Высокая инфляция = дорогие акции. А как у нас? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Высокая инфляция = дорогие акции. А как у нас?

28 марта 2022 БКС Экспресс Зельцер Михаил
Подмечено, что фондовые рынки стран с очень высокой инфляцией позволяют инвесторам как минимум не отставать от роста цен в экономике, а во многих случаях у акций нет альтернатив.

Как у них
В рамках цикла статей о зависимости динамики рынка акций и страновой инфляции было выявлено: индексы Аргентины, Ирана, Турции превосходят по темпам роста взлет общего уровня цен в своих экономиках.

Причем, обозначенные государства в той или иной степени подвержены санкционному давлению, их валюты рекордно девальвировались, а призрак дефолта национальных экономик не уходит.

В Аргентине вспышки инфляции обусловлены состоянием перманентного дефолта экономики. Высокие расходы государства на волне популизма и ограниченные источники формирования доходов приводят к рекордному дефициту. За последние 10 лет песо обесценилось в 30 раз, а за 3 года курс к доллару упал в 2,5 раза.

В надежде спастись от обесценения капитала инвесторы уходят в рисковые бумаги. Трехкратный темп роста инфляции за 3 года сопоставим со скачком на 200%+ по индексу Merval, а за последний год акции в 1,5 раза обогнали инфляцию.

Высокая инфляция = дорогие акции. А как у нас?


В Иране инфляция превышает 35%. Было и под 50%, когда на страну накладывали санкции 2012 г. (отключение от SWIFT) и 2019 г. (рестрикции США против ЦБ). Риал девальвировался почти в 4 раза. За последние 3 года индекс акций TEDPIX вырос в 7 раз, а на осеннем пике 2020 г., спустя год после блокировки иранского Центробанка, бенчмарк показывал +900%.

При всех ограничениях на международный трафик капитала, очевидно, инвесторы смогли окупить свои вложения и кратно обогнать инфляцию. Причем, разгон бумаг вверх продолжался и после сигналов к затуханию ценового давления в экономике.



Турецкий опыт борьбы с инфляцией очень оригинальный и противостоит общепризнанным канонам — рост цен в стране ЦБ гасит понижением ставки. Девальвация лиры за год составила почти 100%.

Тем не менее высокое ценовое давление в экономике перекрывается подъемом индекса акций BIST как с начала года, так и в годовом и трехлетнем циклах. Сохраняются предпосылки и для обновления абсолютного исторического максимума по индексу бумаг.



При этом у рынков данных стран есть и общие закономерности — на волне общего подъема индексов сильнее смотрятся корпорации потребительского сектора, промышленности, недвижимости. Относительную слабость демонстрируют энергетика, финансовый кластер и ИТ.

А как у нас
Вводные для высокой инфляции в России имеются — санкции вкупе с зависимостью от внешних рынков привели к падению рубля до исторических минимумов. Шаги финансовых властей действуют, и нацвалюте удается за последние недели отбить существенные потери, но контрмеры ЦБ и Минфина — скорее вынужденная ответная реакция на вызовы извне.

Сейчас инфляция в России по недельным метрикам догнала динамику кризисного 1998 г. (более 2% за период). По экспертным оценкам ЦБ, погодовой уровень цен поднимется на 20%. Где-то есть уже и более значимые перекосы, но в конце года может быть некоторое послабление.

Периоды ускорения инфляции в кризисы 1998, 2008, 2014, 2020, 2022 гг. представлены на графике:



Рынку акций понадобилось несколько лет, чтобы вернуться на докризисные максимумы, показанные индексами перед дефолтом 1998 г. У РТС путь занял более 4 лет, а индекс МосБиржи управился за 1,5 года, исключительно за счет эффекта накопленной девальвации рубля, подешевевшего тогда в 4 раза. Причем с абсолютных минимумов до следующего кризиса 2008 г. индексы акций выросли в 50–100 раз, и это без учета дивидендов.

Провал 2008 г. индексу МосБиржи пришлось закрывать 2,5 года, ход от минимума составил почти 300%, а годовая инфляция в то время была выше 13% при падении рубля менее чем на 50%. К моменту очередной эскалации 2014 г., когда инфляция скакнула под 13% годовых, рынок не был уже на максимумах 2011 г. Провал на крымских событиях уложился всего в 20% по индексу МосБиржи и был полностью закрыт за 3 месяца.

Обвал на пандемии 2020 г. составил 35%, а в декабре того же года максимумы МосБиржи были переписаны. Ускорения инфляции не было, поскольку все боролись с тотальным провалом спроса и предложения на фоне коронакризиса.

И вот наступил 2022 г. Инфляция максимальная за 24 года, ставки долгового рынка высокие, девальвация с октября 2021 г., когда индексы акций и показали свои рекорды, в моменте в начале марта достигала 70%, а сейчас — ниже 50%. Рынок акций закрыт для нерезидентов, а акции на западных площадках по факту обнулились. Падение индекса МосБиржи от осеннего пика превышало 60%, к концу марта — минус 45%.

Конечно, сейчас мы имеем беспрецедентное давление геополитического фона, сырьевая компонента отошла на второй план, в какой-то мере поддерживая лишь экспортеров. Апеллировать к опыту рассмотренных стран нужно с некоторыми оговорками, но все же — на фоне бушующей инфляции российские бумаги обладают значительной избыточной доходностью, даже при вводных по расширенному страновому риску.

Максимумов рынка в обозримом будущем не предвидится, но, по мере стабилизации внешнеполитической обстановки, инвесторы способны обратить внимание на перепроданные российские акции. Правда, про запас нужно иметь длинный горизонт инвестиционного планирования.

При этом рынок явно будет сегментирован. Наибольший интерес может наблюдаться в бумагах компаний, ориентированных на внешние рынки commodities, и отчасти в потребительском секторе.

Слабее могут смотреться акции финансового сектора и высокотехнологичные истории роста. Но даже и там, учитывая депрессивные уровни цен, спекулятивные волны могут подбрасывать акции на многие десятки процентов.

По нашим оценкам, на горизонте года от текущих уровней индексы смогут обогнать российскую инфляцию за тот же период.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter