Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Принцип «минимизации сожалений» Джеффа Безоса. История Amazon » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Принцип «минимизации сожалений» Джеффа Безоса. История Amazon

1 апреля 2022 БКС Экспресс | Amazon
Это классически красивая история успеха: предприниматель занял денег у родственников и друзей, вложил их в стартап, открыл офис в гараже и нанял всего пять сотрудников — а через годы проект стал одной из крупнейших компаний электронной коммерции. Сегодня ее основатель занимает вторую строчку в рейтинге богатейших людей мира — рассказываем, как создание Amazon сделало бизнесмена Джеффа Безоса миллиардером.

Продажа книг от предпринимателя с Уолл-стрит
В 1986 г. 22-летний Джефф Безос с отличием закончил Принстонский университет, получив степени по электроинженерии и компьютерным наукам. Его карьерный путь был уверенным и перспективным. К моменту основания компании Amazon в 1994 г. Безос уже получал большие деньги на Уолл-стрит: до лета того года он занимал должность вице-президента в организации по управлению инвестициями D. E. Shaw & Co.

Компания Amazon началась как книжный онлайн-магазин: ее офис располагался в гараже Безоса. Первыми инвесторами в дело Джеффа стали его родители.

«Первый вопрос, который задал мне отец: «Что такое интернет?» Он верил не в компанию или бизнес-идею, он верил в своего сына», — говорил Безос.

Предприниматель был убежден в высоком потенциале бизнеса в интернете — статистика показывала темпы роста электронной торговли около 2300% в год, а еще он рассчитывал на успех именно в области торговли книгами. Безос подумал о том, что с учетом большого разнообразия печатной продукции продавцы ограничены в возможности хранить книги, а интернет-магазин позволит в разы расширить выбор товара.

На волне успеха Джефф назовет свою компанию «крупнейшим книжным магазином в мире», что приведет к судебным разбирательствам: книжные будут настаивать, что Amazon — посредник, занимающийся перепродажей, но никак не магазин.

Причем тут Амазонка
Изначально Безос именовал компанию Cadabra, что было сокращением от Абракадабра. Согласно одной из версий, отказаться от этого названия посоветовали юристы Джеффа, считающие, что связь с магией неочевидна. Другая версия гласит, что имя компании пришлось изменить из-за созвучия со словом cadaver (труп).

Следующим было название Relentless (безжалостный/неумолимый) — доменное имя Relentless.com, зарегистрированное на Безоса, можно ввести в адресной строке и сейчас, после чего пользователя перекинет на Amazon.com. Название не стало окончательным, может быть, потому что звучит слишком пугающе.

Безос принялся подбирать новое имя своему проекту. В то время пользователи находили сайты не при помощи поисковиков, а благодаря онлайн-каталогу, традиционно составленному в алфавитном порядке. Джефф понимал, что позиция в начале списка выгодная, поэтому его выбор пал на букву А.

Слово Амазонка оказалось подходящим: крупнейшая в мире река может стать названием для крупнейшего, по планам Безоса, онлайн-магазина.

Успешный старт
Бета-версию Amazon.com весной 1995 г. опробовали друзья и бывшие коллеги Безоса. Уже 3 апреля того же года была продана первая книга — учебник по программированию «Fluid Concepts and Creative Analogies». Широкая публика получила доступ к сайту летом.

Принцип «минимизации сожалений» Джеффа Безоса. История Amazon


Безос нанял пятерых человек, которые и работали с онлайн-заявками, и забирали заказанные книги из офлайн-магазинов, и упаковывали товар в фирменные коробки.

Спустя всего два месяца после старта работы у Amazon появились покупатели во всех 50 штатах, а также в 45 других странах мира. В первый год работы суммарный объем продаж составил $15,7 млн. Штат сотрудников к осени 1996 г. увеличился с пяти человек до ста.

Расцвет: IPO, биография принцессы Дианы и человек года
Компания развивалась стремительно. К концу 1996 г. на Amazon.com было зарегистрировано 180 тыс. учетных записей. Миллиона клиентов компания достигла уже осенью 1997 г. В том же году Amazon вышла на IPO и привлекла $54 млн.

Миллионный заказ своей компании в 1997 г. Джефф Безос доставил лично: это были две книги для клиента из Японии — руководство по Windows NT и биография принцессы Дианы.

«Я бы давал характеристику Amazon согласно нашим великим идеям, которые ориентированы на клиента, которые ставят клиента в центр всего, что мы делаем, изобретаем. Нам нравится быть пионерами, нам нравится исследовать, нам нравится идти по темным улочкам и смотреть, что находится по ту сторону», — Джефф Безос.

Объем продаж Amazon с $15,7 млн в 1996 г. увеличился до $148 млн в 1997 г., а уже в 1998 г. подскочил до $610 млн. В это время компания диверсифицировала ассортимент: в 1998 г. начались продажи музыки и видео, а в 1999 г. — видеоигр, ПО, игрушек, электроники, товаров для дома и другого. С тех пор Amazon.com стал «the everything store» — платформой, где можно купить все.

В 1999 г. Джефф Безос был назван «Человеком года» по версии журнала Time, а к концу того года его компанией было зафиксировано 20 млн отправлений в 150 стран мира.

Корпоративная политика: никаких сожалений, экономия, клиенты и только клиенты
«Ни о чем не жалеть»

Этот девиз Безос выбрал для себя, еще когда решил переехать на другой конец страны, в Сиэтл, чтобы открыть книжный онлайн-магазин.

«Я разместил Amazon в Сиэтле из-за Microsoft. Я думал, что это огромный резервуар технических талантов — отличное место для найма талантливых людей. Оказалось, это действительно так», — Джефф Безос.

