Полёты во сне и наяву. Государство обсуждает новые меры поддержки авиакомпаний » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Полёты во сне и наяву. Государство обсуждает новые меры поддержки авиакомпаний

19 апреля 2022 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Правительство России рассматривает возможность проведения дополнительной эмиссии акций "Аэрофлота", а также обсуждает выкуп долгов его конкурентов за счет средств Фонда национального благосостояния. Об этом пишет РБК, ссылаясь на осведомленные источники, близкие к профильным ведомствам.

Отмечается, что данные меры призваны поддержать авиационную отрасль России в текущих сложных условиях, а проекты соответствующих распоряжений правительства, как ожидается, будут подготовлены к 1 июня.

Несмотря на появившиеся сообщения в СМИ, бумаги "Аэрофлота" сегодня, 19 апреля, торгуются на отрицательной территории. Так, к 17:05 мск рыночная капитализация компании снижается на 2,9%.

Насколько действенными окажутся такие меры? Есть ли негативные стороны такой поддержки? Как будет развиваться отрасль авиаперевозок РФ в текущем и будущем году? В этих и других вопросах Finam.ru решил разобраться вместе с экспертами.

Без поддержки не обойтись

Ранее российские авиакомпании, входящие в Российскую ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, выступили с собственными предложениями и направили на рассмотрение правительства 98 мер поддержки отрасли на фоне санкций, часть из которых требует срочного принятия. В частности, для предотвращения стремительного роста тарифов на авиаперевозки, а также с целью сохранения финансовой устойчивости российских авиакомпаний предлагается ввести нулевую ставку НДС на все внутренние перевозки пассажиров и грузов по всей России, а также освободить воздушные суда, зарегистрированные в РФ, от налога на имущество и транспортного налога.

Кроме того, предлагается провести выкуп за счет средств федерального или регионального бюджетов самолетов у лизинговых компаний с последующей их передачей в безвозмездное пользование авиакомпаний.

Стоит отметить, что вопросы содействия авиационному сектору обсуждались в ходе недавнего совещания с участием президента России Владимира Путина, который пообещал выделить отечественным авиакомпаниям порядка 100 млрд рублей на субсидирование внутренних перевозок с апреля по октябрь 2022 года. При этом ряд принятых решений оказался беспрецедентным. Так, в качестве поддержки правительство решило оказать содействие в вопросе возврата денежных средств пассажирам за отмененные рейсы, как международные, так и внутренние.

После начала "специальной военной операции" на Украине российская авиационная отрасль столкнулась с небывалыми санкциями, при этом международный рынок авиаперевозок для авиакомпаний РФ заметно сократился. По заявлениям главы Минтранса России Виталия Савельева, в текущем году планируется перевезти 90 млн пассажиров внутри страны, поскольку внешний рынок сужается, тогда как порядка 10 млн россиян смогут посетить зарубежные страны (пока 9 стран).

Многочисленные сложности, с которыми столкнулись российские авиакомпании, а также ожидаемое падение объема авиаперевозок, несомненно, требуют принятия срочных мер. Но можно ли считать допэмиссию акций "Аэрофлота" и выкуп долгов других представителей сектора действенными и позитивными для отрасли?

За и против

Авиаотрасли сейчас необходима финансовая поддержка со стороны государства в свете масштабных санкций, которые сильно бьют именно по авиаперевозчикам, отмечает Наталия Пырьева, аналитик ФГ "Финам". Рассматриваемая мера относительно выкупа долгов будет полезной, поскольку позволит авиакомпаниям направить вырученные средства на погашение задолженности, считает эксперт. В то же время, из негативных сторон, по мнению Пырьевой, можно выделить риск усиления доли государства в гражданской авиации, что может снизить конкуренцию в отрасли, а в долгосрочной перспективе – уменьшить возможность эффективного развития.

Новая допэмиссия "Аэрофлота" является инструментом для сохранения авиакомпании как таковой, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов, слова которого приводит РБК. Тем не менее, эксперт отмечает, что мера по выкупу акций других авиакомпаний выглядит странным шагом. "Сейчас в этот непростой для отрасли период важно сохранить больше действительно независимых от государства авиакомпаний, которые умеют сокращать издержки и за счет этого повышать эффективность отрасли", - подчеркивает он, отвечая на запрос РБК.

Наталия Пырьева, напротив, считает, что для масштабного развития авиационной отрасли необходима здоровая конкуренция, поэтому единоличная поддержка госкомпании "Аэрофлот" в короткие сроки могла бы помочь компании выбраться из кризиса, но на долгосрочном горизонте оказало бы медвежью услугу.

Некоторые эксперты при этом задаются вопросом, насколько данные меры решат в корне все проблемы, вставшие перед отраслью. В частности, об этом задумывается Роман Блинов, старший аналитик ИК "РУСС-ИНВЕСТ", который считает данный вопрос дискуссионным, несмотря на то, что необходимость поддержки авиаотрасли РФ, по его мнению, является неоспоримым фактом. "Как представляется нам на сегодня, такие меры будут действенны, но мы не знаем, что нас ждет дальше, и какие еще санкции в мире будут придумывать, а придумывать точно будут", - полагает он.

По мнению Романа Блинова, те меры, о которых идет речь, пока не направлены на полное главенство государства в отрасли, но, возможно, именно к этому мы в перспективе и придем, если в обозримом будущем не изменится положение в мире. "Судам под российским флагом уже ряд государств запретил входить в порты, пока еще не все страны закрыли авиасообщение с Россией, но такой шаг может и последовать. Меня это не удивит". Больше всего вопросов вызывает размытие долей миноритарных акционеров. "Тут уже будет не до миноритарных акционеров. Главное - спасти российский авиапром, который все последние 25 лет ничего значимого не производил, и вряд ли станет конкурентным за год или два", - подчеркивает эксперт.

Сейчас все идет к тому, что цены будут определяться масштабами субсидирования перевозок, а не рыночными факторами, замечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, слова которого приводит РБК. "Если правительство дальше будет накачивать отрасль субсидиями, это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта с регулированием тарифов", - допускает он.

Что ждет российскую авиаотрасль в ближайшие годы?

Учитывая тот факт, что общая экономическая ситуация в России остается крайне неопределенной, строить прогнозы пока сложно, отмечает Наталия Пырьева. "Мы полагаем, что благодаря финансовой поддержке авиакомпаний, с учетом появившейся возможности выкупа зарубежных самолетов у европейских лизингодателей, а также за счет ускорения темпов отечественного авиастроения авиаперевозчики будут летать, как минимум, по России. Поскольку акцент на развитие внутренней маршрутной сетки был запущен еще ранее, а территория России предполагает огромное множество рейсов, при этом зарубежный туризм сильно ограничен – в летнем сезоне загруженность на внутренних линиях должна быть высокой. Тем не менее, стоит большой вопрос об 11 аэропортах центральных и южных регионов России, ограничения на полеты в которые продлили до 25 апреля. В отношении международный рейсов сейчас будут ключевыми задачами - сохранение и наращивание немногочисленных, но популярных маршрутов в Турцию, Египет, ОАЭ и т. д. Таким образом, в перспективе 2022 года пассажиропоток на внутренних авиалиниях будет на уровне 2021 года или выше, на международных – намного ниже", - полагает она.

Вне зависимости от мер государственной поддержки российская авиаотрасль может и должна жить и развиваться, но что ей мешало все ушедшие 25 лет делать именно это, вопрос крайне интересный, заметил Роман Блинов в беседе с Finam.ru. На поверку выяснилось, что подавляющее большинство самолетов у российских авиаперевозчиков не в собственности, а в лизинге, что, возможно, и разумно с точки зрения затрат, но при этом нет своих разработок и реальных проектов, готовых к массовому экспорту в страны мира, подчеркивает эксперт. "Авиастроение – это очень наукоемкое производство, и смежных отраслей экономики огромное количество, потерять ее - значит лишиться по факту огромного количества явных выгод и секторов реальной экономики. В перспективе, мы, скорее всего, придем именно к модели советского авиапрома, причем он был одним из самых безопасных и самых безотказных в мире. Российские самолеты, еще со времен СССР были гордостью советской экономики и государства. Сейчас у всей мировой авиационной промышленности буквально нескончаемая черная полоса. В последние годы индустрия страдала от последствий пандемии, дефицита компьютерных чипов и роста логистических затрат. Все это коснется и нас. У большинства производителей есть еще одна проблема, не менее острая на сегодня - нехватка сырья и комплектующих, которые поступали из России и Украины. У нас сырье для производства есть, но нам необходимы иные комплектующие – чипы, компьютерные технологии и многое другое для авиастроения. Как эти проблемы будут решаться, вопрос открытый", - заявляет Блинов.

Шансы "Аэрофлота"

Сегодня одна акция компании ПАО "Аэрофлот" стоит в районе 30 рублей, а в 2001 году не превышала и 10 рублей. Возможно, в перспективе, мы снова станем свидетелями роста общей капитализации компании, но не в этом году, отмечает Роман Блинов. Эксперт выделил тому несколько причин.

"Корпорацию "Аэрофлот" будут спасать, причем всеми доступными способами, и возможно этот бренд будет блистать и не раз на мировой арене. Ведь недаром бренду присваивали высшие мировые и европейские награды в области авиаперевозок.

Второе - российская экономика должна к санкциям реально адаптироваться, и каждая отрасль российской экономики отдельно прийти к своему формату иммунитета к санкциям", - заметил эксперт.

По словам Наталии Пырьевой, настроения инвесторов сейчас сильно подвластны геополитическим рискам. На следующей неделе, как ожидается, "Аэрофлот" опубликует операционные результаты за март – в зависимости от того, какими будут показатели, появится некоторая ясность, как сильно украинский конфликт повлиял на авиаперевозки, подчеркивает она. "В случае если реальные данные окажутся лучше ожиданий, вполне можно ожидать роста котировок. На данный момент наша рекомендация по бумагам "Аэрофлота" находится на пересмотре в свете крайне неопределенной экономической ситуации и повышенной волатильности на фондовом рынке", - заявляет Пырьева.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter