российский рынок красной рыбы сильно зависит от ситуации на мировом рынке, поскольку значительная часть продукции импортируется из-за рубежа. Цена на мировом рынке во многом определяет стоимость красной рыбы в России.

Перспективы развития рынка лососёвых в России

Рекорд «Русской Аквакультуры»: рост продаж и выручки в 2021 году превысил 80%

Рис. 2. Источник: презентация «Русской Аквакультуры» по итогам 2020 г.

В 2021 г. цены на красную икру продемонстрировали восстановительный рост после нескольких лет падения. В 2020 г. средняя цена лосося на мировом рынке упала до пятилетнего минимума и составила около 5,2 евро за 1 кг. По итогам первых 9 месяцев 2021 г. цена увеличилась до 5,65 евро за 1 кг на фоне общего роста продовольственной инфляции.

Динамика мировых цен на лососёвую аквакультуру, евро за кг


Рис. 3. Источник: презентация «Русской Аквакультуры» по итогам III квартала 2021 г.

Объём вылова и продаж «Русской Аквакультуры»

Вылов товарной рыбы в живом весе предприятиями «Русской Аквакультуры» по итогам 2021 г. увеличился до рекордных 32,5 тыс. т — на 78% по сравнению с 2020 г. Основной причиной стал рост общего объёма биомассы на фоне благоприятных погодных условий и увеличения количества рыбоводных участков. При этом вес потрошёной рыбы с головой составил 27,8 тыс. т, что на 79% превзошло результаты 2020 г. Около 95% вылова рыбы пришлось на участки Мурманской области, и менее 5% — на участки, расположенные в Карелии.

На фоне рекордного вылова объём продаж различной товарной продукции, включая рыбу и икру, также обновил исторический максимум по итогам 2021 г. и увеличился на 80% — до 27,9 тыс. т. Бизнесу удалось не только быстро восстановиться после кризиса 2020 г., но и существенно превзойти результаты допандемийных лет.

Динамика вылова товарной рыбы (потрошёной с головой), тыс. т


Рис. 4. Источник: пресс-релизы «Русской Аквакультуры»

Объём продаж рыбы и икры, тыс. т


Рис. 5. Источник: пресс-релизы «Русской Аквакультуры»

Выручка и средняя цена продаж

На фоне восстановительного спроса на красную рыбу после 2020 г. компания увеличила среднюю цену на 6% — до 571 руб. за кг без учёта НДС. При этом продуктовая инфляция в России, по данным Росстата, составила 10,6%, то есть рост средней цены реализации продукции «Русской Аквакультуры» в 2021 г. не смог компенсировать уровень официальной инфляции.

Динамика средней цены реализации, руб./кг без НДС


Рис. 6. Источник: пресс-релизы «Русской Аквакультуры», расчёт автора

На фоне увеличения объёма продаж на 80% и повышения средней цены реализации выручка компании в 2021 г. выросла на 91% — до 15,9 млрд руб., что стало рекордным результатом для бизнеса.

Динамика консолидированной выручки, млрд руб.


Рис. 7. Источник: пресс-релизы «Русской Аквакультуры»

Перспективы и риски компании

Рекордные операционные результаты бизнеса и почти двукратный рост консолидированной выручки позволяют рассчитывать на сильные финансовые результаты по итогам 2021 г. Только по результатам первых девяи месяцев прошлого года чистая прибыль бизнеса достигла 4,8 млрд руб., что более чем в два раза превзошло результаты аналогичного периода 2020 г. Учитывая сильные операционные показатели за IV квартал и весь 2021 г., по итогам двенадцати месяцев «Русская Аквакультура» может обновить исторический максимум по размеру чистой прибыли, если не произойдёт неденежных списаний в связи с переоценкой стоимости биомассы (живой рыбы в воде).

На начало 2022 г. компания владеет правами на 40 участков для выращивания лосося и форели, что позволяет увеличить объём выращивания красной рыбы практически вдвое — до 50 тыс. т. При этом менеджмент в качестве одной из ключевых целей долгосрочной стратегии ставит рост вертикальной интеграции бизнеса и достижение позиции крупнейшего участника рынка аквакультуры. В планах «Русской Аквакультуры» контролировать все бизнес-процессы: от собственного производства малька и выращивания рыбы до переработки на собственных заводах и дистрибуции готовой продукции под собственным брендом.

Судя по динамике операционных показателей, мы рассматриваем растущий бизнес с большим потенциалом, который работает в сегменте, где можно существенно нарастить свою долю за счёт процесса импортозамещения, в том числе благодаря поддержке со стороны государства.

При этом компания сильно зависит от цен на красную рыбу на мировом рынке, спроса со стороны ритейлеров и предприятий общепита в России, а также от погодных условий. Кроме того, существует риск повторения ситуации 2015 г., когда бизнесу пришлось утилизировать большой объём рыбы и терпеть многомиллионные убытки из-за заражения мальков, приобретённых в Норвегии. Тогда «Русская Аквакультура» потеряла не только около 1 млрд руб., но и несколько лет для того, чтобы показатели вернулись к прежним уровням.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу