Французский поцелуй. Renault попрощался с "АВТОВАЗом" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Французский поцелуй. Renault попрощался с "АВТОВАЗом"

28 апреля 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Французская компания Renault, совладелец компании "АВТОВАЗ" передаст свою долю Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). У компании будет опцион обратного выкупа акций в течение пяти-шести лет, сообщил глава Минпроторга Денис Мантуров. Французская компания в ряду других иностранных автопроизводителей, которые приостанавливают производство на фоне санкций, оставляя российских производителей искать выход из сложного положения. При этом расходы на машину выросли в два раза, а автомобили все чаще стали угонять, как в "лихие 1990-е" из-за проблем с автозапчастями.

Передача акций НАМИ, легендарному советскому автомобильному институту, который разрабатывал экспериментальные малолитражки, а сегодня президентский "членовоз" "Aurus", - де факто приобретение компании государством.

Концерн Renault, который также передает свое производство в Москве столичным властям, вслед за другими западными автогигантами приостанавливает бизнес в России из-за западных санкций.

Сотрудничество Renault и Волжского завода было плодотворным, несмотря на критические замечания. Качество продукции завода заметно повысилось, а выпускаемые на "АВТОВАЗе" автомобили Renault-Logan успешно продавались на международных рынках.

Уход французов несомненно повлияет на качество собираемых на Волжском заводе автомобилей, однако ведущий эксперт УК "Финам-менеджемент" Дмитрий Баранов уверен, что "нынешний собственник, и возможные будущие собственники, и власти заинтересованы в сохранении высокого качества продукции и будут стремиться к этому" - "производить "вёдра с гайками" вряд ли кто-то хочет, их не будут брать".

По мнению Баранова, переход актива от одного собственника к другому не означает ухудшения ситуации, тем более возможен обратный выкуп. "И нынешний собственник, и возможный будущий собственник, и власти - все хотят сохранить профиль деятельности, никто не хочет ликвидировать предприятие полностью, а его территорию застроить. Ценность актива именно в том, что он делает, какую продукцию он производит, и это нужно сохранить. Соответственно, и то, что предприятие производит, должно быть отличного качества, только в этом случае оно стоит дорого и имеет смысл его сохранять".

Renault сегодня в длинном списке западных автомобильных производителей, которые приостановили работу в России после объявления санкций на фоне спецоперации на Украине. Так, приостановила импорт автомобилей в Россию и поставки комплектующих компания BMW, компания Ford объявила о приостановке совместной с "Соллерс" деятельности в России. Сборку автомобилей на предприятиях в Калуге приостановили компании Pegeout и Opel. Причиной также стали перебои с логистикой.

Россия долгие годы поощряла сборку автомобилей крупных западных компаний на территории страны, предоставляя льготные условия производителям. Как отмечает журнал "Эксперт", автомобили в стране выпускали практически все крупные западные компании. Совокупный объем инвестиций в отрасль в постсоветское время перевалил $ 20 миллиардов.

При этом правительство постоянно требовало от автомобильных производителей повышать локализацию своих машин. Однако этот уровень по-прежнему оставляет желать лучшего, рассказывал Finam.ru топ-менеджер одной из российских компаний, работающих с западными производителями.

Пока в России остаются автомобильные компании из Японии, Кореи и Китая. Однако, как пишет издание РБК, хотя компании Hundai и Kia не делали заявлений об уходе из России, они приостановили производство из-за нехватки комплектующих. Аналогичная ситуация у компании Toyota.

В выигрыше оказались китайские производители, такие как компания Haval, пишет РБК. Компания по-прежнему производит продукцию на предприятии в Тульской области - там выпускают кроссоверы F7, F7x и Jolion и внедорожник H9.

"Если иностранные компании, как производители автомобилей, так и компонентов, вернутся на отечественный рынок, то это усилит конкуренцию", - отмечает Баранов. Положение российских автопроизводителей будет зависеть от того, как будет складываться ситуация в экономике, продолжает эксперт: "Если различные ограничения будут длительными, то это может ограничить возможности производителей по развитию производства, так как они не смогут приобретать иностранные технологии, оборудование, компоненты. В нынешней ситуации российские производители вынуждены искать различные способы продолжения своей работы, а выйдет ли это у них и что из этого получится, можно будет увидеть через некоторое время в автомобильных салонах".

Больше машин старых и вредных

Но несмотря на то, что ситуация вряд ли будет похожа на СССР с его одинаковыми рядами "Волг" и "Жигулей" и редкого вкрапления "иномарок", на улицах будет больше подержанных автомобилей. К тому же более экологически вредных: чтобы пойти навстречу производителям, правительство собирается временно разрешить выпуск автомобилей стандарта "Евро-ноль".

Производители готовятся к резкому изменению логистических цепочек, а покупатели - к тому, что цены на машины будут только расти. Цены на новые машины "кусаются": по данным портала "Автостат", новые машины в марте подорожали в среднем на 40%, а модели класса-премиум - на 60%.

Потребители уже меняют привычки и вряд ли будут готовы менять своих железных коней столь часто. Как отмечается в исследовании, проведенном специализированным порталом "Авито-авто", продавать свой автомобиль передумало примерно 16% респондентов. При этом, 37% хотели приобрести новый автомобиль, но сейчас уже собираются покупать машину на вторичном рынке. Популярностью пользуются недорогие модели, такие как Lada Granta, стоимость которой в базовой версии составляет 1 350 000 руб.

Расходы на содержание автомобилей тоже существенно выросли. По данным совместного опроса, проведенного РГС Банком и банком "Открытие", если в 2021 году большинство автолюбителей ежемесячно тратило на машину до 5000 рублей, то сегодня половина опрошенных называет сумму 5-10 тысяч рублей. В 5000 рублей в месяц укладываются лишь 22% респондентов.

Больше всего на содержание машин тратят жители двух столиц, более 10 000 рублей в месяц. Основная часть расходов - топливо. Его как наиболее чувствительную часть бюджета назвали 68% опрошенных. На втором месте ремонт, так считают 53% респондентов. В свою очередь, 17% назвали страхование автомобиля.

Последняя статья расходов в нынешних условиях очень важна. В стране выросло число угонов автомобилей. Как отмечает портал Autonews, угонщики проявляют интерес к машинам корейского производства, а также к запчастям дорогих авто. Это вполне в духе "лихих 1990-х", когда с автомобилей снимали импортные дворники и фары. Как сообщили Autonews в Российском союзе автостраховщиков, количество угонов автомобилей в стране увеличилось в текущем году на 10%.

"Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения", - эта цитата из романа "Золотой теленок", похоже, устаревает, и в нынешние времена автомобиль становится роскошью. Один из героев романа, заядлый автомобилист Адам Козлевич, как известно, не ждал от Остапа Бенедера миллионов, а просил лишь "маслопроводный шланг, хоть не новый". В нынешних условиях хороший подарок и для современного автомобилиста.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter