27 апреля 2022 Financial One | Бензин
Бизнес в условиях кризиса, нефть, цены на бензин и многое другое обсудили с Алексеем Рыбниковым, президентом СПбМТСБ.
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
Последние два года были динамичными и сложными, но одновременно интересными. В новых условиях, которые постоянно менялись, биржа в очередной раз показала себя как реально функционирующий механизм формирования справедливой рыночной цены на те товары, которые здесь торгуются.
За этот период мы многократно показали, что биржа одновременно является прекрасным механизмом для воздействия на цены через соотношение спроса и предложения. Напомню про прошлогодний августовский бензиновый кризис, с которым мы в итоге справились просто увеличением предложения продукта через биржу. Цена вернулась к уровню, который всем представлялся более-менее приемлемым. Такой опыт, безусловно, есть.
Если говорить про ручное регулирование цен, я не против таких решений. Главное, чтобы это не затягивалось. Ручные механизмы работают в качестве краткосрочной меры. Они способны сбить ажиотаж и на какое-то время охладить пыл. Но если решения по ручному регулированию затягиваются, эта история начинает наносить, на мой взгляд, непоправимый урон. Она создает неправильные стимулы, неправильные ценовые сигналы, снижает стимулы к развитию инвестиционной активности и так далее.
Сейчас у нас новые вызовы, новая ситуация. Наступило переосмысление по очень многим темам, которые до недавнего времени казались невозможными. Сейчас нужно думать, что можно сделать с использованием наших возможностей.
Взять хотя бы тематику регистрации внебиржевых сделок на те товары, которые поставляются Россией на экспорт. Биржа давно уже ведет регистрацию внебиржевых сделок с нефтью, нефтепродуктами, углем. Мы видим реальные цены поставки. Почему бы от этих цен не рассчитывать налоги, пошлины и сбор, вести контроль трансфертного ценообразования? Все это можно делать.
В последние несколько лет на глобальном нефтяном рынке идет очень бурная дискуссия о том, что делать с ценовыми эталонами. Участники рынка, на мой взгляд, уже давно пришли к выводу, что та система, которая существовала, когда более 60% мировых потоков нефти привязано с точки зрения формирования цены к корзине Brent, больше не работает c той же степенью надежности.
Начался активный поиск заменителя эталона. Не случайно за последние годы мы увидели появление китайского поставочного фьючерса на нефть в Шанхае, увидели появление фьючерса на нефть в Абу-Даби, была создана биржа в Абу-Даби. Мы видим, что на Дубайской товарной бирже активно развиваются поставочные фьючерсы. Очевидно, что весь мир экспериментирует с новыми подходами к мировому нефтяному ценообразованию. В системе копились проблемы и противоречия, и нынешняя ситуация выступила очень большим катализатором для всех этих процессов.
Что касается вероятности ситуации, в которой цены на бензин в России резко вырастут, следует помнить несколько факторов. Во-первых, мы производим гораздо больше нефтепродуктов, чем требуется для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Во-вторых, в розничной цене очень большую роль играет не цена нефти, а всевозможные косвенные налоги. В основном движение розничной цены связано с принятыми решениями по акцизам. Так что я никаких проблем в этом отношении не вижу.
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
Последние два года были динамичными и сложными, но одновременно интересными. В новых условиях, которые постоянно менялись, биржа в очередной раз показала себя как реально функционирующий механизм формирования справедливой рыночной цены на те товары, которые здесь торгуются.
За этот период мы многократно показали, что биржа одновременно является прекрасным механизмом для воздействия на цены через соотношение спроса и предложения. Напомню про прошлогодний августовский бензиновый кризис, с которым мы в итоге справились просто увеличением предложения продукта через биржу. Цена вернулась к уровню, который всем представлялся более-менее приемлемым. Такой опыт, безусловно, есть.
Если говорить про ручное регулирование цен, я не против таких решений. Главное, чтобы это не затягивалось. Ручные механизмы работают в качестве краткосрочной меры. Они способны сбить ажиотаж и на какое-то время охладить пыл. Но если решения по ручному регулированию затягиваются, эта история начинает наносить, на мой взгляд, непоправимый урон. Она создает неправильные стимулы, неправильные ценовые сигналы, снижает стимулы к развитию инвестиционной активности и так далее.
Сейчас у нас новые вызовы, новая ситуация. Наступило переосмысление по очень многим темам, которые до недавнего времени казались невозможными. Сейчас нужно думать, что можно сделать с использованием наших возможностей.
Взять хотя бы тематику регистрации внебиржевых сделок на те товары, которые поставляются Россией на экспорт. Биржа давно уже ведет регистрацию внебиржевых сделок с нефтью, нефтепродуктами, углем. Мы видим реальные цены поставки. Почему бы от этих цен не рассчитывать налоги, пошлины и сбор, вести контроль трансфертного ценообразования? Все это можно делать.
В последние несколько лет на глобальном нефтяном рынке идет очень бурная дискуссия о том, что делать с ценовыми эталонами. Участники рынка, на мой взгляд, уже давно пришли к выводу, что та система, которая существовала, когда более 60% мировых потоков нефти привязано с точки зрения формирования цены к корзине Brent, больше не работает c той же степенью надежности.
Начался активный поиск заменителя эталона. Не случайно за последние годы мы увидели появление китайского поставочного фьючерса на нефть в Шанхае, увидели появление фьючерса на нефть в Абу-Даби, была создана биржа в Абу-Даби. Мы видим, что на Дубайской товарной бирже активно развиваются поставочные фьючерсы. Очевидно, что весь мир экспериментирует с новыми подходами к мировому нефтяному ценообразованию. В системе копились проблемы и противоречия, и нынешняя ситуация выступила очень большим катализатором для всех этих процессов.
Что касается вероятности ситуации, в которой цены на бензин в России резко вырастут, следует помнить несколько факторов. Во-первых, мы производим гораздо больше нефтепродуктов, чем требуется для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Во-вторых, в розничной цене очень большую роль играет не цена нефти, а всевозможные косвенные налоги. В основном движение розничной цены связано с принятыми решениями по акцизам. Так что я никаких проблем в этом отношении не вижу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба