Тятя, тятя, наши сети. Российский Интернет не стал суверенным » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Тятя, тятя, наши сети. Российский Интернет не стал суверенным

5 апреля 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Сегодня, 4 апреля, в мире празднуется Международный день Интернета, который отмечается ежегодно в день преставления святого Исидора Севильского, создавшего первую в истории энциклопедию "Etymologiae". В сегодняшние дни всемирная сеть, созданная, по словам президента России Владимира Путина как "проект ЦРУ", становится для властей фактически "иностранным агентом", ее замедляют, а социальные сети объявляют "экстремистскими". Впрочем, создать полностью автономную сеть, как в Китае, в России вряд ли возможно, считает эксперт.

Мир кажется немыслимым без Интернета, ежедневного помощника миллиардов жителей планеты от студентов до ученых, от политиков до предпринимателей. При этом президент России Владимир Путин всегда испытывал предвзятое отношение к всемирной сети. В одном из интервью он сказал, что Интернет "возник как проект ЦРУ", а сам он, хотя и говорил о его важности, отмечал, что "ему некуда туда заглядывать".

Международные санкции и военная спецоперация России на Украине вновь сделали актуальной темой вопрос создания в России "суверенного" Интернета. Так называемый закон о суверенном Интернете был принят в 2019 году. Он обязывал всех Интернет-операторов установить технические средства защиты, которые позволяют ограничить доступ к информации, запрещенной на территории страны. Кроме этого, было начато создание национальной системы доменных имен, которая бы дублировала списки доменных имен и номеров автономных систем.

Известным применением закона о суверенном Интернете стало замедление трафика Twitter в марте 2021 года. Власти пошли на это, так как Twitter отказывался удалять противоправный контент. Однако "хотели, как лучше, получилось как всегда". Из-за замедления трафика, как отмечал "Коммерсант", проблемы возникли у "Яндекса", Google, "Почты России", "Райффайзенбанка".

Как отмечается в аналитическом обзоре, опубликованном на сайте VC.ru, "воз и ныне там": "К сожалению, но в России не готова инфраструктура по защищенному суверенному Интернету. Протокол https используется на 80% сайтов и web-ресурсов, а вопросы замещения SSL-сертификатов не решены никак. Наш интернет по-прежнему под контролем сертификационных центров США и Японии (сателлита США)".

Главный редактор журнала Ruбеж, посвященного технологиям безопасности, Михаил Динеев говорит Finam.ru, что создание в России полностью автономного Интернета - "утопия". "Достаточно телеграмм-каналов, там и так все автоматизировано по признакам и интересам".

"Фитоняшки и гуру" обойдутся без YouTube

В то же время "суверенизация" идет административно-командными путями: так недавним решением суда "экстремистской" признана всемирная сеть Facebook (деятельность компании запрещена на территории РФ), а также сеть "Инстаграм" (деятельность сети запрещена на территории РФ). При этом пользоваться этими сетями можно, если на них не размещается все тот же экстремистский контент. Заходить в сети можно, правда, доступ возможен только с использованием VPN.

В использовании этой "отмычки" недавно признался даже пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков.

Кроме этого, Интернет в стране будет работать медленнее. Как сообщил в понедельник, 4 апреля, портал C-NEWS, в стране вскоре ожидается уменьшение публичных Wi Fi точек выхода в сеть. Причина банальна: из-за западных санкций оборудование дорожает, что сказывается на развитии данного сегмента рынка.

Но если к санкциям в отношении заморских социальных сетей россияне хоть как-то начали привыкать, переходя в VK или "Telegram", то главной проблемой может стать потенциальное отключение сервиса Youtube, который за многие годы стал "телевизором" для миллионов россиян. Правда, в Роскомнадзоре пока заявляют, что ограничатся сравнительно мягкими методами и хотят от хостинга лишь одного: своевременно удалять противоправный контент. Тем не менее, приносить доходы россиянам хостинг уже запретил, заблокировав рекламу и монетизацию в России, что лишило блогеров многомиллионных доходов.

"Для "фитоняшек" и гуру отлучение от социальных сетей Цукерберга, наверное, уже было концом бизнес-модели. Естественно, многие старались найти свое место в глобальном разделении труда побыстрее и с минимальными издержками. А, значит, избегали долгосрочного инвестирования и следовали модели системных интеграторов. То есть не вкладывались "вдолгую" и не разрабатывали сами, а вкладывались на год-два и внедряли готовое",- говорит аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.

Китай вам в помощь

Сторонники полной суверенизации Интернета в России кивают на опыт Китая, где это сделано весьма успешно. Так, в КНР действует программа "Золотой щит", которой управляют силовые министерства страны.

Проект был запущен в 1998 году и представляет собой механизм фильтрации Интернет-контента. Как отмечается в исследовании Стэнфордского университета, методы, которые использует программа, включают блокировку IP-адресов, определенных доменов, сканирование массивов данных на наличие противоречивых ключевых слов, кредитных записей, а также распознавание речи и лиц.

Такие провайдеры как Google, Facebook (деятельность компании запрещена на территории России) и Yahoo в КНР запрещены, и как альтернатива в стране действуют собственные социальные сети, такие как Weibo и другие. "Обеспечение "киберсуверенитета" Китая или защита Интернета страны от неправомерного иностранного влияния - одна из общепризнанных целей Си (глава КНР Си Цзиньпин)", - отмечает в своем обозрении Bloomberg.

"Пример Китая показывает, что отдельный Интернет не просто работает – он позволил создать собственные гигантские компании, такие как Alibaba, Baidu и Tencent. А могли бы быть все те же Amazon, Google и Microsoft, или IAC, как у европейцев. Однако встает вопрос, почему в Китае это есть, а больше нигде нет?", - задается вопросом аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.

Как отмечает эксперт, суверенизация китайского Интернета произошла благодаря жестким мерам правительства страны: закрытия для иностранных инвесторов доступа к своему хайтеку, созданию условий для жесточайшей местной конкуренции.

"Китайские власти последовательно и сознательно дали ответ Биллу Клинтону. Китайский ИТ-рынок вырос, китайские Интернет-компании стоят сотни миллиардов долларов, а каждый второй покупатель онлайн-магазинов в мире – китаец", - говорит Делицын.

По мнению эксперта из "Финама", "вероятность создания в России такого же Интернета, как в Китае, кажется низкой".

"У нас на порядок меньше пользователей, у нас нет "великой стены" культурного барьера. Даже если бы у нас снова пришла к власти партия модернизаторов, которая отправила бы нас в "шарашки" ради построения коммунистов для наших внуков, объективно преимуществ для построения самодостаточной системы у нас не видно. Гораздо вероятнее адаптация нашего Интернета к другим сообществам. Этот путь выглядит, конечно, не столько абонементом на другие бесплатные обеды, сколько суровой необходимостью трудиться больше привычного", - резюмирует эксперт.

КНДР, Иран. Далее везде

В Северной Корее, которая, несмотря на ограниченные рыночные реформы, остается закрытой страной, пошли дальше Китая. Вход в Интернет доступен лишь для очень узкой прослойки населения: дипломатов, ученых, партийных деятелей. Входить во всемирную сеть они могут из специально оборудованных мест в университетах и государственных учреждениях.

В свою очередь, ситуацию в Иране можно рассматривать как более свободную: жители страны пользуются всеми известными социальными сетями, в том числе Youtube. Официально в стране они заблокированы, но граждане используют VPN для обхода ограничений. По данным Всемирного Банка, Интернетом пользуются 84% граждан Ирана. Однако контент тщательно фильтруется на предмет соответствия нормам исламской морали. Принятый в феврале этого года закон, ужесточает контроль над доступом иранцев в сеть, а также создает платформу для создания собственного суверенного Интернета по типу китайского. Принятие закона сопровождалось критикой со стороны общественности и бизнеса, а петиция против него собрала более 1 миллиона пользователей.

Консервативное руководство Ирана не скрывает, что опасается того, что социальные сети будут использованы для мобилизации противников режима. Дыма без огня действительно нет. В 2009 году во время массовых протестов в Иране против властей администрация Барака Обамы обратилась к Twiiter с просьбой не отключать провайдер на запланированные профилактические работы. Компания пошла на это, а протестующие использовали соцсеть для того, чтобы координировать свои действия.

Стоит отметить, что социальную сеть Twitter подозревали и в политической манипуляции. Согласно исследованию, которое проводил еще в 2016 году профессор психологии Роберт Эпштейн, сторонник Хиллари Клинтон, результаты поиска в Google о Клинтон, как правило, отражали более высокую долю благоприятных сообщений о кандидате в 2016 году, чем в случае с г-ном Трампом.

Интернет, несомненно, палка о двух концах: он и источник знаний и инструмент для манипуляций общественным мнением, даже в тех странах, которые считаются демократическими. Что же касается авторитарных стран, то их власти опасаются, что соцсети могут стать инструментом массовой мобилизации недовольных.

Впрочем, это спорное утверждение: в "лихие 1990-е" женщины-сторонницы Бориса Ельцина легко обзванивали десятки своих подруг, приглашая их на митинг в поддержку президента. На митингах собирались десятки тысяч сторонников Ельцина, впрочем, не меньшее количество "выставляли" и сторонники Геннадия Зюганова, благодаря таким же обзвонам. И все это "без всяких ваших Интернетов".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter