До начала XIX в. Петербургская биржа, учреждённая Петром I ещё в 1703 г. оставалась единственной биржей в России. Только в 1789 г. по указу Екатерины II была учреждена биржа в Архангельске, ставшая второй официальной российской биржей. Не ранее 1796 г. появляется биржа в Одессе, в 1811 г. — в Рыбинске (вторично открыта в 1842 г.), 1816 г. — в Варшаве и Риге. В течение более ста лет российские биржи представляли собой фактически только помещение, отведённое правительством для собраний торговых людей. Биржевого общества, официально зарегистрированного властями, с определённым кругом прав и обязанностей не существовало. Были только посетители (купцы и маклеры) биржи, находящейся то в одном, то в другом подчинении. При этом, по тогдашнему состоянию российских финансов, ни одно ведомство не могло нести каких-либо крупных расходов по содержанию биржи и ремонту биржевого здания. Именно это обстоятельство заставило правительство создать специальный орган биржевого купечества.
Учреждение первого в России биржевого комитета
В первые дни сентября 1816 г., вскоре после открытия нового здания Петербургской биржи на Стрелке Васильевского острова, министр финансов Д. А. Гурьев отправил в Комитет министров записку с предложением: «биржевое здание отдать в ведение городского головы, поставив в обязанность купечеству содержать оное в исправности... и тем отвратить от казны всякие по сему зданию издержки». 19 сентября 1816 г. Комитет министров утвердил это представление министра финансов. А 6 ноября 1816 г. в доме городского головы, коммерции советника Я. Н. Молво, по его приглашению собрались русские и иностранные купцы, торговавшие на столичной бирже, для обсуждения предложений правительства. Собрание петербургского биржевого общества признало необходимым для содержания и управления зданием биржи избрать биржевой комитет из шести человек купцов и маклеров. От купцов в комитет вошли М. В. Самада, А. К. Жуков и И. Г. Калгин, от маклеров — А. М. Красильников, К. В. Риттер и Т. И. Теняев. Председателем биржевого комитета по должности стал городской голова Яков Николаевич Молво. Под протоколом заседания расписалось 122 человека.
Рис. 1. Я. Н. Молво — первый председатель Биржевого комитета Санкт-Петербургской биржи
Сформированный биржевой комитет обязан был принять от таможни здание биржи, содержать его в должном порядке и чистоте, по мере необходимости производить ремонт, нанимать штат служащих. Кроме самого здания, на попечение комитета передавались прилегающие к бирже площадь и набережная. Биржевому комитету поручалось заведование всеми биржевыми суммами и ведение бухгалтерской отчётности. Срок службы членов комитета был определён в два года. Установлен был обязательный порядок ежегодного отчёта комитета перед биржевым купечеством, на котором происходили также перевыборы половины членов биржевого комитета. На общем собрании было решено ввести плату за посещение биржи в размере 25 рублей ассигнациями в год с купцов, торговых домов и маклерских контор. Заплатив дополнительно 25 рублей, можно было приобрести для разных нужд ещё и специальный «шкапик».
Организация работы биржевого комитета отличалась большой простотой. На первом же заседании 17 октября 1816 г. были распределены обязанности между членами комитета. На Красильникова было возложено исполнение функций секретаря, Самаде было поручено следить за порядком и чистотой на бирже, Жукову и Риттеру — заведование приходом и расходом биржевых сумм, Калгину и Теняеву — сбор взносов за посещение биржевых собраний. Доходной статьёй была также плата за использование биржевых погребов и кладовых, которые сдавались в аренду различным торговым конторам.
В это время при биржевом комитете ещё отсутствовала канцелярия. Весь штат служащих при бирже состоял из биржевого старосты, который нанимался по контракту на два года, и подчинённых ему шести караульных, нёсших службу вне биржи, и трёх человек для разных услуг внутри здания. На биржевого старосту возлагалась также обязанность смотреть за «благочинием» на стоянке экипажей и извозчиков во время работы биржи.
Таким образом, в 1816 г. на Петербургской бирже возникли два органа биржевого самоуправления:
общее собрание всего биржевого купечества, собиравшееся обыкновенно один раз в году для утверждения отчёта биржевого комитета и выборов новых членов (в экстренных случаях общие собрания могли созываться и чаще);
биржевой комитет, являвшийся исполнительным органом общего собрания, на который, кроме наблюдения за зданием и окрестностями, была возложена забота о соблюдении порядка во время биржевых часов, разбирательство споров и недоразумений в среде биржевого купечества, а также обязанность сообщать в надлежащие учреждения о крупных нарушениях закона.
В 1831 г. Петербургский биржевой комитет получил разрешение правительства, в котором ранее ему было неоднократно отказано — иметь собственную печать, хотя и без государственного герба. С этого времени биржевой комитет столичной биржи становится присутственным местом.
Биржевые собрания происходили ежедневно, кроме праздничных и выходных дней. В биржевом зале официально разрешалось находиться только до 15:30. Ровно в 15:00 купечество предупреждалось об окончании биржи «звоном колокола тремя ударами», а через полчаса должны были ещё раз «звонить для выхода и запирать зало». Как и в XVIII в. правительство желало, чтобы биржевые заседания происходили в более ранние часы, а купечество, по установившейся уже традиции, съезжалось позже, и поэтому биржа продолжалась и после положенного времени.
Биржевой комитет как исполнительный орган биржи
Усложнившаяся с течением времени биржевая техника требовала кодификации уже устоявшихся обычаев и официального признания прав и привилегий биржевого купечества. В 1830 г. биржевой комитет поручил биржевому старшине Карлу Ивановичу Мейснеру, исполнявшему при обыкновенном отсутствии городского головы обязанности председателя комитета, составить проект устава Санкт-Петербургской биржи. В конце 1831 г. Мейснер представил биржевому комитету проект, составленный по образцу уставов автономной английской биржи и бирж вольных немецких городов, в соответствии с установившимися обычаями на Петербургской бирже и действующим российским законодательством.
5 октября 1832 г. устав Петербургской биржи был принят и получил силу закона. В нём давалось совершенно новое понятие биржи. Если прежде она рассматривалась только как место «купеческих сходок», где торговые люди могли заключать коммерческие сделки и обмениваться информацией, то теперь биржа трактовалась как общество торговых людей. Так, первая статья устава гласила:
Рис. 2. Члены биржевого комитета
Право посещения биржи предоставлялось всем желающим, но производить на бирже коммерческие дела имели право: негоцианты или первостатейные купцы, банкиры, купцы всех трёх гильдий, заводчики и фабриканты, заезжие иностранные купцы, крестьяне, торгующие по свидетельствам первых трёх родов, биржевые маклеры, аукционисты, диспашеры, нотариусы, браковщики и подрядчики. Состав биржевого купечества рассматривался довольно широко, в него могли записываться даже женщины. Принадлежность к биржевому сословию определялась исключительно выбором промыслового свидетельства, дававшего право на ведение коммерческих дел с обязательной уплатой взносов на содержание биржевого здания. В уставе биржевой комитет рассматривался как исполнительный орган, но в некоторых случаях на него возлагались обязанности представлять интересы биржевого купечества перед правительством.
В октябре 1846 г. по многочисленным просьбам купечества были разделены должности городского головы и председателя биржевого комитета Петербургской биржи. Биржевому купечеству было «всемилостивейше дозволено» самому избирать из своей среды председателя биржевого комитета. На состоявшихся 28 ноября 1846 г. выборах председателем биржевого комитета был избран барон Александр Людвигович Штиглиц — владелец банкирского дома «Штиглиц и Кº». В течение последующих 13 лет он ещё четыре раза переизбирался на эту должность. Таким образом, с 1846 г. Петербургская биржа стала самостоятельным учреждением, независимым от городского общественного управления. В 1848 г. в дополнение к преимуществам членов биржевого общества, зафиксированных уставом, председателю биржевого комитета, гоф-маклеру и биржевым старшинам было дано право носить мундир Министерства финансов VI класса.
