Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Новые санкции ЕС. Как повлияют на российские акции » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Новые санкции ЕС. Как повлияют на российские акции

10 марта 2022 БКС Экспресс
9 марта Евросоюз ввел санкции против 14 российских бизнесменов, сообщается на сайте Еврокомиссии. Ряд из них являются руководителями или крупными акционерами в публичных российских компаниях:

- Дмитрий Пумпянский, крупнейший акционер, председатель совета директоров ТМК
- Вадим Мошкович, крупнейший акционер, председатель совета директоров Русагро
- Андрей Гурьев, крупнейший акционер, гендиректор ФосАгро
- Александр Винокуров, президент Marathon Group (крупнейший акционер Магнита)
- Михаил Полубояринов, гендиректор Аэрофлота
- Владимир Кириенко, гендиректор корпорации VK
- Михаил Осеевский, президент Ростелекома

Сразу отметим, что последние трое — Михаил Полубояринов, Владимир Кириенко и Михаил Осеевский — являются топ-менеджерами компаний, их доля в акционерном капитале либо мала, либо отсутствует. Соответственно, никакого прямого эффекта от новых санкций ЕС на деятельность Аэрофлота, VK и Ростелекома не ожидается. VK и Ростелеком уже заявили об отсутствии влияния санкций на финансовую и операционную деятельность.

Суть санкций в том, что они запрещают экономические отношения с лицом, попавшим под санкции, и с подконтрольными ему компаниями. На примере ранее анонсированных санкций против Алексея Мордашова Северстали пришлось развернуть часть поставок с европейского рынка, на который приходилось 34% выручки группы.

При этом санкционные ограничения действуют на компании, пока акционер сохраняет контроль. То есть формально ничто не мешает действующему владельцу сократить свою долю в компании, тем самым выведя ее из под санкций.

К примеру, после попадания в новый санкционный список ЕС так поступил Андрей Мельниченко, крупнейший акционер СУЭКа, сообщила компания.

«К концу 2021 г. юридическое лицо, представлявшее деловые интересы исключительно Андрея Мельниченко и его членов семьи, косвенно владело 92,2% акций компании. После выхода Мельниченко из состава Совета директоров и числа бенефициаров СУЭК контролируемая им доля сократилась до 0%», — говорится в пресс-релизе СУЭК. О новой структуре собственников компании не сообщается.

Об изменениях в структуре собственников ТМК, Русагро, ФосАгро, Магнита пока не сообщалось, поэтому рассмотрим какой эффект от санкций могут получить компании при сохранении текущей структуры акционеров.

ТМК
Санкции против Дмитрия Пумпянского (владеет более 95% акций ТМК) окажут негативный эффект на деятельность трубной компании в Европе.

По итогам 2020 г. ТМК на рынке Европы получила 11% выручки. Особенность здесь в том, что у ТМК есть два завода в Румынии: TMK-RESITA и TMK-ARTROM. В случае каких-то перебоев с производством ТМК будет сложно компенсировать выпадающие объемы производства за счет изменения рынков сбыта, операционные и финансовые метрики ухудшатся.

EBITDA европейского дивизиона по итогам 2020 г. составила 0,5 млрд руб. или 1,2% от консолидированной EBITDA группы. То есть эффект на прибыль в масштабах ТМК может быть не столь существенный.

Русагро
Санкции против Вадима Мошковича затронут Русагро, в котором он контролирует 57% капитала.

По итогам 2020 г. Русагро получала 32% выручки от экспорта, однако в разбивке по странам компания информации не предоставляет. В структуре продаж по сегментам можно отметить, что европейские страны не входят в топ-5, а основные экспортные поставки приходятся на страны СНГ, АТР и Китай. В 2020 г. значимым экспортным рынком для компании была Украина: 23% зарубежных поставок мясного сегмента, 6% сахарного, 10,5% экспорта промышленных жиров.

Ощутимого эффекта от санкций на деятельность Русагро не ожидается, рынок ЕС не является значимым для компании.

ФосАгро
Санкции против Андрея Гурьева напрямую не должны затронуть деятельность ФосАгро, где под его контролем и его семьи находится 41,3% компании. Формально доля бизнесмена и его семьи ниже контрольной, поэтому прямого запрета на отношения с компанией быть не должно. Однако не исключено, что некоторые контрагенты даже в этом случае могут снизить закупки у ФосАгро и искать других поставщиков.

Для ФосАгро рынок ЕС очень значим. В 2020 г. это был второй после РФ рынок по объему поставок фосфорсодержащих удобрений. На регион пришлось 39% от экспортной выручки компании или 26% от совокупной выручки группы по итогам 2020 г. Более того, компания обеспечивала 18% от импорта удобрений ЕС.

Из-за возможных эффектов от санкций компании, вероятно, может потребоваться переориентировать экспортные поставки, однако с учетом их существенных масштабов это будет проблематично. Продажи могут быть перенаправлены, прежде всего на рынки АТР. ФосАгро также работает в США, на текущий момент страна не ввела санкций, напрямую затрагивающих деятельность компании.

Магнит
Санкции ЕС против Александра Винокурова, президента Marathon Group (крупнейший акционер Магнита), вряд ли окажут ощутимый эффект на деятельность ритейлера. Marathon Group является крупнейшим акционером Магнита, но его доля в капитале компании составляет лишь 29,2%. Кроме того, ритейлер работает только на российском рынке.

При этом влияние на бизнес Магнита все же может быть через снижение объемов импорта из ЕС. По итогам 2020 г. Магнит был крупнейшим импортером продовольственных товаров в РФ, доля поставок из Европы не раскрывается. Здесь также, как и в ситуации с ФосАгро, прямых запретов нет, но желание контрагентов работать с компанией может снизиться.

Резюме
Самый сильный эффект от новых санкций ЕС могут испытать на себе ТМК. Компания контролирует два завода в европейском регионе. ФосАгро может пострадать, если европейские клиенты снизят закупки продукции. Доля поставок удобрений в ЕС значительная, если поставки придется перенаправлять, рентабельность компании может снизиться.

Эффект от санкций против Русагро ожидается несущественным, доля экспортных поставок компании в регион невелика. Другой момент в том, что ощутимая доля продаж Русагро ранее приходилась на Украину. В свете последних событий компании, вероятно, поставки туда сократятся.

Санкции против Александра Винокурова и подконтрольной ему Marathon Group вряд ли скажутся на деятельности Магнита. Ритейлер в теории может пострадать из-за снижения импортных поставок, однако сейчас оценить, насколько значим для компании рынок ЕС, не получается. Если компания все же столкнется с ограничениями, можно заменить часть закупаемых товаров аналогами из других стран или увеличить предложение российской продукции.