Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Глобальный голод - почему растут цены на продовольствие? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Глобальный голод - почему растут цены на продовольствие?

4 апреля 2022 Финам Поздеева Екатерина
Начавшийся на фоне украинских событий продовольственный кризис наглядно показал, что в 2022 году экономики стран мира тесно взаимосвязаны.

Одним из острых вопросов стала угроза увеличения числа голодающих в беднейших регионах, а также ускорившийся рост цен на продукты в развитых странах и в России.

Finam.ru рассказывает, что влияет на мировые продуктовые цены, от чего зависит стоимость продовольствия в России, почему рубль укрепляется, а продукты на прилавках не спешат дешеветь, и когда ситуация на внутреннем рынке стабилизируется.

Рост цен на продукты приведет к глобальному голоду

В нестабильные времена традиционно сильнее страдают самые незащищенные слои населения, а в период глобального продовольственного кризиса - самые бедные страны, где люди вынужденно тратят на еду значительную часть своего дохода.

Как прогнозирует Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН (ФАО), из-за событий на Украине цены на продовольствие в мире могут вырасти на 22%, что обострит глобальный голод. При этом долгосрочные последствия украинского кризиса для мировой продовольственной системы будут ощущаться и в 2023 году, а возможно, и дольше.

По оценке ФАО, основанной на темпах экспорта, до конфликта Украина должна была экспортировать 6 млн тонн пшеницы, а Россия - 8 млн тонн в текущем сезоне 2021/2022. Обе страны обеспечивают потребности в пшенице для 50 государств.

Согласно отчету ФАО, в 2022-ом число недоедающих больше всего вырастет в Азиатско-Тихоокеанском регионе - с 4,2 до 6,4 млн человек; в странах Африки к югу от Сахары с 2,6 млн до 5,1 млн, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке - с 0,4 до 0,96 млн человек.

Почему растут продовольственные цены в развитых странах?

Развитым странам голод не грозит, но рост цен на продукты уже серьезно беспокоит жителей ЕС, а торговые сети отдельных европейских стран вводят ограничения на количество продуктов в одни руки.

По данным Евростата, в марте цены на еду, алкоголь и табак в еврозоне выросли на 5%, тогда как в предыдущем месяце инфляция для этих товаров составляла 4,2%.

В США тоже ожидают дальнейшего роста продуктовых цен. По прогнозу американского Минсельхоза, в 2022 году продуктовая инфляция в стране составит 4,5-5,5%.

Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам", подчеркивает, что глобальные цены на продовольствие ускорили рост после начала спецоперации и санкций из-за фактических и ожидаемых перебоев с экспортом с/х продукции из России и Украины, являющихся крупными мировыми экспортерами пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла. Выбывший экспорт украинского зерна, ограничения экспорта из России уже привели к серьезному дефициту в странах-основных потребителях (Ближний Восток, Африка). К тому же Россия является одним из крупнейших экспортеров удобрений, дефицит которых приведет к сокращению урожая будущего года.

Как сообщает "Коммерсантъ", США опубликовали генеральную лицензию, которая признает жизненно важными российские сельскохозяйственную продукцию и минеральные удобрения, что позволяет смягчить ограничения на импорт для этих товаров и фактически выводит их из-под возможных санкций.

Рубль укрепляется - когда ждать замедления продуктовой инфляции?

Если ситуация на мировом рынке, который зависит от поставок российских зерновых и удобрений, в целом понятна, то подорожание продовольствия в России вызывает вопросы. На данный момент доллар стоит 83,3 рубля - ненамного выше, чем до начала спецоперации, однако продуктовые цены в стране остаются на высоких уровнях.

Ольга Беленькая поясняет, что, хотя правительство делает многое, чтобы отвязать внутренние цены от мировых, Россия неизбежно импортирует продовольственную инфляцию - как через импорт продукции, так и косвенно, через увеличение экспорта, когда мировые цены более привлекательны для аграриев, чем внутренние, даже с учетом квот и пошлин.

"Не стоит забывать и о том, что рост производственных затрат, в том числе нефтепродуктов, также увеличивает стоимость продукции. По данным Росстата, доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли невысока (22-24%). Однако здесь нужно учитывать импорт кормов, семян, ряда ингредиентов, в том числе упаковки. Кроме того, из-за сезонности в конце зимы - начале весны старые запасы овощей заканчиваются и возрастает зависимость от импорта. На фоне ослабления курса рубля с конца прошлого года овощи из "борщевого набора" вошли в число лидеров роста цен: с конца года по 25 марта капуста белокочанная подорожала на 63%, лук – на 43%, морковь – на 41%, свекла – на 28%. Ажиотажный спрос на продукты длительного хранения привел к повышению цены на сахар на 46%", - говорит эксперт.

По ее словам, укрепление курса рубля несколько замедлило темпы роста цен, и пока это может продолжиться. Но снижение цен маловероятно, пока продавцы не увидят существенного охлаждения спроса.

"К тому же, по мере истощения складских запасов импортного продовольствия, сырья, упаковки и замещения привычных контрагентов новыми, компаниям придется увеличивать затраты на пополнение запасов, что может быть затруднено с учетом санкционных и логистических ограничений. Спрос на продовольствие обычно малоэластичен по цене, но он может смещаться из массовых форматов в дискаунтеры, а из премиальных форматов – в массовые. Появление нового урожая российских овощей и фруктов может привести к сезонному замедлению роста цен", - добавляет Беленькая.