Суть «принципа минимизации сожалений» заключается в представлении себя 80-летним: если вы оглянетесь назад, не станет ли вам жаль упущенных возможностей?

«Я не собирался жалеть о своей попытке воспользоваться возможностями интернета, которому я прочил большое будущее. Даже если бы я провалился, я бы не жалел о том, что попробовал. Я знал, что эта мысль преследовала бы меня каждый день. И когда я думаю в этом ключе, решение оказывается невероятно легким», — Джефф Безос.

Жесткий начальник

У Безоса было собственное видение компании — он требовательный начальник, и о свободной корпоративной политике речи в Amazon не идет. И дело не только в отсутствии сожалений.

Энн Хайатт, работавшая с Безосом три года, занималась разными задачами: от составления расписания Джеффа до бронирования билетов. В марте этого года она дала интервью Insider, подтвердив, что работа в Amazon действительно соответствовала одному из вариантов названия компании — Relentless (безжалостный). Однако Энн считает, что у этого есть свои преимущества. Вот что она рассказала о Джеффе как о работодателе:

• «Он учит вас думать так же, как он. Задавать вопросы, рисовать в воображении и требовать от себя большего, чем кто-либо другой».

• «Не терпит дураков. Если он считает, что вы не сделали какое-либо домашнее задание, хотя вам следовало бы, он сообщит вам об этом».

• Не принимает «нет» в качестве ответа. «То, что вы его не нашли, не означает, что его не существует», — говорил Безос.

• Его стилем управления были четкие принципы лидерства и строгие инструкции по составлению идеального плана, которые помогут сотрудникам представить любые идеи.

Amazon известен своей жесткой кадровой политикой — Джефф считает людей ленивыми от природы, и на этом подходе основана система управления сотрудниками. Среди работников с почасовой оплатой большая текучка, а персонал оценивают по скорости работы и времени отсутствия на месте.

Экономия во всем

Когда в гаражном офисе Безоса работало всего пять человек, там не было даже столов. Тогда на свет появились уже легендарные столы из дверей. Деревянная дверь, четыре бруска и винты — это секрет экономичной мебели Amazon. Сейчас нет необходимости в жестком расчете средств, но многие сотрудники до сих пор работают за подобными столами — они уже стали символами компании. В книге «Письма Безоса: 14 принципов роста бизнеса от Amazon» говорится, что сам Джефф по-прежнему сидит за столом из двери, хотя уже и не за тем, что он сделал в первый год работы.

Клиенты главнее всего

«Если вы ориентированы на конкурентов, то не сможете сделать ни шага, пока его не сделают конкуренты. Если вы ориентированы на клиента, то сможете стать пионерами в своей отрасли», — Джефф Безос.

Основной миссией Amazon стала клиентоориентированность. Безос понимал, что самое важное, что должна сделать компания — лишить потребителей шанса не вернуться на сайт снова. Клиенты занимали центральную позицию в стратегии компании — сервис должен быть для них максимально удобным, а уровень обслуживания должен только повышаться.

Amazon в новом тысячелетии: факты
• В 2000 г. около 2 млн человек ежедневно посещали Amazon.com — это позволило ему войти в топ-25 самых посещаемых сайтов интернета.

• В последнем квартале 2001 г. прибыль составила $5 млн — помогли традиционные предрождественские распродажи, Черная пятница.

• После того, как лопнул пузырь доткомов, было принято решение развивать облачные инструменты для оптимизации процессов.

• В 2002 г. компания запустила Amazon Web Services (AWS), который помогал разработчикам создавать на их сайтах инструменты с использованием уникальных функций Amazon.com. А с 2006 г. AWS официально запустила облачные продукты.

• В 2006 г. Amazon купила интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров Shopbop и запустила сервис для скачивания фильмов и телепередач в DVD-качестве Unbox. Позже Unbox стал называться Prime Video, превратившись в стриминговый сервис.

• В 2007 г. открылся магазин цифровой музыки Amazon Music, а также начался выпуск электронных книг Amazon Kindle.

• В 2009 г. Amazon купила онлайн-магазин обуви и одежды Zappos.com за $1,2 млрд.

• 2010 г. стал годом рождения Amazon Studios — подразделения, снимающего фильмы и сериалы.

• В 2012 г. Amazon приобрела компанию Kiva Systems, ныне — Amazon Robotics. Корпорация внедряет роботов, чтобы автоматизировать операции на складах.

• В 2014 г. появляется Amazon Game Studios.

Уже к концу 2016 г. в Amazon работало 180 тыс. сотрудников, в 2017 г. компания поглотила американскую сеть супермаркетов органических продуктов Whole Foods Market за $14 млрд. В начале 2018 г. открылась сеть магазинов самообслуживания Amazon Go.

Что сейчас?
Основатель компании Джефф Безос покинул пост гендиректора Amazon, его место занял возглавлявший Amazon Web Services Энди Ясси. «Он будет выдающимся лидером, и я полностью уверен в нем», — говорил Безос.

В том же году Amazon обогнала Walmart в мировых розничных продажах — без учета китайских компаний онлайн-ритейлер, созданный Безосом, становится мировым лидером. А в марте текущего года Amazon закрыла сделку по покупке голливудской студии Metro Goldwyn Mayer за $8,45 млрд.

В начале пути Amazon продавал только книги, а сейчас проще перечислить товары, которые нельзя приобрести на сайте — это, например, табак и авто. Сегодня Amazon — мировой техгигант, прошедший путь от гаражных столов из дверей до поглощения известных крупных компаний.

«Если, идя на работу, вы решите, что собираетесь делать только то, что знаете, вы пропустите слишком много возможностей», — Джефф Безос.

Узнайте еще больше интересных историй знаменитых брендов — мы рассказываем о них под тэгом #история бренда: Baidu, Alibaba, Pinterest и другие.