Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Август Хорьх Биография человека, который построил автомобили Audi » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Август Хорьх Биография человека, который построил автомобили Audi

6 мая 2022 Открытие | Открытый журнал
Знаковая фигура немецкого автопрома, создатель Audi, гениальный инженер, чьё производство пережило две войны. Обладая твёрдым характером и колоссальным трудолюбием, он начал свой путь деревенским мальчишкой и смог навсегда изменить мир автомобилестроения.

Август Хорьх Биография человека, который построил автомобили Audi


Начало большого пути

Август Хорьх родился 18 октября 1868 г. в немецкой деревне Мосельдорф, расположенной вблизи городка Виннинген. Его отец работал кузнецом, но продолжать дело родителя Август не хотел — он с детства был уверен, что его ждёт более интересное будущее.

Тем не менее Хорьху пришлось посвятить время отцовской кузне — в 13 он был вынужден бросить школу, чтобы помогать папе кормить семью. Август не только выполнял заказы немногочисленных клиентов, но и конструировал собственные изделия, компенсируя отсутствие опыта богатой фантазией и тягой к постоянным экспериментам. Именно в папиной кузне Хорьх создал своё первое транспортное средство — самокат.

Он мог трудиться часами, превращая обыкновенные сани в подобие гоночных болидов, выковывая коньки невероятных конструкций и мечтая, что однажды он обязательно прославится и станет богатым человеком.

В 14 лет Хорьх ощутил в себе силы начать самостоятельную жизнь — он покинул родительский дом и отправился в путешествие в компании лучшего друга. Август был безумно рад, что ему больше не придётся заниматься делом, к которому не лежит душа — Хорьх искренне верил, что отныне он сможет посвятить всё своё время конструированию транспорта. Спустя много лет Хорьх так описал своё путешествие:

Мы вдвоём с моим приятелем гордо шествовали в неизведанное, как молодые котята, задрав хвостики и не боясь ничего на свете. Больше всего я походил на школьника, так как был не выше складного зонтика от дождя. Но во мне горело романтическое пламя, и одновременно я имел непреодолимое желание стать хоть в чём-то умелым человеком.


Разумеется, реальность значительно отличалась от наивных планов Августа. В 16 лет Хорьху пришлось устроиться на завод вагоностроения в Гейдельберге. Парню быстро надоело махать кувалдой, напрессовывая стальные бандажи на колёса, — он уволился, сменил ещё несколько мест работы, а после принял решение поступить в высшее учебное заведение.
Взрослая жизнь

В 1888 г. Августу удалось стать студентом Саксонского инженерного училища. Двадцатилетний Хорьх отличался непростым характером, однако быстро завоевал расположение преподавателей усидчивостью и ответственным подходом к учёбе. Учителя Августа отмечали, что талантливый студент обладал обострённым чувством справедливости, никогда не лез за словом в карман и мог смело отстаивать свои интересы. Для него не имели значения ни социальный статус, ни финансовое положение оппонента — если Хорьх считал, что кто-то поступает нечестно, он никогда не молчал.

Выйдя из стен училища с дипломом инженера-механика, Август устроился руководителем отдела на литейный завод в Ростоке. Позже Хорьх уже конструировал двигатели для катеров в судостроительной компании в Лейпциге. Молодому инженеру нравилась его работа, но в глубине души он понимал, что находится не на своём месте и его жизнь совсем скоро кардинально изменится. Август верил, что судьба подаст ему знак — и, действительно, перемены не заставили себя ждать.

Увидев в газете объявление, что в городе состоятся первые мотогонки, инженер понял, что обязан посетить громкое мероприятие. Демонстрация нового мотоцикла компании Hildebrand and Wolfmüller произвела на Августа колоссальное впечатление — в своих воспоминаниях он написал, что долго ходил вокруг чуда техники, после чего, набравшись смелости, поинтересовался у механиков, создаются ли подобные транспортные средства на других заводах. Узнав, что инновационные мотоциклы выпускаются компаниями Г. Даймлера в Штутгарте и К. Бенца в Мангейме, Хорьх помчался домой и написал хозяевам предприятий письма с просьбой взять его на работу.

Август попытался изложить на бумаге весь свой жизненный путь — он рассказал не только о профессиональном опыте, но и о жгучем желании совершить нечто великое, кардинально изменить существующий мир автомобилестроения. Бенца тронуло письмо инженера — амбициозный Хорьх получил работу на его производстве. Обрадованный Август без сожаления покинул судостроительную компанию и отправился в Мангейм.