Рис. 3. Председатель биржевого комитета А. Л. Штиглиц
В первой половине XIX столетия биржевые комитеты были учреждены также в Москве (1837 г.), Рыбинске (1842 г.), Одессе (1848 г.), впоследствии и на остальных биржах по мере их учреждения. Все уставы российских бирж в качестве основы использовали устав Петербургской биржи или прямо списывались с него.
В биржевые комитеты входили председатель и несколько членов, именуемых «биржевыми старейшинами» (их число было неодинаковым на разных биржах). Кроме того, в состав биржевых комитетов в качестве «непременного члена» входил гоф-маклер (только на Петербургской, Московской, Киевской и Одесской) или старший маклер (на всех остальных российских биржах).
Председатель и члены биржевого комитета избирались на общем собрании членов биржевого общества, как правило, на три года, подачей избирательных записок или баллотировкою шарами. Гоф-маклер или старший маклер избирался также биржевым обществом (гласными или выборными) и также на три года. Состоявшееся избрание председателя и членов биржевого комитета не требовало утверждения правительственной властью. Гоф-маклер или старший маклер мог вступить в должность только после утверждения его кандидатуры, а в Санкт-Петербурге и Москве даже прямо назначался правительством.
Биржевой комитет собирался по мере надобности, по распоряжению председателя или большинства членов комитета. Дела решались простым большинством голосов.
Общего и единого для всех биржевых комитетов положения в российском законодательстве не существовало. Каждая биржа руководствовалась своим собственным уставом или правилами, в которые входили статьи о биржевом комитете.
Биржевой комитет как представительский орган купечества
В 1870-е гг. Петербургский биржевой комитет попытался изменить некоторые устаревшие статьи устава. Инициатива исходила от председателя комитета А. Г. Золотарёва, который подготовил проект нового устава. Основные положения его сводились к следующему: придать биржевому комитету функции полного представителя биржевого купечества с правом давать заключения по всем вопросам, поступающим на его обсуждение от правительственных и судебных учреждений, а также возбуждать ходатайства как самостоятельно, так и совместно с гласными Петербургской биржи.
После обсуждения проекта в Министерствах финансов и внутренних дел проект был внесён на рассмотрение в Комитет министров, а 23 ноября 1875 г. Александр II утвердил его в качестве «Временных дополнительных правил к уставу Санкт-Петербургской биржи» до составления общего устава для всех русских бирж.
С этого времени особенностью российских бирж являлось то, что они, в отличие от заграничных, были не только специфическими рынками, но и представляли интересы торговых и промышленных кругов перед правительством. Функции, которые в большинстве европейских стран выполняли торгово-промышленные палаты. В основу деятельности русских биржевых учреждений было положено двойственное начало. Они действовали в качестве как органов биржевой торговли, так и совещательных органов торгово-промышленного класса. Кроме забот о биржевой торговле на биржевые комитеты возлагалось представительство перед правительством о нуждах и пользе торговли и промышленности, подача заключений по разным вопросам в области торгово-промышленной жизни.
Биржевым комитетам поручалось представлять по требованию правительственных учреждений сведения, справки и заключения по делам, касающимся местной торговли и промышленности. Биржевые комитеты составляли правила биржевой торговли и своды местных торговых обычаев, посредничали в спорах по торговым сделкам, решали вопросы об учреждении администрации по делам несостоятельных должников.
Правительство со своей стороны во всех случаях, когда оно считало необходимым иметь по какому-нибудь вопросу мнение представителей торгово-промышленного класса, обыкновенно или обращалось к биржевым комитетам с просьбой дать заключение и сообщить необходимые сведения, или приглашало представителей биржевых комитетов в комиссии и совещания, обсуждавшие законопроекты или те, или иные вопросы, касающиеся интересов промышленности и торговли.
Многие из провинциальных бирж, учреждённых после 1905 г., возникли не столько ради торговли, сколько вследствие назревших потребностей в представительстве местных торгово-промышленных интересов в законодательных учреждениях.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Учреждение первого в России биржевого комитета
В первые дни сентября 1816 г., вскоре после открытия нового здания Петербургской биржи на Стрелке Васильевского острова, министр финансов Д. А. Гурьев отправил в Комитет министров записку с предложением: «биржевое здание отдать в ведение городского головы, поставив в обязанность купечеству содержать оное в исправности... и тем отвратить от казны всякие по сему зданию издержки». 19 сентября 1816 г. Комитет министров утвердил это представление министра финансов. А 6 ноября 1816 г. в доме городского головы, коммерции советника Я. Н. Молво, по его приглашению собрались русские и иностранные купцы, торговавшие на столичной бирже, для обсуждения предложений правительства. Собрание петербургского биржевого общества признало необходимым для содержания и управления зданием биржи избрать биржевой комитет из шести человек купцов и маклеров. От купцов в комитет вошли М. В. Самада, А. К. Жуков и И. Г. Калгин, от маклеров — А. М. Красильников, К. В. Риттер и Т. И. Теняев. Председателем биржевого комитета по должности стал городской голова Яков Николаевич Молво. Под протоколом заседания расписалось 122 человека.
Рис. 1. Я. Н. Молво — первый председатель Биржевого комитета Санкт-Петербургской биржи
Сформированный биржевой комитет обязан был принять от таможни здание биржи, содержать его в должном порядке и чистоте, по мере необходимости производить ремонт, нанимать штат служащих. Кроме самого здания, на попечение комитета передавались прилегающие к бирже площадь и набережная. Биржевому комитету поручалось заведование всеми биржевыми суммами и ведение бухгалтерской отчётности. Срок службы членов комитета был определён в два года. Установлен был обязательный порядок ежегодного отчёта комитета перед биржевым купечеством, на котором происходили также перевыборы половины членов биржевого комитета. На общем собрании было решено ввести плату за посещение биржи в размере 25 рублей ассигнациями в год с купцов, торговых домов и маклерских контор. Заплатив дополнительно 25 рублей, можно было приобрести для разных нужд ещё и специальный «шкапик».
Организация работы биржевого комитета отличалась большой простотой. На первом же заседании 17 октября 1816 г. были распределены обязанности между членами комитета. На Красильникова было возложено исполнение функций секретаря, Самаде было поручено следить за порядком и чистотой на бирже, Жукову и Риттеру — заведование приходом и расходом биржевых сумм, Калгину и Теняеву — сбор взносов за посещение биржевых собраний. Доходной статьёй была также плата за использование биржевых погребов и кладовых, которые сдавались в аренду различным торговым конторам.
В это время при биржевом комитете ещё отсутствовала канцелярия. Весь штат служащих при бирже состоял из биржевого старосты, который нанимался по контракту на два года, и подчинённых ему шести караульных, нёсших службу вне биржи, и трёх человек для разных услуг внутри здания. На биржевого старосту возлагалась также обязанность смотреть за «благочинием» на стоянке экипажей и извозчиков во время работы биржи.
Таким образом, в 1816 г. на Петербургской бирже возникли два органа биржевого самоуправления:
общее собрание всего биржевого купечества, собиравшееся обыкновенно один раз в году для утверждения отчёта биржевого комитета и выборов новых членов (в экстренных случаях общие собрания могли созываться и чаще);
биржевой комитет, являвшийся исполнительным органом общего собрания, на который, кроме наблюдения за зданием и окрестностями, была возложена забота о соблюдении порядка во время биржевых часов, разбирательство споров и недоразумений в среде биржевого купечества, а также обязанность сообщать в надлежащие учреждения о крупных нарушениях закона.
В 1831 г. Петербургский биржевой комитет получил разрешение правительства, в котором ранее ему было неоднократно отказано — иметь собственную печать, хотя и без государственного герба. С этого времени биржевой комитет столичной биржи становится присутственным местом.
Биржевые собрания происходили ежедневно, кроме праздничных и выходных дней. В биржевом зале официально разрешалось находиться только до 15:30. Ровно в 15:00 купечество предупреждалось об окончании биржи «звоном колокола тремя ударами», а через полчаса должны были ещё раз «звонить для выхода и запирать зало». Как и в XVIII в. правительство желало, чтобы биржевые заседания происходили в более ранние часы, а купечество, по установившейся уже традиции, съезжалось позже, и поэтому биржа продолжалась и после положенного времени.
Биржевой комитет как исполнительный орган биржи
Усложнившаяся с течением времени биржевая техника требовала кодификации уже устоявшихся обычаев и официального признания прав и привилегий биржевого купечества. В 1830 г. биржевой комитет поручил биржевому старшине Карлу Ивановичу Мейснеру, исполнявшему при обыкновенном отсутствии городского головы обязанности председателя комитета, составить проект устава Санкт-Петербургской биржи. В конце 1831 г. Мейснер представил биржевому комитету проект, составленный по образцу уставов автономной английской биржи и бирж вольных немецких городов, в соответствии с установившимися обычаями на Петербургской бирже и действующим российским законодательством.
5 октября 1832 г. устав Петербургской биржи был принят и получил силу закона. В нём давалось совершенно новое понятие биржи. Если прежде она рассматривалась только как место «купеческих сходок», где торговые люди могли заключать коммерческие сделки и обмениваться информацией, то теперь биржа трактовалась как общество торговых людей. Так, первая статья устава гласила:
Биржа есть общее собрание принадлежащих к торговому сословию лиц, которые собираются в одном месте для удобства взаимных сношений и сделок по всем оборотам торговли и промышленности.
Рис. 2. Члены биржевого комитета
Право посещения биржи предоставлялось всем желающим, но производить на бирже коммерческие дела имели право: негоцианты или первостатейные купцы, банкиры, купцы всех трёх гильдий, заводчики и фабриканты, заезжие иностранные купцы, крестьяне, торгующие по свидетельствам первых трёх родов, биржевые маклеры, аукционисты, диспашеры, нотариусы, браковщики и подрядчики. Состав биржевого купечества рассматривался довольно широко, в него могли записываться даже женщины. Принадлежность к биржевому сословию определялась исключительно выбором промыслового свидетельства, дававшего право на ведение коммерческих дел с обязательной уплатой взносов на содержание биржевого здания. В уставе биржевой комитет рассматривался как исполнительный орган, но в некоторых случаях на него возлагались обязанности представлять интересы биржевого купечества перед правительством.
В октябре 1846 г. по многочисленным просьбам купечества были разделены должности городского головы и председателя биржевого комитета Петербургской биржи. Биржевому купечеству было «всемилостивейше дозволено» самому избирать из своей среды председателя биржевого комитета. На состоявшихся 28 ноября 1846 г. выборах председателем биржевого комитета был избран барон Александр Людвигович Штиглиц — владелец банкирского дома «Штиглиц и Кº». В течение последующих 13 лет он ещё четыре раза переизбирался на эту должность. Таким образом, с 1846 г. Петербургская биржа стала самостоятельным учреждением, независимым от городского общественного управления. В 1848 г. в дополнение к преимуществам членов биржевого общества, зафиксированных уставом, председателю биржевого комитета, гоф-маклеру и биржевым старшинам было дано право носить мундир Министерства финансов VI класса.
Рис. 3. Председатель биржевого комитета А. Л. Штиглиц
В первой половине XIX столетия биржевые комитеты были учреждены также в Москве (1837 г.), Рыбинске (1842 г.), Одессе (1848 г.), впоследствии и на остальных биржах по мере их учреждения. Все уставы российских бирж в качестве основы использовали устав Петербургской биржи или прямо списывались с него.
В биржевые комитеты входили председатель и несколько членов, именуемых «биржевыми старейшинами» (их число было неодинаковым на разных биржах). Кроме того, в состав биржевых комитетов в качестве «непременного члена» входил гоф-маклер (только на Петербургской, Московской, Киевской и Одесской) или старший маклер (на всех остальных российских биржах).
Председатель и члены биржевого комитета избирались на общем собрании членов биржевого общества, как правило, на три года, подачей избирательных записок или баллотировкою шарами. Гоф-маклер или старший маклер избирался также биржевым обществом (гласными или выборными) и также на три года. Состоявшееся избрание председателя и членов биржевого комитета не требовало утверждения правительственной властью. Гоф-маклер или старший маклер мог вступить в должность только после утверждения его кандидатуры, а в Санкт-Петербурге и Москве даже прямо назначался правительством.
Биржевой комитет собирался по мере надобности, по распоряжению председателя или большинства членов комитета. Дела решались простым большинством голосов.
Общего и единого для всех биржевых комитетов положения в российском законодательстве не существовало. Каждая биржа руководствовалась своим собственным уставом или правилами, в которые входили статьи о биржевом комитете.
Биржевой комитет как представительский орган купечества
В 1870-е гг. Петербургский биржевой комитет попытался изменить некоторые устаревшие статьи устава. Инициатива исходила от председателя комитета А. Г. Золотарёва, который подготовил проект нового устава. Основные положения его сводились к следующему: придать биржевому комитету функции полного представителя биржевого купечества с правом давать заключения по всем вопросам, поступающим на его обсуждение от правительственных и судебных учреждений, а также возбуждать ходатайства как самостоятельно, так и совместно с гласными Петербургской биржи.
После обсуждения проекта в Министерствах финансов и внутренних дел проект был внесён на рассмотрение в Комитет министров, а 23 ноября 1875 г. Александр II утвердил его в качестве «Временных дополнительных правил к уставу Санкт-Петербургской биржи» до составления общего устава для всех русских бирж.
С этого времени особенностью российских бирж являлось то, что они, в отличие от заграничных, были не только специфическими рынками, но и представляли интересы торговых и промышленных кругов перед правительством. Функции, которые в большинстве европейских стран выполняли торгово-промышленные палаты. В основу деятельности русских биржевых учреждений было положено двойственное начало. Они действовали в качестве как органов биржевой торговли, так и совещательных органов торгово-промышленного класса. Кроме забот о биржевой торговле на биржевые комитеты возлагалось представительство перед правительством о нуждах и пользе торговли и промышленности, подача заключений по разным вопросам в области торгово-промышленной жизни.
Биржевым комитетам поручалось представлять по требованию правительственных учреждений сведения, справки и заключения по делам, касающимся местной торговли и промышленности. Биржевые комитеты составляли правила биржевой торговли и своды местных торговых обычаев, посредничали в спорах по торговым сделкам, решали вопросы об учреждении администрации по делам несостоятельных должников.
Правительство со своей стороны во всех случаях, когда оно считало необходимым иметь по какому-нибудь вопросу мнение представителей торгово-промышленного класса, обыкновенно или обращалось к биржевым комитетам с просьбой дать заключение и сообщить необходимые сведения, или приглашало представителей биржевых комитетов в комиссии и совещания, обсуждавшие законопроекты или те, или иные вопросы, касающиеся интересов промышленности и торговли.
Многие из провинциальных бирж, учреждённых после 1905 г., возникли не столько ради торговли, сколько вследствие назревших потребностей в представительстве местных торгово-промышленных интересов в законодательных учреждениях.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу