Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что делать с акциями российских банков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что делать с акциями российских банков

28 апреля 2022 Financial One Абелев Олег
Российский банковский и финансовый сектор в целом обсудили с Олегом Абелевым, начальником аналитического отдела ИК «Риком-траст».

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Я бы не стал описывать банковский сектор целиком каким-то одним словом или какой-то одной характеристикой. Из-за выборочной санкционной политики каждый отдельный публичный игрок этого сектора на российском рынке требует отдельного обсуждения.

Понятно, что есть банки, которые попали под самые жесткие санкции. Это так называемый SDN List американских органов. У них заблокированы корсчета в недружественных странах, по которым идут все долларовые и евровые операции. Поэтому Сбербанк, например, с 8 апреля запретил в мобильном приложении делать валютные переводы. Понятно, что такие истории не могут не отразиться на доходах банков и в целом на их основных комиссионных затратах.

Что касается привлекательности этих бумаг для российского инвестора, говорить о том, что они привлекательны вдолгую не приходится как минимум по причине полного отсутствия дивидендного фактора на неопределенный срок. Крупные госбанки уже заявили о том, что не будут платить дивиденды. Я думаю, что их примеру последуют банки, которые не являются крупными и не попали под самые жесткие санкции. Тот же «Тинькофф», например, не попал под жесткие санкции, но попал под ребрендинг.

Понятно, что в новой реальности доходы банков от инвестиционных подразделений снизятся. Основные доходы банки будут получать от классических операций – тех же депозитов на фоне высоких ставок. При этом надо понимать, что в пятницу мы, скорее всего, увидим снижение ключевой ставки. В целом тренд на снижение ключевой ставки имеет место быть, и сохранится он до конца года. Привлекательность депозитов и доходы банков на этом направлении тоже будут снижаться.

Поэтому надеяться на большие дивиденды и вообще на их выплату, наверное, в банковском секторе не стоит. И ВТБ, и «Сбер», и «Альфа», скорее всего, будут направлять чистую прибыль либо в резервы под неплатежеспособных заемщиков, либо просто будут ее накапливать. Поэтому с этой точки зрения банковский сектор – далеко не самый интересный сегмент для инвестиций.

Но еще раз повторюсь – у каждого банка своя история. Ясно, что львиной доли доходов банки не досчитаются. Придется докапитализироваться, потому что банки утратили приличный капитал. Купные банки, которые попали под самые жесткие санкции, потеряли от трети до четверти капитала. Скорее всего, будет задействован Фонд национального благосостояния. Здесь не до дивидендов.

Если говорить про финансовый сектор, брокеры, аффилированные с банками, – те же «Альфа-инвестиции», «ВТБ капитал», «Сбер» – естественно, пострадают больше. Мы видим, что происходит, как брокеры при крупных банках очень не хотят отдавать свою клиентскую базу, хотя вынуждены это сделать. Понятно, что не хочется расставаться с тем, что так долго по кирпичику складывалось. Но деваться некуда, это придется делать. Но здесь вопрос не только в финансовых, а в репутационных затратах этих брокеров.

Если мы говорим о некрупных брокерских компаниях, не аффилированных с крупными банками, или же аффилированных с крупными банками, которые не попали под жесткие санкции, то можно сказать, что пришло их время.

Очевидно, что крупные клиенты крупных брокеров, которые попали под санкции, будут искать, куда переводить бумаги. Это хорошая история для развития такого рода компаний. Поэтому можно сказать, что для брокерских компаний и в принципе для профучастников не все так грустно, как для крупных банков, попавших под санкции.