Школа Бенца

Свою карьеру под крылом К. Бенца Хорьх начал в должности помощника главы отдела производства двигателей — острый ум и огромное желание трудиться помогли Августу стать управляющим бизнеса Бенца и руководителем автопроизводства.

Хорьху нравилось работать на своего покровителя — в дальнейшем он не раз называл сотрудничество с К. Бенцом лучшим этапом своей жизни. Однако, спустя некоторое время, между учеником и учителем начали возникать разногласия — ярый консерватор и противник экспериментов, Бенц не позволял молодому Хорьху внедрять в производство инновационные идеи. Август неоднократно пытался убедить начальника, что бизнес нуждается в качественном обновлении — иначе в конкурентной гонке просто не выжить. Бенц проявлял свойственное ему упрямство — он заставлял управляющего работать в жёстких рамках и упорно отказывался хоть что-то менять, но и отпускать Хорьха в свободное плавание тоже не собирался. Бенцу нравилось, что на него работает столь расторопный и талантливый человек, однако Август не принадлежал к тем, кого можно удержать. Ему было непросто расстаться с местом работы, где впервые поверили в него, но всё же в конце 1890-х гг. Август Хорьх покинул завод в Мангейме.

Первое производство и творческая свобода

Август зарегистрировал компанию A.Horch & Cie 14 ноября 1899 г. Его мечта сбылась — он мог творить без упрямых начальников и консерваторов, которые были не способны разглядеть свою выгоду в прогрессивных идеях.


Представительство завода Horch. Источник: www.drive2.ru

В 1900 г. Хорьх впервые запатентовал своё изобретение — особую конструкцию штанги прерывателя напряжения, разработанную им под систему зажигания Bosch.

Окрылённый своей творческой свободой, Хорьх генерировал всё новые идеи — в 1901 г. он запатентовал инновационную систему топливного впрыска, доказал необходимость применения блока цилиндров и запустил производство передаточного механизма из более лёгкого металла. Именно благодаря Августу в автомобилях появился карданный вал. Также Хорьх был первым, кто оценил преимущества переднего расположения двигателя, пока крупные фигуры рынка автомобилестроения отдавали предпочтение «каретной» конструкции.

В 1901 г. был выпущен первый автомобиль компании Horch — требовательный Август остался доволен работой мотора, правда, отметил, что стоило бы изменить конструкцию коробки передач.

Август не умел останавливаться на достигнутом — даже собственные наработки спустя время казались ему несовершенными, устаревшими. Он постоянно находился в поиске свежих идей и способов их реализации. Благодаря его усилиям летом 1901 г. была завершена разработка второй модели автомобиля Horch. Правда, запустить машину в производство тогда не удалось — на пути гения Августа возникли финансовые проблемы. Фабрика Хорьха находилась на грани разорения — погрузившись в технические моменты, Август совсем забыл о материальной стороне вопроса. К счастью, инженеру удалось найти спонсоров, благодаря которым фабрика Horch была перезапущена в Райхенбахе.

Август понимал, что второго шанса не будет — удержать производство на плаву смогут только инновации. В борьбе с конкурентами Хорьх применил своё любимое оружие — кардинальные перемены. Идея использовать хромоникелевую сталь не только сделала автомобили Хорьха надёжнее, но и помогла ему обзавестись союзником и партнёром в лице металлургического завода Бисмарка. Производители стали были благодарны Августу за новую сферу применения их продукции.

Представители завода прибыли на выставку, в рамках которой Хорьх демонстрировал новый автомобиль, и вручили инженеру букет цветов, полностью выполненный из хромоникелевой стали. Подарок настолько понравился Августу, что тот упомянул о нём в мемуарах: «Этот букет блистал на нашем стенде всеми цветами радуги и служил центром притяжения публики».

Дело Хорьха процветало — в 1904 г. фабрика, которая ещё недавно едва не закрылась из-за нехватки средств, превратилась в акционерное общество и переехала в Цвиккау.

Предательство и Audi

Августу нравилась здоровая конкуренция — только в таких условиях он мог развиваться и доказывать, что его идеи способны опередить время.


Август Хорьх

Прожитые годы не сделали его лояльным к несправедливости — он был таким же нетерпимым ко лжи и требовательным к людям, как и в студенческие времена. Разумеется, успех честного до мозга костей Хорьха многим не давал спокойно спать — увлечённый созданием машин Август не подозревал, что его друзья превратились во врагов, готовых на любую подлость.

19 июня 1909 г. Хорьх выиграл специальный приз на гонках имени принца Генриха — Август выступал в качестве гонщика, представляя немецкий императорский автоклуб. Радость победы омрачило письмо, полученное по возвращении в отель. Коммерческий директор производства писал, что причина падения продаж заключается в том, что машины Хорьха плохого качества. Обвинение было крайне несправедливым, а терпеть ложь в свой адрес Август не умел — уже на следующий день он твёрдо решил открыть новое производство, которое оставило бы ставший ему ненавистным завод далеко позади, вместе со всеми завистниками.

За три дня Август собрал 200 тысяч марок — и 16 июля 1909 г, меньше чем через месяц после получения оскорбительного письма, Хорьх зарегистрировал компанию August Horch Automobilwerke.

Враги Августа, узнав о новом предприятии Хорьха, подали на него в суд, намереваясь лишить права называть новые машины своим именем. Завистникам хватило наглости заявить, что новые авто будут считаться плагиатом, так как бренд Horch уже существует, и двух заводов с таким названием быть не может.

К сожалению, суд оказался на стороне бывших партнёров Хорьха, и ему пришлось спешно подбирать новое название для своего предприятия. В поисках звучного имени инженер обратился за помощью к своему другу — Францу Фикентшеру. Пока мужчины обсуждали варианты названий, сын Франца учил латынь в отцовском кабинете. Наткнувшись на фразу Audi et altera, в переводе означающую «Выслушай и другую сторону», мальчик предложил Августу остановить выбор на слове Audi.

Название было не только звучным, но и символичным, ведь фамилия Августа, как и Audi, буквально переводится как «слышать». Идея настолько понравилась Хорьху, что он до конца своих дней подписывался как Audi Horch. Название новых машин заменило имя их создателю.

Специалисты, ранее работавшие с Августом, не захотели трудиться на тех, кто выжил его с производства — практически в полном составе команда покинула предприятие и продолжила дело Хорьха в компании Audi. Участь завода Horch была предрешена — врагов Августа погубила собственная зависть.

В 1911 г., в рамках последней предвоенной выставки, автомобили Audi впервые были представлены зрителям. Новые машины не только снискали общественное одобрение, но и одержали множество побед на гонках и выставках. Весной 1913 г. Хорьх приехал в Петербург, где проводилась демонстрация новейших продуктов в сфере автомобилестроения. На мероприятии присутствовал император. Позже Август написал, что «русский царь произвёл удивительно хорошее впечатление».


Август Хорьх и сконструированный им автомобиль. Источник: www.drive2.ru

Военное время

Первая мировая война диктовала жёсткие условия. Новаторские идеи отошли на второй план — компания Audi, в 1914 г. получившая статус акционерного общества, едва успевала справляться с госзаказами. Приходилось постоянно наращивать мощность производства, поставляя на фронт легковые и грузовые автомобили, а также гранаты и миномёты.

В 1916 г. Audi начала выпускать узлы для первого немецкого танка A7V. Характер не позволил Августу полностью отказаться от новых разработок даже в тяжёлое время — он вошёл в состав конструкторской группы, занимавшейся совершенствованием танковой техники. За особые заслуги в сфере обеспечения поставок военных машин в конце 1917 г. Хорьх получил награду — «Военный крест».

Пока немцы были сосредоточены на выпуске боевой техники, инициативу в производстве гражданских автомобилей полностью перехватили американцы. Чтобы не дать немецкому автопрому даже шанса оправиться и потеснить Америку с лидерских позиций, правительство США обязало Германию, проигравшую войну, выплатить множество репараций.

Август понимал, что в таких условиях он больше не сможет развиваться как независимый изобретатель. В феврале 1920 г. Хорьх принял сложное решение — он вышел из состава правления Audi и отправился в столицу, сославшись на то, что больше не желает видеть Цвиккау местом своего проживания.

«В Берлине сильнее ощущается пульс жизни всего государства, там бьют ключи идей, там принимаются все решения, и я хотел принимать в этом участие», — так описывал Хорьх причины своего переезда. Даже в солидном возрасте он не мог оставаться в стороне от передовых технологий и прогресса.

Признание

Август Хорьх был не только выдающимся инженером, но и влиятельной персоной — он входил в состав правления передовых технических обществ, «Союза предпринимателей немецкого автопрома» и объединения производителей моторных транспортных средств. Также Хорьх получил пост президента Императорского союза автоэкспертов, стал главой оргкомитета по вопросам внешней торговли автомобилями, вошёл в состав совета AUKA, компании, занимавшейся организацией автовыставок.



В 1922 г. Августу было присвоено звание почётного доктора инженерных наук. В 1934 г. именем Хорьха назвали одну из улиц Цвиккау. Сам Август никогда не кичился своими званиями и высокими должностями — амбиции он реализовывал исключительно в производстве машин. Забеги по карьерной лестнице не интересовали инженера — всю жизнь его душу увлекала только гонка технологий.

В 1933 г. Август стал членом совета концерна Auto Union, объединявшего в том числе два производства — Horch и Audi. Таким образом, в апреле 1933 г. Хорьх стал директором завода, откуда его выжили много лет назад. Пребывая в статусе главного эксперта в сфере немецкого автомобилестроения, Август анализировал разработки нового поколения инженеров. Также Хорьх увлёкся написанием мемуаров. Словно пытаясь сформулировать смысл своей жизни, он подвёл своеобразную черту такими словами:

На склоне лет я могу ощущать лишь радость. Я сделал своё дело. Было выпущено тысячи машин, которые несли моё имя. Мне не стыдно за их качество. В них воплотился труд десятков тысяч рабочих и инженеров.


Мемуары Хорьха под названием «Я строил автомобили» удалось издать в 1937 г. — автору, не состоявшему в национал-социалистической партии, было непросто выпустить книгу, но титул лидера автопрома заменил Августу партийный билет.

В рамках кампании Рейха, нацеленной на создание киноархива «Великие личности Германии», о Хорьхе был снят фильм. Первую картину из цикла о немецких гениях посвятили легендарному физику Максу Планку, вторую — Августу Хорьху.

Тем не менее Хорьх так и не стал членом национал-социалистической партии, использовавшей его личность для популяризации величия немецкой нации. В политические вопросы Хорьх углублялся лишь в том случае, если они препятствовали производству автомобилей — в остальном же Август был слишком прямолинеен для мира политики.

Вторая Мировая и преследование

В 1942 г. Хорьх стал вице-президентом Auto Union, правда, всего через два года он подал в отставку. Уход Хорьха никого не взволновал — с завершением войны концерн прекратил своё существование. Оборудование завода вывезли в СССР — станки с маркировкой Horch Werke в течение нескольких десятилетий исправно работали на украинских и удмуртских автопроизводствах.

Предприятие Audi, которому удалось уцелеть, бросило все силы на восстановление Баварии. Страна Советов не преследовала Хорьха — против него начала войну Социалистическая партия Германии.

В 1947 г. правительство обвинило аполитичного Хорьха в пропаганде фашизма. Автобиографию, которую он с таким трудом издал, назвали книгой, написанной и выпущенной по личному поручению Й. Геббельса. Также Августа обвинили в эксплуатации рабочих, а вскоре лишили звания почётного гражданина Цвиккау. Даже улицу, носившую его фамилию, переименовали.

Оскорблённый столь несправедливой клеветой, Хорьх был вынужден перебраться в оккупационную американскую зону — он прекрасно понимал, что никому ничего не сможет доказать, но смириться со статусом идеолога национал-социализма не мог. Тот факт, что Август даже не состоял в партии, не мог переубедить власть, увлечённую «охотой на ведьм» и репрессиями против всех, кто хоть чем-то выделялся из массы обывателей при прошлом режиме.


Август Хорьх за рулём автомобиля Horch

В 1948 г. денацификационный пыл немецкого правительства несколько остыл — Хорьха избрали членом Германского автоклуба, а в 1949 г. Август стал почётным гражданином своего родного города Виннингена. В последние годы жизни инженер много работал в качестве журналиста — писал заметки о машинах, статьи, посвящённые новым технологиям, трудился над книгой под названием «Мой друг, автомобильный пастор».

Потомки не забыли имя великого инженера — в 1993 г. улица в Цвиккау снова была названа в честь Хорьха, в 2000 г. в американском Автомобильном зале славы открыли стенд в память об Августе.

В 2018 г. автомобиль Auto Union Type C с разработанным Августом шестнадцатицилиндровым двигателем принял участие в 25-м фестивале скорости в Детройте. Автомобили, созданные Хорьхом в 1920-х и 1930-х гг., до сих пор поражают посетителей выставок мирового класса.

Гениальный конструктор, создатель Audi, новатор, которому не смогли помешать бороться с консерватизмом две мировые войны, умер в 1951 г. в возрасте 82 лет.

В своих последних письмах Август сообщал, что счастлив и готов покинуть земной мир, будучи полностью довольным жизнью, которую посвятил автомобилям.

Цитаты Августа Хорьха

Я работал всю жизнь — долго, самозабвенно и плодотворно. И когда Господь спросит меня: «Что ты сделал?» — я отвечу просто: «Я строил автомобили».

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу